В век компьютерных технологий «великим и всемогущим» стал считаться Интернет. Современные школьники чаще всего для получения информации обращаются именно к нему. Но часто Интернет и подводит учеников, так как они еще не в полной мере могут исправлять стиль, язык тех статей, которые скачивают с того или иного сайта. А для того чтобы овладеть тайнами русского языка, в первую очередь необходимо обращаться к словарям.
Юлия ЯКОВЛЕВА,учитель русского языка и литературы гимназии №166,победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2009 года,Санкт-Петербург
При изучении той или иной темы по русскому языку не обойтись без помощи словаря. Более всех востребованными в моей практике являются словари состава слова (кстати, в словарях разных авторов может быть дан разный состав одного и того же слова), этимологический, орфографический, орфоэпический, фразеологический (дети практически не знают значения фразеологизмов), объяснительный, иностранных слов и, конечно же, толковый.
Словари нужны и на уроках литературы, особенно при изучении произведений писателей XIX века. Например, перед изучением стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в пятом классе я всегда даю задание на словарную работу с текстом, что требует обращения к словарям, ведь в данном произведении много слов, вышедших из употребления. Это только один пример. А в одиннадцатом классе работа с текстами произведений требует постоянного обращения к словарям.
Авторы словарей, к которым я предпочитаю обращаться: Ушаков, Ожегов, Тихонов, Потиха. Список можно продолжить. Очень хорошие словари-справочники у Розенталя. К ним я сама предпочитаю обращаться чаще всего. Я не стесняюсь продемонстрировать свое сомнение по тому или иному вопросу и произношу в таком случае сакральную фразу: «Спросим у словаря». И прямо во время урока достаю нужный словарь. Их у меня в кабинете около сорока (по русскому языку и литературе). Мои ученики часто обращаются ко мне с просьбой разрешить заглянуть в словарь. А что может быть лучше такой просьбы?
Я думаю, что словари нужны любому уважающему себя человеку. В нашей жизни без них не обойтись, как, впрочем, и без новейших технологий. Одно другому не мешает, а только дополняет. Главное – задать верное направление. А это уже задача учителя!
Комментарии