search
main
0

Главные вопросы и важные ответы. Урок по теме «Права человека». 3-й класс

Цели: знакомство учащихся с основными статьями Всеобщей декларации прав человека; развитие речи учащихся, логического мышления; формирование гражданских качеств учащихся; формирование у учащихся навыков социализации.

Оснащение урока

Всеобщая декларация прав человека;

сборники басен И.А.Крылова (4 экз.);

школьный толковый словарь (для каждого учащегося);

рассказ Л.Н.Толстого «Филипок» (для каждого учащегося);

тексты «писем» Василисы и Буратино;

иллюстрации к сказкам «Сивка-Бурка», «Золушка», «Дюймовочка», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка»;

рисунки с изображением героев мультфильмов;

карточки (4 шт.) с заданиями для работы учащихся в группах;

костюм Маленького Мука;

аудиокассета с записью песни «Кузнечик», видеокассеты с мультфильмами «Гадкий утенок», «Приключения Буратино», «Заюшкина избушка», «Мороз Иванович», «Чиполлино»;

магнитофон;

видеомагнитофон;

телевизор.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Давным-давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

Что человек может делать и что не вправе делать?

Что человек обязан делать и что не обязан?

На что человек имеет право и на что его не имеет?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в неразбериху. Наконец людям удалось решить главные вопросы – и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, с некоторыми статьями которой мы познакомимся сегодня на уроке.

Знакомство с основными статьями Всеобщей декларации прав человека

Ученик: «Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски».

Учитель: Что значит относиться друг к другу по-братски? Кто из нарисованных здесь героев мультипликационных фильмов постоянно призывает к этому?

(На доске рисунки с изображениями старухи Шапокляк, Чебурашки, кота Леопольда).

Какими словами кот Леопольд призывает относиться друг к другу по-братски?

(Ребята, давайте жить дружно!)

Ученик: «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола, религии, богатства и бедности, социального происхождения».

Учитель: Посмотрите отрывок из мультфильма «Гадкий утенок». Все ли герои Андерсена относятся друг к другу по-братски? Кто из обитателей птичьего двора обижен, кто пользуется особыми привилегиями? Должны ли герои сказки иметь равные права?

Ученик: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу».

Учитель: Как вы понимаете эту статью? Послушайте песенку «Кузнечик». Кто посягнул на жизнь Кузнечика?

Ученик: «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии».

Учитель: Посмотрите отрывок из мультфильма «Буратино». Кто находится в подневольном состоянии – Буратино или Пьеро? Почему вы так решили? Какое право кукол нарушил Карабас-Барабас?

Ученик: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению».

Учитель: Откройте Толковый словарь русского языка. Найдите и прочитайте значение слова «пытка». А теперь попробуем ответить на вопросы, которые содержатся в письмах Василисы Прекрасной и Буратино. Герои сказок обращаются к нам с призывом о помощи.

Письмо 1

Здравствуйте, ребята!

За то, что я отказалась выйти замуж за Кощея, он превратил меня в лягушку. Жить в болоте – это пытка для меня. Могу ли я подать на Кощея в суд за то, что он подверг меня этой пытке, ведь, в общем-то, орудий пыток он ко мне не применял?

Василиса.

Письмо 2

Пишет вам Буратино. Помогите мне разгадать тайну. Недавно двое незнакомцев схватили меня, угрожая пистолетом и ножом. А потом подвесили за ноги. Так они пытали меня, надеясь, что я отдам им золотые монеты. Подскажите, кто поступил со мной так жестоко и какую статью Всеобщей декларации прав человека нарушил при этом?

Ученик: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию».

Учитель: Как вы понимаете смысл этой статьи? К нам в гости пришел Маленький Мук. Послушаем его.

Маленький Мук:

Привет вам, ребята! Я Маленький Мук.

Хоть мал, но успел пережить столько мук!

В тюрьму королем был я брошен, друзья.

Вы спросите: «В чем же провинность моя?»

Провинность моя только в том и была,

Что в сердце царя зависть, жадность жила.

Чтоб посох и туфли мои отобрать,

Решил наш король меня в цепь заковать.

Смеялся в лицо, казнью мне угрожал,

Забрав мои вещи, меня он изгнал.

Велел убираться совсем из страны,

Ему были туфли и посох нужны.

Я брел наугад, я ужасно устал,

Под фиговым деревом сонный упал.

Пусть выгляжу жалким я, слабым,

Слезливым…

И все же король у нас несправедливый.

Учитель: Согласны ли вы с Маленьким Муком? Можно ли считать, что арест и изгнание Маленького Мука являются нарушением его прав? Какие права Маленького Мука нарушены?

Ученик: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища…»

Учитель: В каких сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? Посмотрите отрывки из мультфильма «Чиполлино». Какое право кумы Тыквы нарушил синьор Помидор? Посмотрите отрывок из мультфильма «Заюшкина избушка». Кто помог зайцу восстановить свои права на жилье?

Ученик: «Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство, имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину».

Учитель: Закончите предложения.

(На доске с левой стороны дано начало предложения, а с правой стороны его предполагаемое окончание. Учащиеся подбирают подходящее окончание).

1. Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом… (…уехать из своей страны и вернуться на родину).

2. Колобку постоянно мешали… (…свободно передвигаться).

3. Лисичка со скалочкой каждый день могла… (…выбрать новое место жительства).

Ученик: «Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью. Брак может быть заключен только при согласии обеих сторон».

Учитель: Кто из перечисленных героев сказок хотел вступить в брак по согласию?

1. Елена Прекрасная и Иванушка.

2. Марья-царевна и Емеля.

3. Кощей Бессмертный и Василиса.

4. Дюймовочка и жабий сын.

(На доске иллюстрации к сказкам «Сивка-Бурка», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Дюймовочка»).

Ученик: «Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя лишать его имущества».

Игра «Соедини слова»

Учитель: Каким имуществом владели эти герои сказок?

Буратино зеркальце

Мачеха золотой ключик

Тыква печка

Заяц кирпичи

Емеля избушка

Баба Яга ступа и метла

У кого из героев сказок пытались незаконно отнять имущество?

Ученик: «Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, на равную оплату за равный труд».

Учитель: Посмотрите отрывок из мультфильма «Мороз Иванович». Какое вознаграждение за работу получила Рукодельница? Какую награду получила Ленивица? Нарушил ли Мороз Иванович права каждого на равную оплату за равный труд?

Ученик: «Каждый человек имеет право на образование».

Учитель: Прочитайте рассказ Л.Н.Толстого «Филипок». Каким правом воспользовался мальчик, отправившись в школу?

Ученик: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг».

Учитель: Найдите и прочитайте в Толковом словаре русского языка значение слова «досуг». Каким правом воспользовалась Золушка, отправляясь на бал? Кто постоянно лишал Золушку права на отдых? Как отдыхаете вы и ваши близкие?

(На доске иллюстрации к сказке «Золушка»).

Ученик: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом».

Учитель: Какие обязанности перед обществом есть у вас, у ваших родителей?

Закрепление изученного на уроке

Учитель: Итак, мы познакомились с основными правами человека. Какие права человека вы запомнили? (Дети называют права человека. Учитель вывешивает плакат с перечнем изученных прав).

Основные права человека:

1. Право на жизнь и свободу.

2. Право на неприкосновенность жилища.

3. Право на свободное передвижение.

4. Право вступать в брак без принуждения.

5. Право владения имуществом.

6. Право на труд.

7. Право на образование.

8. Право на отдых.

А теперь мы проведем соревнование и выясним, какая из групп лучше усвоила права человека.

(Класс предварительно разбит на 4 команды: «Правоведы», «Законники», «Знатоки», «Умники»).

Задание 1

Учитель: Каждая команда получает карточки, на которых приведены ситуации из известных сказок. Ваша задача правильно и быстро ответить, каким правом герои воспользовались, а какие права героев были нарушены?

Карточка 1

Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги.

Карабас-Барабас заставлял кукол выступать ежедневно по нескольку раз без перерыва.

Карточка 2

Говорящий сверчок посоветовал Буратино отправиться в школу и набраться там ума.

Полицейские силой ворвались в каморку папы Карло.

Карточка 3

Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились вместе в страну Дураков.

Папа Карло жил очень бедно, он был стар и никто не брал его на работу.

Карточка 4

Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Аленушку.

Карточка 5

Дюймовочка согласилась выйти замуж за принца эльфов.

Задание 2

Учитель: Прочитав басни И.А.Крылова («Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Лиса и виноград», «Волк на псарне»), выберите одно из прав, которое было нарушено:

право на владение имуществом;

право на образование;

право на справедливый суд;

право на труд;

право на жизнь;

Задание 3

Учитель: Каждой команде придумать ситуацию-загадку для соперников, в которой нарушается одно из прав человека.

(Загадывание загадок. Ответы учащихся).

Подведение итогов соревнования.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. По количеству набранных баллов определяется команда-победительница).

Итог урока

Учитель: В заключение урока знакомимся со статьей 30 Всеобщей декларации прав человека. Эта статья является основополагающей, без нее все остальные статьи потеряют всякий смысл.

Ученик: «Ничто в настоящей Декларации не может быть использовано как предоставление отдельным людям, группе людей или какому-нибудь государству права совершать действия, нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации».

Почему без этой статьи Всеобщая декларация прав человека потеряет смысл?

(Ответы учащихся).

Учитель: Декларация прав человека – это свод законов, по которым нам всем следует жить. Порядок в мире будет только в том случае, если мы будем не только знать, но и соблюдать эти законы.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Мои права и обязанности».

Людмила СЕРЖАНТОВА, учитель начальных классов

видео 3. Кощей Бессмертный и

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте