V Всероссийский конкурс «Успешная школа», который проводят издательский дом «Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», по традиции объединил самые разные образовательные учреждения – гимназии и лицеи, работающие с одаренными детьми, и самые обычные школы из глубинки. В финале на протяжении трех дней 16 команд-лауреатов из разных концов страны боролись за звание победителей и гранты, которые позволят им реализовать смелые проекты. Несмотря на то, что очный тур впервые проходил в онлайн-формате, все эти дни были наполнены живым общением, идеями и яркими педагогическими открытиями. Все желающие могли посмотреть финальные испытания в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники, а также на сайтах конкурса «Успешная школа» и «Учительской газеты».
Итак, мы начинаем!
Старт юбилейному конкурсу дал исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «УГ» Петр Положевец. Перед всеми школами России, подчеркнул Петр Григорьевич, стоит общая задача – дать ребенку качественное образование, помочь ему раскрыть свой потенциал. Но у каждой школы свой путь к успеху.
– Он измеряется не высоким средним баллом, – считает Петр Положевец. – Не количеством олимпиадников, не перечнем патриотических мероприятий, а уровнем удовлетворенности детей школой, их желанием не просто учиться, а проживать в ней свою жизнь, доверием друг к другу и учителям.
– Ценно то, что на конкурсе школу представляет команда, объединяющая учителя, администратора, ученика и родителя, – сказал в своем видеоприветствии конкурсантам министр просвещения РФ Сергей Кравцов. – Именно в такой школе, где уважается мнение всех участников образовательного процесса, где сложилось творческое сообщество детей и взрослых, каждый может реализовать свой потенциал и чувствовать себя успешным.
Сергей Сергеевич также отметил ориентацию конкурса на развитие у детей компетенций и навыков XXI века, таких как способность к эффективной коммуникации и командная работа. В этом сегодня состоит одна из основных задач школы – не просто дать детям предметные знания, но и подготовить их к дальнейшей жизни.
– Уверен, что ваш опыт будет востребован и поможет другим школьным коллективам найти свою формулу успеха, – подчеркнул министр.
Удачи финалистам пожелали заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина и председатель Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Лилия Гумерова.
– Любви, веры в себя. Веры, что образование, ради которого вы вышли в бой за звание лучшей из команд, – главное богатство в мире, – напутствовал конкурсантов председатель жюри, доктор психологических наук, профессор МГУ, академик РАО Александр Асмолов.
Сопредседатель жюри, директор гимназии №38 Тольятти Юлия Мищенко сама в прошлом году со своей командой прошла через горнило конкурсных испытаний:
– Я понимаю, как вы сейчас волнуетесь. Но хочу заверить, что эти три конкурсных дня будут незабываемыми. Не важно, получите вы заветную награду или нет, вы в любом случае уже победители. Ваши проекты наглядно отражают, какую колоссальную работу вы проводите. Какие прекрасные результаты достигнуты коллективами ваших школ.
Декан факультета психологии МГУ, директор Психологического института РАО Юрий Зинченко отметил, что конкурс – прекрасная площадка не только показать себя и свои достижения, но и поделиться опытом, посмотреть, что и как делают другие.
Лифт к мечте
Еще на заочном этапе конкурса эксперты отмечали разнообразие и непохожесть представленных проектов. Первое очное испытание «Лифт в будущее», в ходе которого команды презентовали свои практики, направленные на развитие у детей навыков XXI века, наглядно показал: у каждой школы свое лицо, свой стиль, свои методики и технологии достижения успеха.
Ведущий конкурса Александр Демахин, учитель года России-2012, пояснил регламент встречи: 10 минут отводится на выступление команды, 5 минут – оппоненту (в этой роли выступили профессор Московского городского педагогического университета Андрей Иоффе и учитель года России-2017 Илья Демаков), 3 минуты – ответы на вопросы.
Презентации были посвящены самым разным темам: социальному партнерству, внедрению цифровых технологий в обучение и воспитание, наставничеству, развитию инженерного мышления, но все команды объединяло желание сделать своего ученика… счастливым.
Так, в русско-татарской школе №87 Казани задумались о создании не догматической, но творческой среды, в которой ученики будут чувствовать себя свободно и комфортно. Появились библиотека в стиле лофт, где можно совмещать обучение и отдых, кабинет «Robolab», где дети получают исследовательские навыки, парковые зоны на пришкольной территории.
Идея «точек притяжения» вокруг школы, которые создаются не директивно, а формируются спонтанно, по предложению самих учеников, особенно понравилась Илье Демакову. Такими точками притяжения, например, стали селфи-зона, скульптурные инсталляции, «скамейка примирения»:
– Та среда, которая создается в 87‑й казанской школе усилиями родителей, учителей и самих учащихся, это интуитивно понятное пространство. И поскольку эта среда выходит за пределы кабинетов и школьных стен, это пространство развития, воспитания и, в конечном счете, пространство жизни, – отметил Илья Сергеевич.
