Директору гимназии № 42 города Кургана Юрию Долгих всего 31 год. Назначение он получил в ноябре прошлого года после успеха на Всероссийском конкурсе «Учитель года России-2022», став одним из финалистов – первым уроженцем Зауралья. До этого Юрий Долгих преподавал историю и обществознание в гимназии № 19. Сетевое издание «Учительская газета» поговорило с молодым директором о Годе педагога и наставника, об историческом воспитании, зарплатах и отчетах, а также об открывшихся возможностях.
– В марте вы отметили 4 месяца работы в новой должности. Что за это время успели сделать? Понятно, что срок небольшой.
– Срок действительно небольшой. Поскольку управленческого опыта не было, пока приходится вникать во многие вопросы. По ходу, конечно, что-то приходится менять: где-то кадровые перестановки, где-то новшества в самой системе образования, как на уровне региона, так и страны: электронный журнал, подготовка к переходу на новый стандарт среднего общего образования и так далее. Есть вещи, которые хотелось бы поменять и на уровне самой школы, постепенно к этому идем.
– Для вас это назначение было неожиданным?
– Скорее неожиданным. Я никогда к данной должности не стремился. И хотя во время Всероссийского этапа конкурса «Учитель года» нас готовили к тому, что такое возможно, всерьез об этом даже не задумывался.
– Вы остались преподавать историю в родной гимназии № 19?
– Да, у меня там осталось немного часов в одном классе, но еще от трех классов, которые у меня были в начале учебного года, к сожалению, пришлось отказаться.
– Как дети относятся к тому, что вы можете уйти?
– В гимназии я работаю с учениками десятого класса, они уже достаточно большие, почти взрослые, поэтому относятся с пониманием.
– Как вас принял новый дом?
– Приняли хорошо. Коллектив в новой школе дружный. Заместители с первого дня помогают, чем могут.
– Вы стали директором в интересное время, сейчас начался Год педагога и наставника. Что ожидаете от этого года?
– Может, прозвучит пессимистично, но каких-то особых изменений не ожидаю. Вообще считаю, что жить ожиданиями неправильно. Помните песенку крокодила Гены, где прилетит вдруг волшебник, покажет бесплатно кино и подарит пятьсот эскимо? Он не прилетит. Если хочется каких-то изменений, то самим и надо над этим работать: предлагать и реализовывать. На уровне страны, региона и города планируются мероприятия, но это скорее как способ привлечь внимание к профессии, ее достоинствам и проблемам. А решение последних все равно в наших руках.
– Сейчас многие педагоги опасаются, что будет много лишних мероприятий и отчетов, а вот зарплату никто не прибавит. Вы как относитесь к этим опасениям?
– Я эти опасения понимаю. Достойной оплаты труда (за ставку) учителя ждут уже не одно десятилетие. Количество мероприятий, в которых ученики должны участвовать и которые учителя должны проводить, за последние годы очень сильно выросло. И каждое такое мероприятие должно иметь подтверждение в форме отчета – фото, текста. Что касается зарплаты, то из федерального бюджета сейчас идет доплата классным руководителям за такую работу, но ведь не только классные руководители этим занимаются. Уверен, что на всех уровнях власти об этой проблеме знают и над ее решением думают. Только простого, легкого и быстрого решения она не имеет.
– Сегодня все говорят о том, что нужно поднимать престиж профессии и статус учителя. Вот в Госдуме предложили законодательно ввести закон о запрете осуждения частной жизни учителя. Также хотят ограничить фото- и видеосъемку на уроках. Как относитесь к этим инициативам?
– В целом положительно. Престиж и статус, поднимать, конечно, нужно – давно пора было этим заняться. Что касается частной жизни учителя, учитывая специфику профессии, бывает сложно разделить личное и публичное. И где проводить границу, каждый решает сам. Поэтому в этом вопросе нужно смотреть, как будет работать правоприменение, если закон примут. Может и пойдет на пользу.
– Сейчас начали уделять большое внимание истории. Скоро появятся новые учебники. В вузах увеличивают количество часов, отведенных на изучение истории. Плюс каждую неделю в школах поднимают флаг и слушают гимн. Не слишком ли резко идут перемены? Или давно пора было начать такие реформы?
– Обо всем этом говорили уже давно, особенно про историю. Я вообще сторонник единого учебника, потому что это сразу снимает массу проблем: от проверки министерством, до закупки школами. Патриотическое и гражданское воспитание невозможно без базовых знаний по истории, поэтому инициативу полностью поддерживаю.
Подъем флага и пение гимна – не только прослушивание – это хорошая идея, пусть и не новая. Во многих странах мира это есть, когда-то было и у нас, в СССР. Несмотря на всю критику, плохого в этом точно ничего нет. И я, как регулярный участник школьных линеек, честно вам говорю, что и смотрится это красиво. Прошлым летом казалось, что как-то много изменений разом. Ничего, втянулись, прижилось. Вводить это все можно было и раньше.
– По поводу реформ. У нас говорят: новая метла по-новому метет. Вы – новый директор, начали мести по-новому? Все принимают перемены с позитивом?
– Тут пока сложно сказать, насколько по-новому получается мести. Вникнуть пока надо, вработаться. Перемены принимают по-разному. Кто-то уже устал от реформ образования, кому-то с трудом дается работа с компьютером – с каждым приходиться работать индивидуально. В целом, коллектив перемены принимает, втягивается. Тут главное не перегибать.
– Вы стали финалистом «Учитель года – 2022», первым за всю историю Зауралья. Наверное, вы стали звездой в регионе? От вас много ожидают?
– Начну с конца. Чего от меня ожидают – не знаю. Администрация города дает время на то, чтобы освоиться, помогают, чем могут. Может потом вместе будем работать над какими-то инициативами. Конечно, на мероприятиях всегда упоминают о том, что я стал лауреатом всероссийского конкурса. Понимаю, что для региона и любого учреждения, куда меня приглашают на мероприятие, – это повод для гордости. Но не хотелось бы приписывать это достижение только себе, потому что работали мы командой. И пусть на грамоте только мои имя и фамилия, я-то знаю, сколько человек вместе со мной работало днями и ночами. Главное, что у нас получилось. Значит в следующий раз представителя от нашего региона мы подготовим еще лучше.
– Стало проще добиваться каких-то вещей, открывать двери?
– В чем-то стало проще. Потому что с какими-то вопросами я теперь могу обратиться в администрацию города или области. Но это скорее производственная необходимость, чем привилегия: вопросы рабочие приходится решать, а не личные. Личное решаю сам, как и раньше.
– А учителя приходят к вам за советом или за помощью?
– Коллеги обращаются с разными вопросами, кто-то хочет мнение по какому-то вопросу услышать, кто-то планирует тоже участвовать в конкурсе и хочет получить совет. Даже из других регионов звонили, по конкурсу советы спрашивали. В основном, конечно, ко мне сейчас коллеги приходят как к директору по рабочим, внутришкольным вопросам.
– Жизнь ваша после конкурса изменилась?
– Конечно изменилась и очень сильно, даже если не брать в расчет назначение на должность директора. Часто приглашают на мероприятия, в том числе и всероссийские, время только, к сожалению, не всегда есть на это. За последние пять месяцев познакомился с огромным количеством новых и интересных людей.
Комментарии