В конце 80-х годов в трудовом образовании школьников выявились серьезные проблемы, ставшие отражением проблем в развитии российской экономики.
Несмотря на определенные достижения, связанные с подготовкой школьников к производительному труду, уровень трудового обучения отставал от требований времени. Особенно обострились проблемы трудового обучения школьников в связи с развитием рыночных отношений в стране.Для решения проблем, накопившихся в трудовом обучении, в 1993 году предмет «Труд» в российских школах был заменен дисциплиной, получившей название «Образовательная область «Технология» (ООТ), что на некоторое время снизило остроту проблемы трудовой и политехнической подготовки школьников, но полностью не решило их. Во многом это объясняется несовершенством программы ООТ, созданной в сжатые сроки и не прошедшей должной апробации, отсутствием необходимого количества подготовленных учителей технологии и невозможностью в короткие сроки осуществить модернизацию учебного оборудования и подготовить новое дидактическое обеспечение. Сегодня существенно снизилась популярность инженерно-технической деятельности у молодежи. Причины этого: Увеличение временных интервалов между яркими научными открытиями, привлекающими внимание общества, и в том числе молодежи, к научно-технической сфере. Массированная пропаганда негативного влияния технических систем, современных промышленных предприятий, науки на экологию природы и человека. Формирование средствами массовой информации образа успешного человека как человека, занятого в сфере бизнеса, шоу-бизнеса, юриспруденции, политики, медицины, спорта, органах правопорядка, но не науки и техники. Более низкая оплата труда научно-технических работников по сравнению с оплатой труда в сфере бизнеса, юриспруденции, политики, медицины. Сложность обучения в учебных заведениях технико-технологического профиля. Отсутствие собственного положительного опыта создания и модернизации технических объектов. Современная промышленность предлагает огромное число доступных по цене технических объектов, удовлетворяющих разнообразные потребности молодежи, и берет на себя все заботы по их обслуживанию, что не стимулирует потребителей к проявлению творческой активности в технической сфере. Уход в виртуальную реальность, увеличение числа коммуникационных взаимодействий уменьшает время, которое может быть использовано для освоения мира техники и получения позитивного опыта. Отсутствие четко обозначенной государственной политики в сфере подготовки кадров для инновационного технологического развития.В нашей стране к причинам снижения популярности инженерно-технической деятельности у молодежи можно добавить уменьшение количества часов, отводимых в базисном учебном плане 2003 г. в основной школе на изучение физики, технологии, черчения, химии, биологии, географии. Многие современные педагоги и общественные деятели открыто заявляют, что учиться должно быть легко, когда на самом деле учиться должно быть интересно. Следуя этой «логике», многие школьники, столкнувшись с трудностями при изучении математики, физики и других естественных наук, не прилагают усилий для их преодоления, а делают вывод, что они имеют гуманитарные способности, и начинают готовиться к поступлению в соответствующие вузы. Начиная с 2003 года положение ООТ в образовательной школе России начало ухудшаться. Общее число часов, выделенных на изучение технологии, стало в два с лишним раза меньше, чем на изучение иностранного языка, и почти в два раза меньше, чем на искусство. По утвержденному в 2003 г. варианту БУП не предусмотрены часы на изучение технологии в 9-м классе, в два раза сокращены часы на технологию в 8-м. В последние годы из учебных планов многих школ исчез предмет «Черчение», что сразу отразилось на уровне знаний студентов, обучающихся в инженерных вузах.В настоящее время в России проходит модернизация всех ступеней общего образования. Она предусматривает переход к компетентностной модели стандартов, расширению самостоятельности учебных заведений. Предполагается, что в рамках федерального компонента стандарта (то есть за государственный счет) технологию в основной школе будут изучать только с 5-го по 7-й класс, в дальнейшем изучение технологии может проходить за счет часов школьного компонента стандарта с учетом интересов школьников. Однако здесь сразу возникнут серьезные проблемы, начиная от нехватки у школ денег на развитие материальной базы курсов и кружков технической направленности и кончая ориентацией родителей и школьников на курсы подготовки к единому государственному экзамену. Поэтому в целом по стране можно спрогнозировать ухудшение ситуации с преподаванием технологии в школах.Обозначенные проблемы не могут быть решены только в рамках системы общего образования, тем более средствами одного предмета – «Технология». Учитывая значение подготовки молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства для будущего России, можно с уверенностью утверждать, что для решения вышеуказанных проблем необходима соответствующая государственная программа.Несмотря на недостатки в организации технологической подготовки учащихся на базе общеобразовательных учреждений, принятая модель федерального образовательного стандарта позволяет школам, в которых созданы соответствующие педагогические условия, совершить скачок в развитии содержания технологической подготовки школьников, насытить эту подготовку современными технологическими знаниями и обеспечить практическую работу учащихся с современным оборудованием, инструментами и материалами. В таких школах могут быть реализованы новые модели технологического образования учащихся, которые в дальнейшем могут получить широкое распространение в школах России. Однако такие модели технологической подготовки школьников разрабатывали до настоящего времени, исходя из возможностей общеобразовательных школ и имеющегося потенциала педагогических вузов, что автоматически влекло ориентацию на архаичные технологии, устаревшее оборудование и ручной труд. Поэтому в настоящий момент перед российским образованием остро стоит задача разработки в кратчайшие сроки новых моделей организации технологической подготовки школьников, базирующихся на широком использовании проектной деятельности, современных материалов и оборудования и включающих в сферу информационного взаимодействия технические вузы, инновационные предприятия, научные учреждения. Особенно актуальна эта задача для Московского региона, обладающего уникальным научно-техническим потенциалом и экономическими возможностями. Реализация новых моделей технологического образования школьников в Москве, несомненно, поможет придать новый мощный импульс развитию технического творчества школьников во всех регионах России.Мария САЛМИНА, и.о. директора ЦДТ «Москворечье»
Комментарии