Департамент образования на очередном заседании рассмотрел вопрос «О ситуации в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы по результатам рассмотрения обращений граждан по соблюдению прав детей»
Альберт ПОЛЛЕ, начальник городской инспекции:
– Проблема соблюдения прав детей достаточно актуальна, так как роль образовательных учреждений в системе социальной защиты детей постоянно повышается, а работа с обращениями граждан – один из действенных механизмов защиты прав, свобод и законных интересов детей.
За последние три года инспекция рассмотрела обращения граждан по 481 образовательному учреждению системы Департамента образования, в которых возникали конфликтные ситуации, из них жалобы по 224 учреждениям подтвердились. При этом 134 (более 50%) обращения граждан касались нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и воспитанников.
Разбор конфликтов подводит к мысли, что руководителям учреждений необходимо менять свои психологические установки, выстраивать с родителями партнерские отношения, признавать за ними широкие права полноценных участников образовательного процесса.
Родитель вправе знать, на что расходуются его благотворительные взносы, зачем в школе вводится эксперимент, по каким программам обучаются дети и так далее.
Проблема взаимоотношений участников образовательного процесса – педагогов, учащихся, родителей – в школе существует столько, сколько существует сама школа. Объясняется это тем, что помимо собственно учебной сферы школьная реальность включает и сферу межличностных отношений.
Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это роскошь, в другом – профессиональная необходимость.
Умение выстраивать взаимоотношения в детском, родительском и педагогическом коллективах, умение общаться – одно из непременных условий, обеспечивающих благоприятный психологический климат для ведения образовательной деятельности и ее эффективности.
Из-за неумения педагогов, включая руководителей образовательных учреждений, правильно организовать общение с детьми, родителями, друг с другом возникают конфликтные ситуации.
Ситуацию можно понять, когда автор обращений родитель, вставший на защиту прав своего ребенка и настаивающий на внимательном отношении к нему со стороны педагога или администрации образовательного учреждения. Однако статистика городской инспекции показывает, что в каждом третьем случае авторы обращений – члены педагогического коллектива или родительских комитетов школы или класса. Эта категория обращений особенно тревожит, так как ставит под сомнение наличие здоровой демократичной обстановки в педагогическом коллективе, где директор образовательного учреждения полностью владеет ситуацией, где есть коллектив единомышленников, гласность и открытость в организации образовательного процесса.
Рассмотрение повторных обращений убеждает, что руководители образовательных учреждений не учитывают возможный общественный резонанс на несогласованные действия администрации, членов педагогического коллектива и родительской общественности (Центр образования №1448, школы №№1331 и 310 Центрального округа).
Отсутствие у руководителя гибкости и авторитарный стиль управления нередко приводят к втягиванию в конфликт больших групп родителей, обучающихся, подключению депутатов, общественных организаций, средств массовой информации. Конфликт, который мог быть урегулирован на уровне образовательного учреждения или окружного управления образования, приобретает вселенский размах. Средства массовой информации и отдельные заинтересованные лица произвольно дают оценку и выгодную им окраску сложившейся в образовательном учреждении ситуации. Так было с дракой между учащимися школы №488 и Центра образования №1804 «Кожухово», которая была преподнесена в прессе как конфликт на межнациональной почве.
Именно руководитель в первую очередь несет ответственность за все, что происходит в образовательном учреждении, определяет стиль взаимоотношений в коллективе, нацеливает свой педагогический коллектив на освоение знаний по конфликтологии, оптимизации межличностных отношений участников образовательного процесса, воспитанию толерантности.
Полагаю, что окружным управлениям образования, МИОО, нашим городским высшим учебным заведениям нужно все это учитывать, организуя работу с различными категориями педагогических кадров.
Другая острая проблема – нарушение норм этики в отношениях с обучающимися или родителями.
Следует признать, что инспекция и специалисты окружных управлений образования при рассмотрении конфликтов часто испытывают затруднения. Законом установлено, что меры воздействия, относящиеся к методам физического и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам, недопустимы, однако законодательно не закреплена грань, превращающая обычный окрик педагога, резкий жест или ругательство в методы физического или психического насилия.
Вместе с тем очевидно, что если действия учителя или воспитателя приводят к причинению ребенку физических или нравственных страданий, если унижается человеческое достоинство, если свои должностные обязанности педагог использует с целью давления на ученика (принудительно изолирует, вынуждает посещать свои частные занятия и так далее), то этому не должно быть места в современном образовательном учреждении. Учитывая гуманистический характер нашего образования, таких случаев не должно быть вообще, но наличие таких фактов приходится констатировать.
Например, в школе №1201 мама ученика 9-го класса Ивана Новоселова высказала на родительском собрании претензии родителей к учителю английского языка Т.Чумаченко, которая незаконно проводила в школе платные дополнительные занятия. Пожелание родителей разобраться в данной ситуации было адресовано присутствовавшему на родительском собрании заместителю директора по УВР Ф.Абдуллаевой. Однако администрация (директор М.Войцеховская) не приняла безотлагательных мер по урегулированию конфликта, а учитель начала демонстрировать необъективное и предвзятое отношение к подростку. В результате появилось обращение родителей в Рособрнадзор.
