Интеллектуальная собственность. Еще 10 лет назад, кроме узких специалистов, мало кто мог точно определить, что это такое. А уж о том, как правильно и выгодно ею воспользоваться, авторам произведений приходилось только мечтать. Между тем обороты набирал издательский рынок, неплохие доходы стало приносить кинопроизводство, появились новые возможности распространения музыкальной и видеопродукции, государство заговорило о необходимости зарабатывать на высоких технологиях. Но если бы не пираты, если бы не контрафакт, если бы не промышленные шпионы…
Вот тут-то словосочетание «интеллектуальная собственность» превратилось в востребованное понятие. Увы, оказалось, что все непросто. Законы есть, но нет достойной практики их применения. Продукты интеллектуальной собственности есть, но как же трудно определить, кто их владелец, кто может их продавать. Да и для вступления в ВТО, оказывается, нужно, чтобы в стране людям даже в голову не приходила мысль об использовании ворованного авторского продукта.
Как водится, борьбу с нарушениями начали громко. Имя директора далекой сельской школы, использовавшего нелицензионное программное обеспечение, теперь знакомо каждому. А образовательным учреждениям пришлось серьезно задуматься об авторском праве. Помочь разобраться с азами права интеллектуальной собственности мы попросили одного из лучших специалистов – доктора юридических наук, профессора, ректора Российского государственного института интеллектуальной собственности Ивана Анатольевича БЛИЗНЕЦА.
– В канун празднования нового 2007 года президент подписал четвертую часть Гражданского кодекса РФ, которая вступит в силу с 2008 года. К чему было так торопиться с принятием отдельной части кодекса, полностью посвященной интеллектуальной собственности? Действительно ли этот проект стал подарком к Новому году?
– Никакой срочности тут, конечно же, не было. Вопрос о кодификации, совершенствовании законодательства в сфере интеллектуальной собственности стоял уже давно, и последние 5 – 6 лет в подготовительной работе участвовал и наш институт. Не без помощи наших специалистов была подготовлена фактически новая редакция Закона «Об авторском праве и смежных правах».
Ученый мир непрост: при разработке законодательства об интеллектуальной собственности мнения разделились. Большинство практиков, ученых говорили о необходимости регулирования этих вопросов через сферу специальных законов. Но определенная часть настаивала на общем кодифицированном акте и включении его в Гражданский кодекс России.
С одной стороны, сфера интеллектуальной собственности является частью гражданского права, но с другой – в Конституции РФ прямо прописано, что это самостоятельная отрасль права. Строго говоря, работы по кодифицированию законодательства об интеллектуальной собственности в рамках Гражданского кодекса РФ велись с момента принятия решения о его создании. В первой рабочей группе участвовал и я, но мнения как раз по поводу интеллектуальной собственности разошлись, поэтому работала другая группа, точка зрения которой в конечном итоге победила и была доказана в Госдуме как единственно правильная.
Новая часть ГК РФ еще не вступила в силу, а ряд положений уже требуют уточнений и изменений. Кстати, в свое время и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» тоже принимался в подобной спешке. И несмотря на то что на тот момент он был одним из самых передовых подобных законов в мире, в тексте было много редакционных погрешностей.
Необходимость совершенствования нового документа бесспорна. Но уже сейчас можно сказать, что ряд положений, содержащихся в ГК РФ, повышает уровень защиты, охраны наших авторов. В первую очередь будет наведен порядок в сфере коллективного управления правами авторов, усилены меры ответственности за нарушение авторских прав. Поэтому в принятии кодекса много положительных моментов. Хотя называть его подарком к Новому году я бы не стал. Но документ важный, будем с ним работать.
– Не так давно наконец-то заработали ранее принятые законы в области интеллектуальной собственности, появилась обширная практика их применения. Даже непрофессионалы стали четко осознавать и с успехом отстаивать свои права, например, авторские. Нет ли опасности в том, что вступление в силу четвертой части ГК РФ, как бы хороша она ни была, отбросит нас на несколько лет назад?
– Бесспорно, именно это в первую очередь и вызывает опасения специалистов.
Буквально за полгода до подписания четвертой части кодекса было принято постановление пленума Верховного суда РФ «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», которое является основополагающим шагом в практической реализации охраны интеллектуальной собственности. Как сейчас пойдет работа, сказать очень сложно. В основном российское законодательство строилось в начале 90-х годов. Понадобилось более 10 лет, чтобы хоть как-то сдвинуть судебную практику с мертвой точки. Такая практика стала нарабатываться только в последние три-четыри года, и, естественно, принятие кодекса замедилит этот процесс. Но с учетом имеющегося опыта, думаю, теперь мы преодолеем этот барьер гораздо быстрее.
– Недавно прогремевшее на всю страну дело Поносова буквально взбудоражило всю педагогическую общественность. Вопрос о незаконном использовании программного обеспечения начали решать с самых незащищенных. Может ли учебное заведение обезопасить себя от обвинений, подобных тем, что предъявили директору сельской школы?
– Мы столкнулись с очередным проявлением кампанейщины. И решение проблемы нелицензионного программного обеспечения, на мой взгляд, начато совершенно не с того конца.
Сегодня мы не мыслим себя без компьютера, без компьютерного класса. Руководитель образовательного учреждения не обязан разбираться, какая программа установлена на компьютерах его учреждения. Он должен обеспечить учебный процесс, в том числе и посредством техники, которая способствует улучшению качества обучения. Естественно, руководитель, обращаясь в организации, которые продают компьютерное оборудование, должен быть абсолютно уверен, что покупает надлежащий продукт, соответствующий всем требованиям, включая и требования о защите интеллектуальной собственности. О чистоте товара должен позаботиться продавец, это его ответственность.
То лицо, которое продает товар с нелицензионной продукцией, мало того что само нарушает права автора программного обеспечения, но и вводит в заблуждение покупателя. И привлекать к ответственности нужно именно продавца.
Для предотвращения возможных обвинений рекомендую руководителям использовать в работе компьютерных специалистов и квалифицированных юристов. Заключая договор на поставку компьютерного оборудования, первым делом надо обращать внимание на то, чтобы в договоре было четко прописано, что компьютер поставляется с лицензионной продукцией.
Мне могут возразить многие руководители, ссылаясь на невозможность использования дорогой лицензионной продукции ввиду вечной нехватки финансов. Ну нельзя нам все время сетовать, что мы такие бедные и несчастные, поэтому вынуждены покупать ворованное! Я категорически против этого тезиса, который, кстати, спокойно высказывается и в Государственной Думе, и в больших кабинетах.
В нашем институте мы уже решили проблему, на сегодняшний день у нас нет ни одного нелицензионного продукта. Приказом ректора запрещается самостоятельная установка каких бы то ни было программ, все они устанавливаются только с участием руководителя компьютерного отдела. Мы заключили соответствующее соглашение с Microsоft – они пошли нам навстречу и с 50-процентной скидкой поставили новые программные продукты. А на те компьютеры, которые были приобретены ранее, взамен пиратского совершенно бесплатно нам установили лицензионное программное обеспечение.
Главное, не бояться договариваться. Крупные компьютерные корпорации всегда идут на значительные уступки в цене, особенно для образовательных учреждений.
– В последнее время педагогические работники открыли для себя возможность неплохого дополнительного заработка: статьи, учебные пособия, методические разработки. Охраняются ли эти труды авторским правом? На что авторам нужно обращать внимание в первую очередь, если им поступают предложения о публикации?
– Прежде всего нужно четко понимать и разделять два вида авторского труда. Есть произведения, которые педагоги пишут в рамках служебного задания. Если, например, написание учебного пособия входит в их функциональные обязанности или выполняется по заданию образовательного учреждения, то владельцем такого произведения будет образовательное учреждение. Именно оно должно поставить свой копирайт, значок защиты авторского права, а любое несанкционированное использование учебного пособия другими школами или вузами является незаконным и нарушает права владельца.
Если же учебное пособие делается педагогом самостоятельно, то он вправе предложить его своему вузу, своей школе или другим образовательным учреждениям, заключив соответствующий договор.
Конечно, нужно внимательно составлять и читать такой договор. Передача прав на учебное пособие может быть безвозмездной и за деньги. Но даже если происходит безвозмездная передача, должно быть сохранено право на имя автора.
Стоит обратить внимание, что по договору передаются только имущественные права. Право на имя автора (личное неимущественное) – вечное и остается за тем лицом, кто создал произведение, никто другой не имеет права присвоить себе авторство. Если произведение будет издано под чужим именем, то речь пойдет о плагиате со всеми вытекающими этическими и юридическими последствиями, вплоть до уголовного преследования.
Имущественные права – это получение материальной выгоды от тиражирования, реализации авторского произведения. На это и стоит обратить особое внимание в договоре. Четко должны быть прописаны условия вознаграждения за передачу таких прав. Разовые ли это выплаты или потиражные, как осуществляются выплаты по переизданию произведения.
В договоре также должны быть указаны конкретные сроки использования авторского произведения. Должны прописываться условия передачи права на произведения, например, для использования только в учебном процессе, без перевода в электронный вид, без перевода на другой язык. Все эти детали должны быть учтены. Как показывает практика, авторы страдают именно на деталях. Одна из самых распространенных ошибок – закрепление в договоре передачи всех прав. Подписываясь под таким положением договора, неопытные авторы не задумываются, что передают огромный пласт направлений, за каждое из которых могли бы получать дополнительное вознаграждение. Такой договор заключает автора в полную кабалу, фактически лишая его всего материального вознаграждения за свое произведение.
– В связи с внедрением дистанционного образования необходимо огромное количество учебных материалов переводить в цифровой формат. Как в данном случае не нарушить авторские или смежные права?
– Просмотреть все договоры, заключенные с авторами, произведения которых планируется использовать для дистанционного обучения. Если на перевод в электронный вид какого-либо из произведений не зафиксировано разрешение автора, то необходимо получить соответствующее согласие на каждое произведение.
К сожалению, это именно то, что сегодня у нас сплошь и рядом нарушается. Вузы и школы считают, что если они используют учебные пособия в образовательном процессе, то нет никаких преград для их перевода в цифровой формат для дистанционного образования, тем самым грубо нарушая права автора. Такое незаконное использование можно и нужно оспорить в судебном порядке.
– Школьные учителя часто являются авторами методических разработок конкретных уроков, вузовские педагоги используют свои методики преподавания. Являются ли такие разработки объектом авторского права? Ведь действующий ныне закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предполагает, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия. Есть ли реальная возможность защиты своих прав?
– И методические разработки уроков, и методики преподавания охраняются авторским правом, если они пошагово прописаны на материальном носителе. Сама по себе идея урока или метод преподавания под охрану не подпадают. Авторское право распространяется на форму выражения, но не на содержание. То есть охраняется написанный сценарий урока, но ведение урока по этому сценарию не будет нарушением авторского права. Если же в методике преподавания будут применены новые технические подходы или способы, то методику преподавания можно зарегистрировать как универсальную технологию в Роспатенте.
– Российский государственный институт интеллектуальной собственности, которым вы руководите, – единственный в нашей стране вуз, осуществляющий подготовку квалифицированных специалистов в области правовой охраны интеллектуальной собственности. Сегодня как никогда ощущается потребность общества в таких специалистах. Какие образовательные услуги вы предлагаете?
– Да, действительно наш институт – единственный в своей области: мы готовим юристов, которые непосредственно занимаются охраной и защитой интеллектуальной собственности.
Сегодня на первое место выходит управление интеллектуальной собственностью, введение ее в экономический оборот страны, предприятия, организации для того, чтобы люди получали достойное материальное вознаграждение за свою интеллектуальную собственность. Основываясь на рыночных требованиях, мы готовим и экономистов, менеджеров, которые занимаются управленческими процессами с необходимостью постановки на учет объектов интеллектуальной собственности, ее оценки. Ведь очень важно знать, чем ты владеешь, какова ценность товарного знака, какого-либо изобретения. Нам, преподавателям, людям творческого труда, тоже полезно знать, сколько стоят наши книги, учебники, учебные пособия, которые используются в образовательном процессе.
Кроме того, мы дополнительно решаем вопросы подготовки специалистов с высшим образованием, предоставляя возможность получения второго высшего образования. Например, в нашем институте можно получить специальность оценщика интеллектуальной собственности. Важное направление – подготовка патентных поверенных – специалистов, которые работают в сфере промышленной собственности, связанной с изобретениями. Они помогают решению вопросов регистрации изобретения, полезной модели, товарного знака. Эту категорию специалистов больше ни один вуз в стране не выпускает.
Есть еще ряд специальных программ, которые предназначены для самых различных категорий слушателей, в том числе для правоохранительных структур, что очень важно сегодня, ведь работники милиции, прокуратуры, судов также должны четко разбираться в вопросах интеллектуальной собственности. Увы, достаточная практика для них еще не наработана.
В следующем году мы будем праздновать 40-летие института. Когда-то все начиналось с курсов, переросших затем в институт повышения квалификации, а в 1994 году мы получили статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Сегодня мы проводим работу для преобразования института в академию с созданием в ее рамках специализированных научных институтов.
Мы ставим задачу непрерывного образования – школа, колледж, институт, аспирантура, докторантура. Уже созданы три специализированных класса, работаем с экономическим колледжем в Белорецке, выпускники которого с удовольствием идут к нам в институт. Планируем создать межвузовский центр в Барнауле. У нас успешно работает аспирантура, и ребята, проявившие склонность к научным исследованиям, могут продолжить свое образование.
– Молодому человеку, только окончившему школу, непросто сделать правильный выбор профессии. Не секрет, что один из определяющих моментов – возможность стабильного заработка в будущем. Каковы профессиональные перспективы ваших выпускников?
– Сфера интеллектуальной собственности сегодня весьма востребована и необходима стране. Поэтому перспективы трудоустройства наших выпускников – самые различные. Они работают в органах исполнительной власти, в министерствах, ведомствах, непосредственно в российском патентном ведомстве, в органах МВД, прокуратуры, в судах. Многие адвокатские конторы стараются взять специалистов, которые могут работать в сфере интеллектуальной собственности. Специалистов авторского права ждут издательства, киностудии, записывающие компании. Консультационные услуги этим компаниям весьма неплохо оцениваются.
Вовсю набирает обороты процесс воссоздания на предприятиях, в крупных производственных корпорациях патентных отделов. Работа патентным поверенным – это, в конечном итоге, получение самостоятельного статуса. Патентный поверенный, как адвокат, имеет возможность самостоятельно зарабатывать, и сегодня его услуги на рынке оцениваются очень дорого.
Сейчас, наверное, нет другой юридической сферы, специалисты которой были бы востребованы так остро, как наши. При этом надо понимать, что РГИИС – это не гигантская корпорация, выпускающая ежегодно тысячи специалистов. Для рынка мы готовим штучный товар. И в будущем не предполагаем расширяться. Мы набираем ежегодно на дневное отделение 100 юристов и 50 экономистов. У нас есть бюджетные места для студентов. Иногородним студентам мы предоставляем общежитие. Приглашаю абитуриентов со всех регионов нашей страны и из-за рубежа! Страна ждет достойных профессионалов, создающих экономику, основанную на знаниях, на интеллектуальной собственности.
Информация к сведению:
На основании Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» объектом охраны авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства.
Принципы признания определенного творческого труда произведением, охраняемым авторским правом:
1. Произведение должно быть результатом именно творческой деятельности.
2. Произведение должно быть оригинальным, индивидуальным. Оригинальность заключается в творческом подходе и индивидуализированном способе выражения или форме исполнения произведения, какой бы незначительной ни была доля творческого вклада и индивидуализации.
3. Назначение и достоинство произведения, а также способ выражения произведения не имеют значения при квалификации творческого труда как произведения, охраняемого авторским правом.
4. Необходимо наличие факта обнародования произведения либо нахождение его в какой-либо объективной форме (письменной – рукопись, машинопись, нотная запись и так далее; устной – публичное произнесение, публичное исполнение и так далее; звуко- или видеозаписи – механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее; изображения – рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее; объемно-пространственной – скульптура, модель, макет, сооружение и так далее; в других формах).
При этом в связи с присоединением Российской Федерации к ключевым международным договорам в области авторского права гражданство автора (правопреемника), а также территория обнародования почти не имеют значения.
Некоторые из частей произведения (включая его название) являются самостоятельным объектом авторского права в случае соответствия вышеуказанным требованиям. Законодатель также распространяет охрану на такие произведения, как сборники и производные произведения.
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Не являются объектами авторского права:
– официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
– государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
– произведения народного творчества;
– сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Комментарии