Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Главное – анализ и сопоставление. Обратная связь

Учительская газета, №8 от 27 февраля 2007. Читать номер
Автор:

Нужно ли изучать историю религии в школе? Об этом сейчас много спорят. Одной религии или всех основных мировых религий? Мне думается, что религия, будучи основой национальной культуры, представляет собой неотъемлемую часть отечественной и всемирной истории. Сегодня существует несколько программ истории религии и религиоведческих курсов, каждый из которых имеет определенные достоинства и пользуется популярностью у значительных групп учителей. Программа Н.Шабурова «Мировые религии», опубликованная Министерством образования РФ в 1994 году, рассматривает феномены и факты истории религии в информативной форме без оценок и характеристик, которые традиционно предлагались учащимся и педагогам. При работе с историческим материалом используется также сочетание историко-хронологического и культурно-географического подходов, что оказывается наиболее оптимальным при изучении племенных, национальных и мировых религий в рамках одного курса.

Тем не менее отправной точкой исторических процессов является личность. Поэтому в восприятии и усвоении исторического материала важнейшую роль играет созданный совместно учителем и ребенком образ человека изучаемой эпохи, его представления, миропонимание, мотивы поступков и побуждения. Прежде всего ученики должны понять, что человек другого времени мыслил другими категориями, имел совершенно другую систему ценностей. И до тех пор, пока мотивы его действий и поступков будут оцениваться категориями сегодняшнего дня, объяснение исторических событий и структур будет поверхностным и непонятным. Поэтому наша задача – дать старшеклассникам знания по истории религии, которые позволят им понять и осознать роль духовной культуры в развитии социальной организации, исходя из взглядов, чувств, устремлений и ценностей людей прошедших эпох. В связи с этим в центре внимания должна находиться система представлений о мире человека. Это позволяет излагать и усваивать материал по истории религии как органичное проявление духовной культуры в рамках единого процесса становления и развития цивилизаций.

После знакомства с религиями, нетрадиционными для нашего общества, возникшими в другой культурной среде и на базе другого языка, учащиеся в любом случае вынесут с занятий лишь смутное представление о них. И как ни жаль, с таким положением вещей приходится мириться, потому что язык определяет наше мировосприятие, и мы не можем вложить один и тот же смысл с представителями другой культурной среды в одно понятие. Поэтому структура курса предполагает сознательное смещение количества часов на изучение христианства, потому что христианство в России – это не просто одна из религий, а основа культурной традиции. Без знания основ собственной культуры и нюансов родного языка невозможно дать наиболее полное образование, что определяет особое внимание в изучении истории религии именно христианству и православию, в частности в российской школе.

На занятиях возможно использование различных пособий: репродукций, слайдов, фото-, видео-, аудиоматериалов; учебных пособий; литературных, публицистических и философских произведений – в зависимости от уровня подготовленности учащихся и педагогической направленности деятельности учителя. В ходе изучения программы курса реально организовать экскурсии в музеи, храмы и на собрания различных религиозных конфессий. Особое значение следует придать практической работе учащихся – сопоставлению и анализу, тематическим сообщениям и рефератам, самостоятельной работе с источниками и литературой. При изложении и обобщении материала возможно использование тестов и зачетной системы, организация интегрированных уроков.

Программа

Первый год обучения (34 часа)

ВВОДНАЯ ТЕМА (3 часа)

1. Понятие религии.

2. Религия как сфера культуры.

3. Типология религий.

I. РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ (5 часов)

4. Религии примитивных племен.

5. Религии Восточного Средиземноморья.

6. Религии Древнего Средиземноморья.

7. Религия Древней Греции.

8. Религия Древнего Рима.

II. ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ ЕВРЕЕВ (7 часов)

9. Что такое иудаизм.

10. Ветхий Завет.

11. Пятикнижие.

12. Исторические книги Ветхого Завета.

13. Философские книги Ветхого Завета.

14. Ветхозаветные сюжеты и образы в искусстве.

15. Иудаизм в истории европейской цивилизации.

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА (6 часов)

16. Предпосылки возникновения христианства.

17. Образ И.Христа в Евангелиях.

18. Историчность И.Христа.

19. Человек в социальной системе Римской империи и учение Христа.

20. Состав и организация первых христианских общин.

21. Культурно-историческое значение Апокалипсиса.

IV. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ (6 часов)

22. Формирование христианской догматики.

23. Взаимоотношения государства и церкви. Ереси.

24. Папство и патриархат.

25. Социальная организация Византии, особенности мировоззрения.

26. Эпоха иконоборчества.

27. Разделение церкви. Образование католической и православной ветвей христианства.

V. ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ (11 часов)

28. Язычество и особенности мировоззрения славян.

29. Проникновение христианства на территории славянских племен.

30. Синкретизация христианства и язычества славян.

31. Церковь в социальной системе Древней Руси ХI-ХII веков.

32. Христианство в средневековой Руси.

33. Реформы Никона.

34. Церковный раскол, старообрядчество.

Второй год обучения (34 часа)

35. Петровские преобразования и Церковь.

36. Проблема национального самосознания и православия на Руси.

37. Православие в Советской России.

38. Православие в России сегодня.

VI. КАТОЛИЦИЗМ В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЕГО РАСЦВЕТА (5 часов)

39. Особенности формирования католической церкви.

40. Священное Писание и Священное Предание.

41. Собор и церковный приход.

42. Светская власть и власть Церкви.

43. Средневековые ереси и инквизиция.

VII. ПРОТЕСТАНТИЗМ И КАТОЛИЦИЗМ В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ (7 часов)

44. Реформация и контрреформация.

45. Англиканская церковь.

46. Новые ценности эпохи Возрождения.

47. Церковь и национальные государства.

48. Религиозное мировоззрение и рационализм.

49. Эпоха Просвещения.

50. Церковь и философская мысль ХIХ века.

VIII. КАТОЛИЦИЗМ И ПРОТЕСТАНТИЗМ СЕГОДНЯ (4 часа)

51. Католичество ХХ столетия.

52. Взаимоотношения Православной и Католической церквей сегодня.

53. Протестантство ХХ столетия.

54. Протестантские церкви в России.

IХ. ИСЛАМ (5 часов)

55. Особенности формирования ислама.

56. Основы исламского вероучения.

57. Ислам в Средние века.

58. Исламский фундаментализм.

59. Ислам в России.

Х. РЕЛИГИОЗНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (6 часов)

60. Индуизм.

61. Учения Китая и Японии.

62. Буддизм – мировая религия.

63. Буддистская этика и догматика.

64. Многообразие форм буддизма.

65. Буддистская мораль сегодня.

ХI. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ (3 часа)

66. Неорелигии или новые культы.

67. Сосуществование религиозных учений в России сегодня.

68. Обобщение и подведение итогов.

Дмитрий ДЯДЮКОВ, учитель истории и обществоведения, Чайковский, Пермская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту