search
main
0

Главное – забота об учителе

Компьютеризация школы, и в первую очередь сельской, дала детям совершенно иную возможность развития интеллекта. Задача информатизации органично сомкнулась с программой государственной поддержки одаренных детей. Кроме гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов республика расширяет сеть муниципальных очно-заочных школ для талантливых детей. Сегодня таких учреждений в республике 10. Только в этом году мы открыли очно-заочные школы для одаренных школьников в трех сельских районах Мордовии – Атюрьевском, Дубенском и Темниковском.

Комплекс республиканских программ, направленных на совершенствование интеллекта и здоровья ребенка (здоровье – это отдельная и тоже очень важная тема) носит хорошее название – «Будущее Мордовии». В рамках программ пятый год на базе профильных лагерей во всех районах республики проводятся так называемые летние сборы одаренных детей. В этом году лагеря приняли 735 старшеклассников – победителей различных олимпиад. В августе на базе детского санатория «Сосновый бор» работал республиканский образовательно-оздоровительный лагерь «Интеллект». С детьми здесь занимались (и далеко не в рамках школьной программы) преподаватели наших вузов, профессора, доктора наук. Вузовские преподаватели оказывают помощь и учителям, ведущим занятия в очно-заочных школах. Они выезжают в районы для чтения лекций школьникам, проведения с ними семинаров, практикумов, консультаций.

Хорошие базовые знания, которые получает сегодня первоклассник, может быть, дадут «экономический эффект» только лет через десять, а то и тридцать, когда он станет лауреатом Нобелевской премии. Однако, если говорить серьезно, позитивные изменения в качестве школьного обучения, конечно, есть. В этом году 19 наших ребят участвовали в заключительном этапе всероссийских олимпиад. 5 из них стали призерами, а 2 ученика заняли четвертое место. Среди интеллектуальных олимпийцев уже есть выпускник мордовского сельского лицея – Денис Кузин. На сборах по подготовке к международным олимпиадам, которые прошли недавно в Якутске, он стал победителем.

Мордовские школьники традиционно занимают призовые места и в других российских конкурсах и олимпиадах. Наши дети успешно выступают на Московском международном форуме «Одаренные дети». В первый же год нашего участия в форуме (это было в 2002 году) в конкурсах по самым разным творческим направлениям участвовали свыше 9 тысяч детей из России и некоторых стран СНГ. Из 100 призовых мест, которые были присуждены, 15 взяли наши. Извините за нескромность, но жюри, вручая награды в Колонном зале Дома союзов, оперировало термином «мордовский феномен».

Мы понимаем: развитие одаренного общества возможно только через развитие одаренной личности. Обоюдный интерес государства и человека состоит в том, чтобы сберечь дар и увеличить его.

Образованность человека напрямую связана с получением хорошей квалификации, а высококвалифицированные кадры – лучший рычаг развития экономики.

– Недавно Президент России на встрече с представителями бизнес-кругов говорил о необходимости возрождения профессионального технического образования и как раз об острой нехватке квалифицированных рабочих и техников. Сегодня на региональный уровень передают ПТУ и ссузы, объясняя, что регионы лучше, чем федеральный центр, знают свои потребности в рабочих кадрах. Какова ситуация в вашей республике?

– Повторю: без решения этой проблемы дальнейшее развитие экономики невозможно. Дело доходит до того, что бизнес начал сам стихийно «ковать» себе персонал. Даже термин новый появился для бизнес-наставников – «коучи»…Да, в связи с кардинальным реформированием межбюджетных отношений учреждения профтехобразования сейчас переходят в ведение регионов. Сейчас мы делаем подробную «ревизию» наших профессиональных училищ и колледжей на предмет количественной и качественной подготовки специалистов того или иного профиля, изучаем кадровые потребности предприятий республики. Думаю, что перемены здесь будут достаточно серьезными.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте