search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

Главное в системе качества образования – личность учителя. Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ

В Федеральной программе развития образования основными идеями являются переориентация системы образования на рынок труда, работа над кадровыми ресурсами, открытость образовательной системы, которая становится определяющим фактором качества образования. Достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса невозможно без обновления деятельности методической службы, становления и развития единого методического пространства. Объективное усложнение профессионально-педагогической деятельности и усиление ее многообразия на современном этапе обусловливают необходимость становления новой, современной системы методической работы, обеспечивающей непрерывность образования педагогических и руководящих кадров.

В настоящее время перед методической службой стоит задача создания адаптивной образовательной среды, где максимально будет реализовываться потенциал и учащегося, и учителя, и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами участников образовательного процесса. Образовывать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, собственной жизни, то есть научить его жизнетворчеству. Методологической базой подобного образования является гуманистическая философия, основу которой составляет человек, стремящийся к самореализации, саморазвитию, саморегуляции в изменяющемся обществе. Пусковым механизмом процессов саморазвития становятся овладение педагогами идеи творчества, их мотивационно-технологическая готовность к участию в инновационных процессах, всемерное стимулирование самодеятельности и креативной жизнедеятельности, поддержка научно-методических инициатив, экспериментальной работы. Таким образом, деятельность методической службы в целом всегда направлена на профессионально-личностный рост педагога и как результат – на личностный рост школьников.

Являясь частью системы образования, методическая служба не только изменяется вместе со всей системой образования, но и при оптимальной ее организации направленность этих изменений вписывается в контекст общих изменений. Мало того, методическая служба в своем развитии должна опережать существующую практику, с тем чтобы профессиональное развитие работников образования не только подготавливало их к работе в измененных условиях, но и опережало эти изменения: развитие не в след изменениям, а впереди них.

Среди основных факторов, оказывающих преобразующее воздействие на систему образования, – приоритетный национальный проект «Образование», комплексный проект модернизации образования и современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. В содержании этих документов прослеживается главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы через:

– новые образовательные стандарты;

– новую систему оценки качества образования;

– индивидуализацию образования;

– новую систему оплаты труда;

– введение нормативного подушевого финансирования;

– участие общественных институтов в управлении общим образованием;

– информатизацию общего образования;

– создание системы предшкольного образования.

Рассмотрим некоторые из направлений модернизации образования и каково место в нем муниципальной методической службы.

В этом учебном году в 14 регионах Российской Федерации началась апробация Базисного образовательного плана для начальной школы, подготовленного Российской академией образования. Апробация проходит в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», участие методических служб в этом направлении очевидно: это работа с учителем по новому содержанию образования, по использованию новых методик и технологий в образовательном процессе, направленных на развитие рефлексии и мыследеятельности школьника. Реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта. Как это сделать технологически верно и эффективно – работа муниципальной методической службы.

Рост участия общественности в жизни школы, в развитии образования, проявляющийся в устойчивой тенденции укрепления государственно-общественных моделей управления образованием, обусловливает необходимость более широкого вовлечения научной, педагогической общественности, родителей в деятельность по контролю за качеством образования, включая качество соответствующих средств обучения. Идея качества образования становится не просто актуальной, а приобретает значение системообразующего фактора среди всех других факторов и направлений деятельности, призванных обеспечить единство российского образования и его уровень, отвечающий требованиям современной экономики и вызовам нашего времени. В этих условиях деятельность методической службы направлена на решение двух задач. Во-первых, методическая служба участвует в создании системы управления качеством образования и поддерживает ее функционирование, а во-вторых, методическая служба участвует в квалитативной подготовке работников образования к использованию современных средств измерения. Учитель занимает центральное место в системе качества образования. Так кому же, как не методистам, изучать состояние качества учителя как субъекта образовательной деятельности? Кому же, если не методисту, заботиться о профессиональном развитии (повышении качества) учителя?

Развитие образовательного учреждения или образовательной системы достигается за счет последовательного выполнения обязательных управленческих действий: анализа сложившегося положения, выбора цели, составления программы развития, организации исполнения программы и т.д. Важнейшая задача методической службы здесь накопление и фиксация опыта разработки и реализации программ развития, возможно – разработка образцов таких программ. И одновременно с этой задачей методическая служба решает другую: обучение заместителей руководителей образовательных учреждений умению управлять. Семинары, обмен опытом, обсуждение проблем управления в профессиональном сообществе – это самостоятельная работа, а методические службы не только координируют эту работу, но и принимают самое активное участие в ее организации и проведении.

О каком направлении модернизации образования мы бы сегодня ни говорили, оно методически сопровождается и поддерживается муниципальной методической службой. Эта каждодневная работа, происходящая на уровне образовательного учреждения или муниципального образования, и все многообразие форм методической поддержки направлено на профессиональное развитие педагогов.

Процессы модернизации образования коснулись и самой муниципальной методической службы (ММС), и направлены они на достижение нового качества их деятельности. Так, проект «Информатизация системы образования» (ИСО) дал методическим структурам возможность выбора движения в профессиональном образовательном пространстве, очень вовремя стал одним из условий достижения требуемого качества методической деятельности. Как сказано в содержании этого проекта, межшкольные методические центры (ММЦ) «обеспечат поддержку процессов информатизации школ, широкого распространения разработанных в Проекте учебно-методических материалов и повышение квалификации управленцев и педагогов в регионах проекта». Но как показывает практика, деятельность новых структур выходит далеко за рамки проекта и в конечном итоге способствует переходу методической службы на новый уровень развития и на решение стратегических задач в сфере образования.

Сегодня в регионах России (Республика Карелия, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский края, Челябинская, Калужская области), где реализовывался проект ИСО, прослеживается процесс взаимопроникновения и взаимообогащения двух систем РКЦ (региональный координационный центр) – ММЦ и ММС. С одной стороны, недостаточно технически оборудованные помещения ММС и низкая квалификация некоторых методистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). С другой – сотрудники ММЦ, на которых в связи с проектной деятельностью возложены неспецифические для них ранее методические функции, поэтому им просто необходимо перенимать опыт организации взаимодействия и методов работы с педагогами у методистов ММС.

В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом обновления образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Интенсивное развитие сферы общего и дополнительного образования детей на основе использования ИКТ становится важнейшим национальным приоритетом. Развитие ИКТ не только открывает новые возможности, но и предъявляет новые требования к системе образования. Во-первых, основой современной образовательной системы должна стать высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда, требующая определенным образом подготовленных участников образовательного процесса.

Во-вторых, поскольку политика модернизации предусматривает системные изменения в образовании, то методическая служба должна обеспечить оперативное и массовое внедрение системообразующих инноваций в области информатизации; в свою очередь методическая работа как один из видов деятельности системы образования не может исключаться из процесса информатизации. Поэтому и начался этот процесс объединения ММЦ и ММС, но везде он идет по-разному.

Очень важно отметить, что сегодня ММЦ в структуре ММС уже не только занимается обучением компьютерной грамотности, но и активно развивает в деятельности с педагогами и образовательными учреждениями интерактивные формы работы. Это разработка уроков с использованием ИКТ; внедрение в практику интерактивных форм преподавания учебных предметов, например использование интерактивной доски и комплекта «Живая математика»; использование моделирующих сред и программы «Открытая физика»; использование ИКТ в системе воспитательной работы, в административной деятельности и научно-исследовательской деятельности учащихся; разработка интегрированных уроков и уроков с ИКТ поддержкой; ведение уроков с использованием материалов электронных учебников; дистанционное консультирование и т.п. Применение информационных технологий в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащегося на всех ступенях образования. В это понятие входит прежде всего владение учащимися всеми информационными процессами, такими как определение, идентификация, поиск, управление, интегрирование, оценивание или анализ, создание новой на основе предыдущей работы, передача.

Основной задачей в рамках методического обеспечения по существу является непрерывное образование педагогов. Непрерывное образование, «образование длиною в жизнь» – это, как подчеркивается в ряде международных документов, необходимое условие формирования экономики, построенной на знаниях. Постоянно учащийся педагог может передать эффективную стратегию учения своим ученикам.

Помощь методиста осуществляется в форме ответов на вопросы, индивидуальных занятий с работником образования, групповых лекций, семинаров, коллективных обсуждений. Эта деятельность является организованной и структурированной во времени формой общения, преследующей цели обучения, то есть образовательной деятельностью в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (ЮНЕСКО, 1997 год). В рамках указанной классификации эта деятельность рассматривается как дополнительное образование взрослых. Последнее понятие нашло отражение и в Законе РФ «Об образовании» (редакция 2007 года).

Накопленный опыт работы, кадровый потенциал позволяют решать не только задачи, традиционно стоящие перед методической службой, но и только зарождающиеся проблемы образования, поддерживать экспериментальную и инновационную деятельность.

Сложность задач, стоящих перед методическими службами, сегодня существенно возрастает. Это связано со следующими факторами:

– введение нового образовательного стандарта, в частности, расширяющего понятие образовательной программы, включая в нее дополнительное образование;

– необходимость сбалансировать ориентацию образовательного процесса на результаты ЕГЭ (в его существующем виде) другими целевыми ориентирами и показателями;

– практическое осуществление профильного образования;

– реализация новых моделей школы, в частности «Школы будущего», «Школы информатизации», базирующейся на использовании информационно-коммуникационных технологий.

В связи с этим учителю нужно обеспечить профессиональный патронаж его развития не эпизодическим повышением квалификации раз в пять лет или в три года, а постоянной, четко организованной, каждодневной методической поддержкой. Методические службы, как никто другой, имеют возможности через стажировки, тренинги, мастер-классы удовлетворять индивидуальные потребности педагогов в непрерывном повышении квалификации. Эту специфическую деятельность вряд ли в полном объеме могут осуществлять другие образовательные учреждения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте