Стратегию и тактику воспитания юного исследователя нельзя построить без учета особенностей современного воспитания:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса, всех его элементов. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение воспитанниками социально-культурных ценностей общества; 2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.2. Сутью воспитания является развитие и обогащение отношений воспитанника к окружающему миру: к живой и неживой природе, к обществу и его ценностям, к себе самому как ценности. Происходит это в разнообразных видах воспитывающей деятельности.3. Воспитание в своей сущности – это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе – самовоспитания, саморазвития.4. Процесс воспитания многофакторный; успешность либо неуспешность его определяется позитивностью или негативностью влияющих на него факторов. Это объективно неизмеримо осложняет процесс воспитания по сравнению с обучением. Вот почему в современной теории и практике воспитания продуктивны идеи адаптивной школы, функционирования образовательного учреждения как воспитательной системы.5. Существенный корректив в решение проблем воспитания в современных условиях вносят реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические… условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей. Впервые в истории человечества реальностью стало появление молодежной субкультуры.Ряд прогрессивных идей, на которых современный процесс воспитания может быть построен эффективно:1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности (методика КТД И.П.Иванова).3. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей, личностно ориентированной деятельности.4. Основой методики воспитания следует считать инструментовку воспитания детей как стимулирование самопознания и самовоспитания их, организацию деятельности детей как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление.5. Продуктивной является идея педагогической поддержки взрослеющего человека, определяемая как оказание превентивной (предваряющей) помощи ему в решении возникающих у него проблем, связанных со здоровьем, обучением, коммуникацией и социализацией.6. Воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника во всех сферах жизни.7. Спецификой развития современной методики воспитания является сближение, более тесное взаимодействие педагогической теории и практики.Людмила МАЛЕНКОВА, профессор, кандидат педагогических наук
Комментарии