search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Главная задача – приобщить ребят к труду

​В конце 80-х годов в трудовом образовании школьников выявились серьезные проблемы, ставшие отражением проблем в развитии российской экономики.

Несмотря на определенные достижения, связанные с подготовкой школьников к производительному труду, уровень трудового обучения отставал от требований времени. Особенно обострились проблемы трудового обучения школьников в связи с развитием рыночных отношений в стране.Для решения проблем, накопившихся в трудовом обучении, в 1993 году предмет «Труд» в российских школах был заменен дисциплиной, получившей название «Образовательная область «Технология» (ООТ), что на некоторое время снизило остроту проблемы трудовой и политехнической подготовки школьников, но полностью не решило их. Во многом это объясняется несовершенством программы ООТ, созданной в сжатые сроки и не прошедшей должной апробации, отсутствием необходимого количества подготовленных учителей технологии и невозможностью в короткие сроки осуществить модернизацию учебного оборудования и подготовить новое дидактическое обеспечение. Сегодня существенно снизилась популярность инженерно-технической деятельности у молодежи. Причины этого:    Увеличение временных интервалов между яркими научными открытиями, привлекающими внимание общества, и в том числе молодежи, к научно-технической сфере.    Массированная пропаганда негативного влияния технических систем, современных промышленных предприятий, науки на экологию природы и человека.    Формирование средствами массовой информации образа успешного человека как человека, занятого в сфере бизнеса, шоу-бизнеса, юриспруденции, политики, медицины, спорта, органах правопорядка, но не науки и техники.    Более низкая оплата труда научно-технических работников по сравнению с оплатой труда в сфере бизнеса, юриспруденции, политики, медицины.    Сложность обучения в учебных заведениях технико-технологического профиля.    Отсутствие собственного положительного опыта создания и модернизации технических объектов. Современная промышленность предлагает огромное число доступных по цене технических объектов, удовлетворяющих разнообразные потребности молодежи, и берет на себя все заботы по их обслуживанию, что не стимулирует потребителей к проявлению творческой активности в технической сфере.    Уход в виртуальную реальность, увеличение числа коммуникационных взаимодействий уменьшает время, которое может быть использовано для освоения мира техники и получения позитивного опыта.    Отсутствие четко обозначенной государственной политики в сфере подготовки кадров для инновационного технологического развития.В нашей стране к причинам снижения популярности инженерно-технической деятельности у молодежи можно добавить уменьшение количества часов, отводимых в базисном учебном плане 2003 г. в основной школе на изучение физики, технологии, черчения, химии, биологии, географии. Многие современные педагоги и общественные деятели открыто заявляют, что учиться должно быть легко, когда на самом деле учиться должно быть интересно. Следуя этой «логике», многие школьники, столкнувшись с трудностями при изучении математики, физики и других естественных наук, не прилагают усилий для их преодоления, а делают вывод, что они имеют гуманитарные способности, и начинают готовиться к поступлению в соответствующие вузы. Начиная с 2003 года положение ООТ в образовательной школе России начало ухудшаться. Общее число часов, выделенных на изучение технологии, стало в два с лишним раза меньше, чем на изучение иностранного языка, и почти в два раза меньше, чем на искусство. По утвержденному в 2003 г. варианту БУП не предусмотрены часы на изучение технологии в 9-м классе, в два раза сокращены часы на технологию в 8-м. В последние годы из учебных планов многих школ исчез предмет «Черчение», что сразу отразилось на уровне знаний студентов, обучающихся в инженерных вузах.В настоящее время в России проходит модернизация всех ступеней общего образования. Она предусматривает переход к компетентностной модели стандартов, расширению самостоятельности учебных заведений. Предполагается, что в рамках федерального компонента стандарта (то есть за государственный счет) технологию в основной школе будут изучать только с 5-го по 7-й класс, в дальнейшем изучение технологии может проходить за счет часов школьного компонента стандарта с учетом интересов школьников. Однако здесь сразу возникнут серьезные проблемы, начиная от нехватки у школ денег на развитие материальной базы курсов и кружков технической направленности и кончая ориентацией родителей и школьников на курсы подготовки к единому государственному экзамену. Поэтому в целом по стране можно спрогнозировать ухудшение ситуации с преподаванием технологии в школах.Обозначенные проблемы не могут быть решены только в рамках системы общего образования, тем более средствами одного предмета – «Технология». Учитывая значение подготовки молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства для будущего России, можно с уверенностью утверждать, что для решения вышеуказанных проблем необходима соответствующая государственная программа.Несмотря на недостатки в организации технологической подготовки учащихся на базе общеобразовательных учреждений, принятая модель федерального образовательного стандарта позволяет школам, в которых созданы соответствующие педагогические условия, совершить скачок в развитии содержания технологической подготовки школьников, насытить эту подготовку современными технологическими знаниями и обеспечить практическую работу учащихся с современным оборудованием, инструментами и материалами. В таких школах могут быть реализованы новые модели технологического образования учащихся, которые в дальнейшем могут получить широкое распространение в школах России. Однако такие модели технологической подготовки школьников разрабатывали до настоящего времени, исходя из возможностей общеобразовательных школ и имеющегося потенциала педагогических вузов, что автоматически влекло ориентацию на архаичные технологии, устаревшее оборудование и ручной труд. Поэтому в настоящий момент перед российским образованием остро стоит задача разработки в кратчайшие сроки новых моделей организации технологической подготовки школьников, базирующихся на широком использовании проектной деятельности, современных материалов и оборудования и включающих в сферу информационного взаимодействия технические вузы, инновационные предприятия, научные учреждения. Особенно актуальна эта задача для Московского региона, обладающего уникальным научно-техническим потенциалом и экономическими возможностями. Реализация новых моделей технологического образования школьников в Москве, несомненно, поможет придать новый мощный импульс развитию технического творчества школьников во всех регионах России.Мария САЛМИНА, и.о. директора ЦДТ «Москворечье»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте