У МГППУ есть свой базовый колледж – социально-педагогический. Он старше университета, он даже в какой-то мере был основой для создания МГППУ, так как именно там впервые стало понятно, насколько нужны городу специалисты с высшим психолого-педагогическим образованием. О колледже рассказывает его руководитель, кандидат педагогических наук Марина ШУМСКИХ.
Наш социально-педагогический колледж был создан в 1995 году по инициативе тогдашнего Московского городского комитета образования, а в сентябре 1996 года он уже встретил своих первых студентов. В здании колледжа шел капитальный ремонт, поэтому занятия шли в одной из школ. Первый директор колледжа Николай Савельевич Ткачук, который был руководителем до 2006 года, создавал прочную основу для развития учебного заведения. Самое главное, что Николай Ткачук обладал даром предвидения по части запросов общества и уже в 1997 году принял на обучение по специальности «социальная педагогика» несколько ребят-инвалидов. Сегодня они, окончив колледж, затем по сокращенной программе и МГППУ, успешно работают в столичной системе образования. А колледж год от года наращивает прием ребят с ограниченными возможностями здоровья, в 2004 году набор был уже целевым: студенты поступали на непедагогические специальности: «издательское дело» и «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Сегодня работа по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья стала одним из приоритетных направлений деятельности колледжа. В колледже нынче обучаются 250 студентов, из них 35 инвалидов с ДЦП, нарушением зрения и слуха, различными соматическими расстройствами, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, которые вызваны дефицитом общения и социального развития.
Пока шли споры: нужно или нет организовывать интегрированное обучение для студентов-инвалидов, колледж занимался этим уже на постоянной основе. Здоровые студенты обучались в одних группах со своими сверстниками, имеющими особые образовательные потребности, для ребят-инвалидов педагоги и психологи разрабатывали особые программы поддержки, которые помогали им более эффективно адаптироваться, интегрироваться и обучаться в учебных коллективах. Нынче программы реализуются психологической службой колледжа в рамках работы учебно-производственных лабораторий: «Социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями физического здоровья» и «Оздоровительная работа средствами и методами физкультуры и спорта». Психологическая служба обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие студентов колледжа в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями в процессе воспитания и обучения, а также занимается профилактикой нарушений психического здоровья студентов. Учебно-производственная лаборатория «Социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья» ведет работу по трем основным направлениям:
– социально-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов;
– взаимодействие с родителями и ближайшим окружением студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья;
– психолого-педагогическое обеспечение работы преподавателей со студентами-инвалидами.
Социально-педагогическое сопровождение осуществляется поэтапно. На первом этапе проводятся психологическая и педагогическая диагностика, анкетирование студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. На основе полученных данных потом вырабатываются рекомендации по улучшению учебной и воспитательной деятельности. На втором этапе анализируется вся полученная информация и определяется, какое количество студентов нуждается в получении психолого-педагогической поддержки и социальной помощи. На третьем этапе специалисты разрабатывают информационные справки о студентах-инвалидах, обучающихся в колледже, дают рекомендации по организации индивидуального обучения и технологиям обучения, составляют режимы дня для каждого студента с учетом его особенностей и образовательных потребностей. Четвертый этап – этап психолого-педагогического консультирования со всеми участниками сопровождения, он предполагает психолого-педагогическое и методическое обеспечение их работы. Пятый этап – деятельностный, это этап реализации выработанных решений по устранению существующих социально-психологических проблем студента-инвалида и плана помощи ему в процессе обучения.
На шестом этапе анализируется деятельность по сопровождению, тут разработана целая система такого анализа. Во-первых, специалисты колледжа проводят психологическую и педагогическую диагностику студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, которая поможет выработать те рекомендации, которые далее улучшат результаты учебной и воспитательной деятельности. Во-вторых, педагог-психолог проводит индивидуальное анкетирование каждого студента-инвалида и выявляет его основные проблемы, вырабатывает пути решения этих проблем педагогическими средствами и методами. Полученные сведения помогают более подробно узнать каждого студента, выяснить его мнение об обучении, проживании и социальном окружении. В-третьих, специалисты колледжа посещают студента на дому, знакомятся с условиями и возможностями, которые он имеет. Все это помогает составить информационную справку о студенте, в которую войдут все сведения об условиях проживания, о заболевании и группе инвалидности, о родителях, составе и материальном уровне семьи, о психологической атмосфере в семье, о наличии дома организованного рабочего места, о развитости у него навыков социально-бытового обслуживания, о том, как часто он общается со сверстниками и что мешает этому общению, о тех трудностях, с которыми сталкивается студент во время обучения, о той помощи, которую он хотел бы получить.
Информационная карта помогает составить индивидуальную программу обучения, оказать помощь в организации рабочего места, вести индивидуальную и групповую психологическую работу, следить за успеваемостью студента, осуществлять патронатное сопровождение семьи в период обучения студента, давать рекомендации родителям по различным вопросам, оказывать им помощь в решении возникающих проблем.
В 2003 году колледж переехал в отремонтированное здание, в котором была создана безбарьерная архитектурная среда, установлены лифты, устроены пандусы, оснащены компьютерами со специальным оборудованием библиотека и учебные кабинеты, оборудованы спортивный, тренажерный залы, бассейн, даже в туалетах есть специальное оборудование для инвалидов-колясочников, а в столовой часть оборудования расположена на высоте, доступной для инвалида. От метро до колледжа студентов-инвалидов доставляют специально оборудованные микроавтобусы, ближайшие с колледжем светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, а также в местах, представляющих опасность для людей с полной или частичной потерей зрения, оснащены звуковыми сигналами.
В этом же 2003 году колледж вошел в структуру Московского городского психолого-педагогического университета. У него появились новые возможности для выработки перспективных направлений системы непрерывного многоуровневого педагогического образования, для создания гибкой пространственно-образовательной среды, для выполнения на еще более высоком уровне программы обучения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. В колледже постепенно сложился высококвалифицированный педагогический коллектив, в котором 11 педагогов – выпускники колледжа, 55% имеют высшую категорию, 5 работают по авторским программам, 7 соискателей степени кандидата наук, а в последние два года трое защитили кандидатские диссертации. В колледже работают 6 предметно-цикловых комиссий, которые возглавляют инициативные и энергичные педагоги.
Студенты колледжа проходят практику в учреждениях системы образования: детских домах, социальных приютах, школах-интернатах для детей с особыми образовательными потребностями, в медико-психолого-педагогических центрах, центрах социальной реабилитации и так далее. Студенты, обучающиеся по специальностям «социальная педагогика» и «специальная педагогика», имеют возможность постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, оказывая практическую помощь в процессе обучения однокурсникам с ограниченными возможностями здоровья. Работа колледжа способствует интеграции и адаптации студентов-инвалидов в общество, наиболее оптимальному усвоению учебного материала без психофизических нагрузок, получению и закреплению определенных профессиональных навыков и умений, которые дают им возможность продолжить обучение в вузе, быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.
Идет время, появляются новые идеи, проекты, авторские программы. Неизменными остаются высокий профессионализм, любовь и преданность профессии, своему учебному заведению, которые свойственны педагогам нашего колледжа.
Комментарии