Ирина ЩЕКИНА – учитель истории и обществознания школы №1951 – стала лидером Северного округа в конкурсе «Учитель года-2007». Первым серьезным испытанием был, конечно, окружной конкурс. А в принципе испытывает на прочность каждого учителя его каждодневная, трудная и напряженная работа. С этим испытанием Ирина Юрьевна справляется успешно. Она всякий раз обращается к своему жизненному и педагогическому опыту, перебирая в памяти имена, даты, события, и убеждается в том, как много дали и дают ей люди, с которыми подарила встречи ее непростая судьба.
Мне кажется, многое о тебе могли бы рассказать увлечения. Мое увлечение – фотография, которую вполне можно считать остановившимся мгновением истории.
На моей фотографии зеленое яблоко. Вот и я – такая же молодая и зеленая – пришла 1 сентября в свою первую школу. Уверенная в себе, в собственных знания и силах. Мне казалось, что знаю ответы на все вопросы, могу изменить мир, улучшив его.
Но уже первый год работы показал, как я была наивна. Только сейчас я понимаю, как многому научил меня мой первый выпуск, мои ребята из этого выпуска, ставшие моими друзьями. Они строят сейчас новую Россию, а значит, в этом есть и мой труд.
Потом в моей педагогической судьбе была 67-я гимназия. В ней я училась когда-то, в нее пришла работать. Со мною всегда остаются главные слова моего наставника Евгения Семеновича Топалера: «Для учителя важны творчество и преданность делу».
Что произошло со мной, когда я стала педагогом? Это были удивительные вещи, которые сразу и объяснить невозможно. Нескладная высокая девочка, которую не брали ни в один танцевальный ансамбль, я научила танцевать десятки своих учеников. Потом были их выпускные балы и вальсы на свадьбах и моя радость от того, как красиво и легко кружатся в танце мои дети.
Вещи с дачного чердака не история моей семьи, а история моей страны, в которой жил мой прапрадед Михаил – священник, построивший школу, его дочь Серафима, учившая сельских ребят, мой дед Николай, дошедший с боями до Вены, мои бабушки, рывшие окопы под Москвой, мой папа, строивший ракеты, мой муж, воевавший в Афганистане.
Я читаю все – от работ Тихомирова и Кайсарова до славянского фэнтези. Обсуждение с моими выпускниками вывело нас к подвигам древней Руси – на кухне рождались планы клубов реконструкций, и сейчас в Северном округе такими клубами руководят мои, уже ставшие большими, дети. Они говорят: «Россия – это мы!», и это мой мир тоже.
Мы шли к корням и истокам. Наши знания были окружены тайной забвения и утрат, словно древний затерянный и совершенно незнакомый мир. Я люблю кануны и подготовки, когда узнаешь и по-новому понимаешь людей.
Зрелость приносит отражение и осознание сделанного.
Я не знаю, где в моей жизни кончается увлечение и начинается работа. Может быть, это празднование Масленицы на даче, заклички, хороводы, блины и костер, игра и историческая память, которые объединили нас, взрослых и детей. Может быть, это мой 9-й «А», прикоснувшийся к камням крымских крепостей. Может быть, домашние елки для моих детей, ставшие спектаклями для больших и маленьких.
Полгода перед конкурсом в моей жизни были самыми тяжелыми, это было время потерь и падений, после которых не можешь и не хочешь подняться. Но друзья напомнили радость самых простых вещей, буквально за руку привели на конкурс «Учитель года». А на конкурсе я вдруг ощутила детский восторг взлета качелей. На конкурсе появились эти слова:
Исчезла боль моя, печаль,
как варежка среди сугроба.
И чисто русское «авось»
из-под сознанья вылезает
И теплится в душе –
А вдруг? Чего уже в жизни
не бывает…
Владимир Маяковский писал: «И стоило жить, и работать стоило…»
А я добавляю: «Стоило и стоит, просто работа у нас такая замечательная. Мы – учителя!»
Комментарии