search
main
0

Главные задачи – качество и объективность. В школы вернут дефектологов, а учителей проверят на знание предмета

​К традиционному апрельскому расширенному заседанию коллегии в Министерстве образования и науки Российской Федерации готовятся особенно тщательно. Задача мероприятия – отчитаться ни много ни мало по результатам реализации государственной политики в сфере образования и науки за прошедший год, осветить итоги работы ведомства, которое эту политику воплощает. Ну и, конечно, поставить стратегические задачи на текущий год.

Как правило, итоговые коллегии очень насыщенные, охватывают все уровни и направления образования, проблемы и достижения. Перед кем отчет? Перед Президентом России и правительством. Поэтому на коллегии 2017 года присутствовали курирующие Минобрнауки России заместители Председателя Правительства РФ Ольга Голодец и Аркадий Дворкович. Перед региональными министерствами образования и науки, отраслевыми комитетами в Совете Федерации и Госдуме, перед РАО, вузами, учреждениями среднего профессионального образования, школами и детскими садами.Перед родителями, то есть перед всей Россией… В начале своего доклада министр образования и науки Ольга Васильева отметила: «Ключевое в нашей работе – обеспечение доступности и качества российского образования, которое должно соответствовать, прежде всего, запросам граждан, перспективным задачам развития экономики нашей страны и тем целям, которые ставит перед нами общество».И, конечно, министерство отчитывается перед рядовыми учителями, воспитателями, педагогами вузов.Не претендуя на полный охват того, о чем говорилось на расширенном заседании коллегии, обратимся к главным темам.Дошкольное образованиеОльга Голодец напомнила о достигнутых результатах по созданию новых мест в дошкольных учреждениях: «Был создан 1 миллион 360 тысяч мест в то время, как эта программа реализовывалась на федеральном уровне. И она продолжает реализовываться». Обращаясь к представителям регионов, Ольга Юрьевна добавила: «Коллеги, у родителей не должно быть сложностей с зачислением детей в дошкольные учреждения. В четырех регионах очередь не закрыта. Есть регионы, в которых численность детского населения растет опережающими темпами. Нельзя оставлять эту программу без внимания. Некоторые регионы справились с задачей обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей от полутора до трех лет, в других к этой задаче еще даже не подходили. Ясли для малышей – не просто вопрос развития личности ребенка, но и вопрос экономики России, потому что сегодня при демографической яме населения трудоспособного возраста у нас рабочие руки на вес золота».Содержание образованияУсовершенствование содержания всех школьных предметов глава Минобрнауки России Ольга Васильева считает одной из главных задач. Первый шаг в этом направлении – обновление содержания. Образовательное ведомство создало экспертные группы по всем предметам. Идет работа по созданию предметных концепций. На сегодняшний день созданы концепции по русскому языку, математике, отечественной истории. Близка к завершению работа над концепцией по обществознанию. Продолжается разработка концепций по географии, физической культуре, искусству. Второй шаг – базовые, концептуальные программы по каждому предмету. Третий шаг – создание нового федерального перечня учебников.Проектная деятельностьДля повышения эффективности бюджетной поддержки системы образования утверждены пять приоритетных проектов:- «Создание современной образовательной среды для школьников»;- «Современная цифровая образовательная среда»;- «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»);- «Вузы как центры пространства создания инноваций»;- «Доступное дополнительное образование для детей».Проектам Минобрнауки России уделяет особое внимание, а на итоговой коллегии им был посвящен отдельный доклад зам. министра Людмилы Огородовой. Она рассказала, как организационно построена работа над проектами, какие задачи поставлены на 2017 год, подчеркнула: «Эти проекты отражают содержательные и инфраструктурные изменения, которые должны произойти до 2021‑2025 годов практически по всем уровням образования – дошкольному, школьному, среднему профессиональному, высшему. А также в сфере ИТ-технологий, цифровых технологий, онлайн-образования».ИнфраструктураОб одном из проектов – создании современной образовательной среды – особо говорила заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец: «Мы вступили в серьезную программу – создание новых мест в школах по всей территории Российской Федерации. За год было создано 170 тысяч новых мест. Надо наращивать темпы. Есть возможность опираться на пул типовых проектов, которые уже разработаны, реализованы. Сейчас в этом пуле 48 зданий, рассчитанных на разные климатические условия, на разную численность учеников. В этом году 25 миллиардов выделено из федерального бюджета. Регионы своими средствами участвуют в этой программе. Мы надеемся на ускорение темпов ее реализации, чтобы к концу года общая численность созданных мест уже превышала бы 350 тысяч».