Школа №619 Санкт-Петербурга создала площадку «Ученический пленум» для диалога детей и взрослых в рамках Петербургского международного образовательного форума. С 2016 года на пленуме побывали более 2100 участников из регионов России и зарубежных стран. Школьники берут на себя роль спикеров, экспертов и проектировщиков современной образовательной среды. А родители, видя, как горят глаза у детей, заражаются их увлеченностью и выступают на пленуме со своими мастер-классами.
Школа №82 Новосибирска, став обладателем гранта Минпросвещения, открыла районный центр компетенций «Лифт» – творческое пространство для развития талантов каждого ребенка. С лабораториями программирования, авиастроения, веб-дизайна, сетевого администрирования, электроники, звукорежиссуры… Наставниками в центре стали преподаватели вузов и учреждений СПО, родители, выпускники школы, дети-победители чемпионатов WorldSkills и олимпиады НТИ. В «Лифте» каждый ребенок начинает мыслить нестандартно, создает свой уникальный продукт. А учителя вместе с детьми осваивают новые компетенции, становясь членами сообщества конструкторов и экспериментаторов.
Педагоги школы №8 им. А.Я.Тимова поселка Прикубанского Краснодарского края поставили нетривиальную задачу – найти такие формы реализации предмета ОБЖ, чтобы он не только был привлекательным для учеников, но и стал междисциплинарным мостиком между различными предметными областями и развивал у детей навыки, которые необходимы в современной жизни. Илья Демаков назвал проект суперактуальным: «Без культуры безопасности вообще невозможно общение сегодня. Это первый навык, которым мы должны помочь овладеть ребенку».
В гимназии №14 Глазова Удмуртской Республики решили вооружить гуманитариев цифровыми технологиями (не только же технарям пользоваться благами прогресса!) и нашли партнеров в пермском кампусе Высшей школы экономики. Теперь ребята учатся применять цифровые технологии для решения задач в области гуманитарных дисциплин. Используя интерактивные карты и мультимедийные программы, успешно реализуют исследовательские проекты, которые важны как для гимназии, так и для всего города.
В школе №1 с углубленным изучением английского языка Ставрополя, воодушевившись участием в игровой модели ООН, создали дипломатический клуб, где ученики приобретают лидерские и ораторские навыки, учатся договариваться и критически осмысливать информацию, через игру познают себя и границы других людей. А еще общаются со сверстниками из других стран.
– Детская дипломатия – одна из возможностей для ребят достучаться до нас, взрослых, – отмечает директор 1‑й школы Ирина Шатская. – И мы просто обязаны услышать каждый из 15 миллионов голосов школьников, пока они еще хотят поговорить с нами.
В альянсе
Во второй день команды в парах работали над решением проблем, с которыми столкнулись при реализации своих проектов. Как отметила модератор испытания «Проектный офис» Алла Волкова, заместитель директора гимназии №12 Липецка, проблемы обсуждались самые разные – вопросы личностного роста, профориентации, инструментарий по оценке результатов внеурочной деятельности, активность учеников, студенческое тьюторство. И даже страх перемен, сопротивление инновациям части родителей и педагогов.
Не все команды успели за отведенное время разработать детальный план преодоления трудностей. Но все постарались услышать друг друга и помогли коллегам посмотреть на свою ситуацию под иным углом, увидеть незадействованные ресурсы. А были и те, кто предложил подробный алгоритм действий и вполне конкретные рекомендации вплоть до того, какие курсы стоит пройти, в какие сообщества вступить и в каких организациях искать поддержки.
Так, команды 82‑й школы Новосибирска и школы №2 села Приволжье Самарской области подарили друг другу множество замечательных идей. А гимназия №14 Глазова и школа №368 Санкт-Петербурга договорились о создании общего цифрового методического объединения.
– Расстояния нас не разделили, а объединили, – подвел итог дня Александр Демахин. – Особенно важно, что организовались партнерства. Удалось завязать горизонтальные связи. Здорово, что школы не только договорились обменяться материалами, представленными в рамках конкурса, но и наметили перспективы для дальнейшего сотрудничества.
Футурологический прогноз
Завершающим испытанием стала форсайт-сессия, в ходе которой конкурсанты обсудили тенденции в развитии общества, а затем попытались спроектировать первые шаги к школе будущего с 1 сентября 2021 года.
Напомнив, что мысли материальны, модератор форсайт-сессии Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего» Калининграда, попросил коллег быть очень внимательными к прогнозам.
Конечно же, прозвучало много предложений по цифровой трансформации школы: от создания IT-службы и открытия виртуальных кабинетов до обучения через видеоигры и перехода к сетевой модели организации образовательного процесса на цифровых платформах.
Вместе с тем участники конкурса были единодушны в том, что в погоне за технологиями нельзя забывать про человека. Школа будущего – это среда, нацеленная на личность и ее развитие. А для этого необходимо создавать такое школьное пространство, в котором каждый будет чувствовать себя комфортно. Уходить от директивного принятия решений, определять цели совместно с родителями и учениками. Дать детям свободу и возможность выстраивать свою траекторию. Весь процесс обучения и воспитания строить на таких ценностях, как сопереживание, содействие, сотрудничество.
Блестящая футурологическая лекция Петра Положевца в финале дня показала, как близки конкурсанты к прогнозам экспертов.
– В новой школе учебные программы будут основаны не на дисциплинах, а на свойствах и характеристиках мышления. Можно, например, как это делают в Финляндии или в Квебеке, взять за основу такие темы, как теория относительности, статистика, управление рисками, права человека, экология, этика, глобальные вызовы, и строить вокруг них программу развития таких качеств, как эмпатия, умение договариваться, сотрудничество, здоровый скептицизм, целеустремленность.
В новой школе будет преобладать концепция обучения в произвольном темпе, каждый ученик сам будет выбирать время и место занятий. Поэтому, когда меня просят – кратко сформулируйте образ школы будущего, я говорю, что это школа без стен, без классов и без учебников. Ученик будет собственным учителем, а учитель будет смотреть на процесс образования глазами ученика. Симуляторы, игровые приложения в дополненной реальности позволят сделать обучение более увлекательным. Но главным в образовании останутся смыслы.
А еще Петр Григорьевич постарался развеять опасения, связанные с внедрением в нашу жизнь искусственного интеллекта:
– Мы должны понимать, что интеллект и сознание – две большие разницы, как говорят в Одессе. Нет никаких предпосылок к тому, что у алгоритма возникнут ощущение собственного «я», чувства и эмоции. Все зависит от того, как человек будет пользоваться алгоритмами.
Искусственный интеллект не заменит учителя, уверен Петр Положевец, но станет его помощником. Анализируя большие данные, позволит увидеть скрытую реальность, даст возможность педагогу работать с каждым учеником на разных уровнях.
Главное – преодолеть себя
Еще в первый день финала Петр Григорьевич объявил о своем решении учредить личный спецприз в размере 50 тысяч рублей для школьников, которые вошли в состав команд-лауреатов. Именно с объявления победителей среди учеников и началась церемония награждения. В номинации «Самый жизнерадостный член ученической команды» победила Анастасия Акатова, третьеклассница школы №368 Санкт-Петербурга. А звания самого уверенного в себе члена ученической команды удостоился восьмиклассник Владимир Сергеев, юный дипломат ставропольской школы №1.
Кроме того, Петр Положевец отметил, что, несмотря на результаты, все 425 школ, чьи заявки были допущены к участию в конкурсе, получат дипломы финалистов, а 16 команд – дипломы лауреатов. Губернаторам тех регионов, где находятся школы-лауреаты, направлены благодарственные письма.
Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» Никита Чудин, на которого легла вся техническая организация очного этапа, поблагодарил модераторов, членов жюри и самих участников конкурса за дружную командную работу и объявил бронзовых призеров. Ими стали школа с углубленным изучением английского языка №1 города Ставрополя и школа №8 им. А.Я.Тимова поселка Прикубанского Краснодарского края.
Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов перед тем, как назвать серебряных призеров, подчеркнул, что все команды – участницы конкурса уже победители, потому что они преодолели себя, вышли из зоны комфорта и за те рамки, которые ставит система образования. Для продолжения профессионального общения Арслан Дагирович предложил создать ассоциацию успешных школ и пригласил конкурсантов на страницы «УГ» в качестве авторов.
«Серебро» пятого сезона «Успешной школы» также завоевали два образовательных учреждения: средняя школа №619 Калининского района Санкт-Петербурга и гимназия №14 города Глазова Удмуртской Республики.
Абсолютного победителя объявил Петр Положевец. Обладателем золотой награды стала средняя школа №82 Новосибирска.
Александр Демахин, который каждый день свое общение с конкурсантами начинал с поэтической цитаты, для прощания выбрал строки Евгения Евтушенко:
Пусть нам не дано изменить
все немедля, как хочется, –
Когда изменяемся мы,
изменяется мир.
– Я думаю, что эти три дня нас изменили, – сказал Александр Александрович. – Это значит, что изменился мир вокруг нас. Уверен, что он будет меняться не только в сторону технологий, но и в сторону смыслов.
Наталья БУНЯКИНА
Комментарии