«Правда – хорошо, а счастье лучше» Александра Островского – пьеса светлая, лишенная трагизма, даже нежная, и все в ней – любовь и о любви, и факт остается фактом: наверное, пьеса, о которой идет сейчас речь и которая только что блистательно поставлена на сцене Малого театра прекрасным режиссером Сергеем Женовачем, принадлежит действительно к самым романтическим произведениям великого нашего драматурга.
Написана она в 1876 году, в самый трудный творческий период. Ставить ее тоже непросто, потому что ничего экстраординарного в ней не происходит.
Драматург верен себе – его герои по-прежнему живут в Замоскворечье, и громадный, огороженный серым забором двор купеческого дома словно излучает на весь зрительный зал удивительно свежий запах громадных зеленых яблок, которые в изобилии растут на наших глазах и которые буквально с упоением таскает для собственной продажи из дома и сада ворюга-садовник (человек, между прочим, редкого обаяния – таков уж актер А. Клюквин)… Обычность богатого, но скучного дома богатой купчихи, сын которой – гуляка и транжир, а ко всему прочему еще и вдовец – вынужден постоянно плясать под мамашину дудку. А мамаша-то как хороша! Дородная, белотелая, величественная, властная Мавра Тарасовна Барабашева – и играет ее такой Евгения Глушенко. Причем Мавра Тарасовна и купчиха, что говорится, первый сорт, но где-то внутри ее затаилась минувшая когда-то любовь, нет, не к мужу, мужа уже тогда в живых не было. К солдатику, которого она не видела уже Бог знает сколько лет…
А рядом с Маврой тоскуют, понимая, что вряд ли им удастся быть вместе, совсем юные внучка купчихи (Поликсена – И. Леонова) и мелкий служащий – полунищий вдовий сын Платон Зыбкин (Г. Подгородинский). Вот любовь другого вида – страстная, открытая, а порой и отчаянная (вот, пожалуй, единственный порыв отчаяния в спектакле). И вообще каждый персонаж в этой комедии не просто заинтересовывает зрителя, но и интригует. Особенно Фелицата (Л. Полякова), нянька Поликсены, приказчик Мухояров (Г. Дронов) и уж, разумеется, купеческий сынок-гуляка и сам купец без денег, которые хранит мамаша, – Амос Панфилыч Барабашев (В. Низовой)…
Как это всегда у Островского, все персонажи плотно завязаны драматургически, тесно спаяны. Но есть в этой пьесе и в этом спектакле персонаж совершенно поразительный, который невольно перевернул вверх дном весь накатанный быт замоскворецкого «замка», в котором главный цвет – серый (метафора!), и лишь по ночам встает над забором желто-розовая луна… Так вот, с появлением в доме «ундера», чтобы охрана усадьбы была особенно величественная, начинается самое красивое и доброе, что до поры прячется в этой очень доброй (повторю!) пьесе о любви. А «ундер», то есть отставной унтер-офицер Сила Ерофеич Грознов, – это главная звезда, главное откровение в этой премьере Малого театра. Его играет Василий Бочкарев, и буквально каждой его фразе или жесту радуешься, поражаешься да просто влюбляешься в него, как и все персонажи пьесы, не говоря уже о вспыхнувшей памяти о прошлой когда-то любви Мавры Тарасовны. Достаточно вспомнить, как Грознов идет на свидание к Мавре с собранным им самим скромным букетом полевых цветов, – честное слово, слезы на глаза накатываются. И ведь нет ни в одном эпизоде с Грозновым желания сыграть сладкую мелодраму, хотя ход сюжета вполне на нее настраивает. И разговоры… Какие разговоры – истовые, как бы сказал Василий Шукшин… Слушаешь и радуешься, улыбаешься, веришь, что у героев (а уж молодых-то в первую очередь) все всенепременно хорошо сложится.
Добрая пьеса, теплая, по-настоящему нежная, хоть купчиха все равно не изменит себе до конца, но Грознов ее здорово заставит посмотреть на себя по-новому…
А мы по-новому смотрим знакомую пьесу, переполненную песнями и романсами, очаровывающую изящной цветовой гаммой, где все вроде решено в основном сером тоне, а приглядишься – и непременно хоть мысленно солнце проглянет…
Комментарии