Кстати, задача тем более актуальна, что в России до конца не решенной остается проблема двух- и трехсменного обучения школьников. О ней говорила в своем докладе Ольга Васильева.Дополнительное образованиеГоворя об этой сфере, министр с гордостью подчеркнула: «За пять последних лет количество детей, охваченных дополнительным образованием, увеличилось с 59 до 69 процентов». И рассказала о том, что будет меняться: «Акцент сделан на технику и технологии. Это необходимо стране для развития и усовершенствования экономики. Считаем важным развитие технической и естественно-научной направленности дополнительного образования».Совместно с Агентством стратегических инициатив в регионах создаются технопарки. Открыто 17 технопарков, в 2017 году планируется открыть еще столько же.Ольга Васильева подчеркнула: «Мы дол­ж­ны перейти в дополнительном образовании на нормативно-подушевое финансирование. Возможно, перейдем на персонифицированное финансирование. Этот вопрос будет решаться на базе региональных пилотных проектов. Это означает, что родитель получает сертификат на дополнительное образование и сам решает, куда его нести, какую образовательную программу ребенок будет получать».Инклюзивное и коррекционное образованиеОльга Юрьевна отметила: «На сегодняшний день 10 тысяч школ, а это более 21 процента, участвует в инклюзии, при этом мы будем поддерживать сеть специализированных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья».Следующая часть доклада особо порадовала специалистов по коррекционному образованию: «Для нас очень важной является поддержка педагогов-дефектологов. Был период, когда наша величайшая школа дефектологии дала сбой. Сейчас ситуация потихонечку выравнивается. В этом году пройдет первый всероссийский съезд дефектологов. На сегодняшний день у нас очень мало дефектологов, которые работают со слабовидящими детьми. Мы решаем эту проблему. Была проведена большая работа по повышению квалификации. Мы допустили большую ошибку, когда убрали из школ ставку педагога-психолога и ставку логопеда. У нас сейчас 1 психолог на 850 школьников и 1 психолог на 420 дошколят. Чудовищно низкая цифра!».Уже можно прогнозировать, что 58% первоклассников 2017 года имеют логопедические проблемы. А это значит, что дети не смогут нормально учиться без занятий с логопедом. Ольга Юрьевна считает: «Проблема должна решаться на региональном уровне. Директор школы должен решать, будет ли у него ставка логопеда, школьного психолога или нет».Профессиональное образованиеМинистр напомнила: «В 2016 году утверждены новые образовательные стандарты по 16 профессиям, 28 специальностям, которые разработаны в соответствии со списком наиболее востребованных на рынке труда новых перспективных профессий».Еще одно достижение – семь региональных центров компетенций для апробации ФГОС и разработки экспериментальных образовательных программ. Центры открыты в Татарстане, Чувашии, Хабаровском крае, Московской, Тюменской, Свердловской, Ульяновской областях.«Доступность бесплатного высшего образования министерство поддерживает на высоком уровне, – уверена Ольга Васильева. – В этом году выпускников школ ждут 57% бюджетных мест».В каких кадрах нуждается рынок? Министр рассказала: «В течение последних трех лет наблюдается потребность в выпускниках естественно-научного, инженерно-технического, педагогического и медицинского направлений».Государственная итоговая аттестацияОльга Голодец поблагодарила Министерство образования и науки РФ и Рособрнадзор: «Нам удается в течение нескольких лет прививать культуру честного ЕГЭ. Хорошие результаты с точки зрения добротности, доверие к этим результатам стали нормой нашей жизни. Нам очень важно сохранить этот хороший тренд, приложить все усилия, чтобы в этом году и в последующие годы ЕГЭ прошел так же безукоризненно, как и в прошлые».Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов добавил к этому комплименту следующую задачу – ОГЭ для учеников 9‑х классов: «По девятым классам одна задача – объективность. Где экзамены проходят объективно, там результаты ниже, но они позволяют выявлять проблемы, которые есть в системе образования, и работать с ними».Повышение квалификации педагоговСергей Кравцов поделился грустной цифрой: «Мы провели исследование компетенций учителей. От 15 до 20 процентов учителей русского языка и математики имеют недостаточный уровень предметной и методической подготовки».Минобрнауки России и Рособрнадзор планируют провести независимую аттестацию учителей. Уже десять регионов страны добровольно вызвались принять в ней участие. Ольга Васильева подчеркнула: «Эта предметная оценка позволит выявить белые пятна у педагогов, которые нуждаются не в наказании, а в поддержке и повышении квалификации. Будем использовать площадки региональных и федеральных университетов наряду с институтами повышения квалификации, чтобы дать возможность педагогам заполнить пробелы, о которых мы узнаем».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте