Мы сейчас живем в стремительно меняющемся мире, и особенно остро это ощущается в системе образования. В условиях постиндустриального общества образование стало играть решающую роль, отражаясь на всех сферах жизни. В этом плане московская система образования стала, образно говоря, большой инновационной площадкой, на которой разрабатываются и внедряются самые передовые педагогические и управленческие технологии.
В этих обстоятельствах значительную роль должна играть методическая служба. В профессиональном методическом сопровождении сегодня нуждаются все: и руководители, и педагогические работники. Окружные методические службы более чем за 20 лет своего существования доказали свою полезность и необходимость, но жизнь требует дальнейшего развития, методическим центрам необходимо пересмотреть содержание своей работы, цели, методы и приемы деятельности. Сегодня в Москве создается единая структура методической службы, соответствующая единым принципам работы, объединенная общей стратегией, ориентированной на достижение качественных результатов реализации городской программы развития на 2012-2016 гг. Объединение методических служб стало стимулом для Методического центра Юго-Западного окружного управления образования в плане переосмысления своего предназначения, аккумулирования новых идей и введения передовых технологий в работу. В содержательном плане источник изменений в нашей работе – процессы, идущие в образовательных учреждениях Юго-Западного округа. Современный ребенок обладает широким кругом разноплановых потребностей, для удовлетворения которых нужны новые организационно-образовательные формы. Образовательные учреждения Москвы, почувствовав эту необходимость, стали объединяться в крупные образовательные организации, которые могут оказывать детям широкий комплекс образовательных услуг. Создание, управление, деятельность этих крупных учреждений стали предметом пристального внимания нашего методического центра. Обратившись к этим принципиально новым задачам, мы почувствовали острую необходимость собственной внутренней перестройки. Сегодня началось осуществление многоэтапного проекта, направленного на внедрение наиболее эффективных методов управления современными организациями: формирование новых целей, стратегий, функций, структур, форм и методов работы, обновляется кадровый состав центра, идет систематическая учеба руководителей и сотрудников учреждения.Условно проект организационного развития методического центра можно разбить на три этапа: этап анализа и диагностики (выявление проблем в работе и их причин); этап стратегического проектирования (определение целей, стратегий, программ перестройки, новых функций и структур); этап реализации (практической перестройки работы центра).В настоящее время закончен аналитический этап (выявлены проблемы в работе МЦ и их причины), и мы приступили к следующему этапу проекта: к работе по разработке миссии МЦ, стратегий, целевых программ. Анализ нашей деятельности показал необходимость концентрации усилий на семи наиболее важных направлениях работы: «Разработка миссии и стратегии развития учреждения». «Внедрение методов целевого управления». «Внедрение процессного подхода и разработка стандартов деятельности». «Создание системы регулярного обучения сотрудников». «Создание новой системы оплаты труда сотрудников на основе ключевых показателей эффективности». «Создание новой системы работы с кадрами». «Создание системы оказания платных услуг».Разработка каждой целевой программы осуществляется как отдельный проект с использованием инструментария проектного подхода.В ходе этой работы мы почувствовали необходимость овладения новыми знаниями в области управленческой науки и практики. С помощью приглашенных специалистов МГИМО на базе методического центра мы проводим систематическую учебу сотрудников по проблемам современного менеджмента и консультирование по организационному развитию.Новые задачи ставят нас перед необходимостью иначе подойти и к образу самого методиста. В нынешних условиях им может быть только профессионал высокого класса. В методическом центре мы формируем новый подход к поиску, отбору, обучению и оценке кадров. Для решения этой задачи внедряем метод целевого управления сотрудниками, в ходе которого оценка каждого из них осуществляется не с помощью контроля выполнения им своих обязанностей, а с определением конечного результата его работы. При этом мы используем количественные показатели достижения сотрудником поставленных целей. Таким образом, появляется возможность выявить сотрудников, на деле осуществляющих максимальный вклад в работу, и сформировать из них наиболее работоспособное и перспективное ядро организации. Проведение такой организационной перестройки работы МЦ на основе идей и методов современного менеджмента должно позволить в сжатые сроки добиться серьезных результатов и, возможно, стать неформальной площадкой для разработки и внедрения инноваций в сфере организационного развития методических служб города. В нынешних условиях смысл деятельности методической службы заключается в ориентации на потребности и запросы образовательных учреждений. В этой связи мы стремимся выявить наиболее острые реальные проблемы, в решении которых можем оказать им практическую помощь. Одна из актуальных проблем – формирование системы методического сопровождения деятельности руководителей вновь создаваемых крупных образовательных организаций. Новые задачи требуют от директора овладения новыми управленческими инструментами в области целеполагания, планирования, организации, мотивации сотрудников, принятия оптимальных решений. Мы начали оказывать предметную помощь руководителям в создании новой системы управления их учреждений. В настоящее время совместно с Центром профессионального администрирования ИПК Министерства образования и науки РФ для директоров образовательных учреждений проводится серия семинаров и консультаций по управленческой тематике. По инициативе руководителей учреждений округа создается директорский клуб, который поможет им разрабатывать новые инновационные подходы к управлению, делиться положительным опытом работы, получать интеллектуальную и эмоциональную поддержку коллег при решении непростых проблем становления и развития крупных организаций. Среди многих проблем образовательных учреждений округа, в решении которых мы оказываем методическую помощь, следует выделить проблему методической поддержки процесса введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. В стандартах одно из важных требований – овладение учениками системой личностных, метапредметных и предметных компетентностей. Практика показывает, что сами учителя в достаточной степени владеют предметными компетентностями и поэтому вполне успешно могут формировать их у школьников. Но возникает естественный вопрос: в какой степени учителя сегодня владеют остальными видами компетентностей, предусмотренных новыми стандартами? Полагаю, что здесь есть реальная необходимость серьезного обучения учителей и начальной, и старшей школы принципиально новым умениям и навыкам. Здесь свое слово могут и должны сказать специалисты методических служб совместно с сотрудниками Московского института развития образования. Методический центр может стать координирующим фактором в организации и проведении непосредственно в образовательных учреждениях обучающих семинаров, мастер-классов и тренингов с приглашением соответствующих специалистов. Наши сотрудники могут предметно влиять в этих вопросах на работу методических объединений учреждений, педагогических советов, штатных методистов. Практика показала, что основательная перестройка методических служб – трудный и порой болезненный процесс. Но, с другой стороны, новые задачи мы восприняли как вызов нашему профессионализму, нашей способности принимать эффективные решения. Несмотря на трудности, мы видим, как у многих наших сотрудников появляется второе дыхание. Полагаю, что это станет хорошей основой для успешной работы в будущем!Михаил ПОПОВ, и. о. директора МЦ ЮЗОУО, кандидат биологических наук
Комментарии