Есть достаточно выразительные цифры дисциплинарных взысканий, принятых по каждому факту допущенных нарушений. За последние три года с 18 руководителями образовательных учреждений расторгнуты трудовые договоры, выговоры объявлены 77 работникам различных категорий. К сожалению, не всегда принимаемые меры административных взысканий соответствуют степени тяжести допущенных нарушений. Вместе с тем победителей в конфликтной ситуации не бывает, а принимаемые меры административных взысканий не компенсируют моральный ущерб, нанесенный ребенку и его семье, отражаются на психическом, а иногда и физическом состоянии ребенка.
Несомненно, глубоко прав К.Д.Ушинский, утверждая, что «педагогический такт не есть что-нибудь врожденное, а формируется в человеке постепенно». То же можно сказать и о педагогической культуре. Это истина, с которой сложно поспорить, но в то же время мы довольно часто сталкиваемся с ситуациями, которые становятся показателями низкой профессиональной культуры учителя и приводят к конфликтам.
Если проанализировать рассмотренные инспекцией конфликтные ситуации «учитель – ученик», можно выявить следующие причины их возникновения:
– неумение педагога учитывать в работе индивидуальные особенности обучающихся (дети не безлики, каждый – личность и требует своего подхода);
– незнание или недостаточное знание педагогом основ возрастной психологии и конфликтологии;
– бестактность, а иногда и грубость со стороны педагога;
– неправильная мотивация обучающихся поощрением и наказанием (недопустимо поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя мотивы);
– неспособность педагога опираться в работе на неформальных лидеров ученического коллектива;
– неверное отношение педагога к критике.
Многие обращения мы рассматриваем как сигнал о том, что воспитательная работа в ученических коллективах проводится слабо, что педагог часто стоит в стороне, не выступает в роли организатора межличностных отношений в классе, не держит «руку на пульсе» этих отношений, а пассивно наблюдает, как они формируются.
Межличностные конфликты подростков приобретают порой уродливые формы и свидетельствуют о серьезных упущениях в воспитании со стороны семьи, школы и общества. В школе №1410 (директор Г.Юсупова) двое подростков в подражание киносюжету отсняли в школьной столовой на мобильный телефон сцены издевательств над одноклассницей. Впоследствии другая группа подростков, чтобы добиться от них извинения, затеяла драку с обидчиками девочки. Похожая ситуация была в школе №1950 (директор Т.Протасова), где учащиеся 6-го класса унижали одноклассника, фотографируя его в неприглядном виде и разместив фотографии на сайтах в Интернете.
Сегодня мы имеем достаточно большое количество примеров, когда межличностные отношения учащиеся разрешают драками, а порой и получением травм (школа №704, Третий кадетский корпус им. А.Невского, Центр образования №1804 «Кожухово»). Настораживает факт, что таких случаев достаточно много, что отмечается тенденция их роста, а сколько происходит драк, о которых педагоги не знают!
Значительный процент среди рассмотренных жалоб составляют жалобы на случаи детского травматизма и неправильные действия руководителей и педагогических работников по принятию предусмотренных законодательством мер, а именно невнимание к физическому состоянию ребенка, неоказание своевременной медицинской помощи, отсутствие акта по результатам расследования несчастного случая и попытка сокрытия факта травматизма.
Приведу один пример: в школе №738 ученик 3-го класса получил травму – компрессионный перелом грудных позвонков и сотрясение головного мозга – на занятиях в комнате психологической разгрузки (в «сухом бассейне»). Педагог-психолог Н.Тюник не провела инструктаж по технике безопасности с детьми, методически неправильно организовала занятие, допустив столкновение двух детей. В то же время администрация школы грубо нарушила нормативные документы при расследовании несчастного случая. Все это послужило основанием для расторжения с директором О.Ежковой трудового договора.
Важные проблемы взаимоотношений – педагог – ученик, педагог – родитель, ученик – ученик – это не только проблемы педагогического общения, педагогической культуры и такта, но и проблемы низкой психологической грамотности педагогов и руководителей, недостатка знаний в области конфликтологии. К сожалению, школьные психологи, как показывают инспекционные проверки, в силу некоторых объективных и субъективных причин в решении сложных вопросов взаимодействия и общения редко становятся квалифицированными помощниками администрации, их знания и умения остаются невостребованными.
Правильно выстроенное взаимодействие всех участников образовательного процесса, формирование благоприятного психологического климата в учреждении обеспечивают результативность образовательного процесса и его эффективность, а значит, исчезает почва для конфликтов и жалоб.
Отсутствию условий возникновения конфликта способствует также своевременно разработанная правовая база взаимодействия всех участников образовательного процесса, грамотно составленные локальные акты учреждения.
Считаю, что обсуждение этих проблем на коллегии МДО своевременно, а принятые общими усилиями конструктивные решения помогут создать механизм защиты прав, свобод и законных интересов детей.
Комментарии