search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды

Главная задача – охватить заботой детей, которые в ней нуждаются

В системе образования города Москвы обучаются и воспитываются более 75 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них статус ребенка-инвалида имеют около 20 тысяч детей, причем ограниченные возможности здоровья – это может быть и временное заболевание, а статус инвалида дает специальная экспертная комиссия, и он подтверждается каждый год.

Светлана ВОЙТАС, начальник Управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования Департамента образования: – С момента рождения ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, или  ребенка-инвалида семья  сталкивается с  проблемами, и у нас главная задача –  охватить заботой такую семью. Причем поддержка должна быть не только социальная, не только медицинская, не только педагогическая, но и психологическая,  нужны комплексные меры. Поэтому сегодня в системе образования есть так называемые службы ранней помощи,  которые охватывают уже двухмесячных детей, родителям они  помогают научиться, как ухаживать за ребенком, как готовить его к воспитанию, какие навыки ему привить. На раннем этапе мы рекомендуем  родителям пройти именно через службу ранней помощи, потому что там  есть специалисты – логопеды, психологи, дефектологи,  которые помогают выстроить  индивидуальную образовательную траекторию. Мы убеждены, что должно быть психологическое сопровождение  детей от 0 до 18 лет,  выстраивающее для каждого такого ребенка практически индивидуальную образовательную траекторию. Может быть, ребенку не нужно сразу идти в садик, даже специальный, даже компенсирующего вида, может быть, ему нужно посещать только группы кратковременного пребывания, то есть все очень индивидуально. Вначале приходит родитель в службу ранней помощи или  в лекотеку, где  ребенок находится под наблюдением специалистов,  затем медицинское учреждение определяет, куда должен идти ребенок –  в специализированный сад или в обычный, ведь существуют разные типологии заболеваний. Это, условно говоря, могут быть нарушения зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата. В зависимости от диагноза и выбирают дошкольное образовательное учреждение,  а потом общеобразовательное учреждение. Мы  очень много вплотную работаем с родителями. Приходится  многое разъяснять. У нас более ста психолого-медико-социальных центров, которые консультируют как раз родителей, это  есть практически в каждом районе.  Есть дети, которые совершенно спокойно включаются в условия массовой школы и чувствуют себя прекрасно.  Сегодня 7 тысяч таких детей.  Это разные дети, например, у ребенка сахарный диабет, он  имеет статус инвалида, но вы никогда этого не увидите, а есть  дети, которые нуждаются только в специальных учреждениях, где им оказывают комплексную помощь:  там есть реабилитационные услуги,  медицинский персонал, специальное оборудование. Сегодня мы много внимания уделяем инклюзивному образованию, в основе которого лежит идеология исключения всякой дискриминации по отношению к детям. У нас есть успешные примеры инклюзивного образования, за  последний год в Москве в три раза увеличилось  число образовательных учреждений, применяющих такую практику. Более того, появились новые технологии, новые формы обучения – дистанционное обучение, оно становится популярным, очень многие родители положительно отзываются о такой методике, в особенности когда  ребенок – лежачий больной и у него других возможностей нет.  Правительство Москвы выделило каждому такому ребенку компьютер, снабдило программным обеспечением. Соответственно у ребенка есть возможность обучаться дистанционно. Но могу сказать, что  пока находимся в самом начале развития инклюзивного образования, у нас все впереди. Мы движемся к цивилизованному обществу, а для этого нужно воспитывать толерантное отношение, понимаемое как  сочувствие, сопереживание, сотрудничество. У сверстников вообще практически проблем не бывает, когда они попадают в один коллектив, скажем, с детьми-инвалидами, они даже забывают, что перед  ними ребенок с какими-то ограничениями здоровья, они воспринимают его как равного, вовремя помогут, это становится для них совершенно естественно.В последние годы в Москве  реализуется  программа «Безбарьерная среда», мы создаем условия для обучения  учащихся с ОВЗ или детей-инвалидов. Можно наблюдать, что в школах сейчас появились пандусы. Это хорошо, но не могу, к сожалению, не отметить и такой, может быть, не очень лицеприятный факт – подчас не очень эффективной была забота о создании безбарьерной среды: ребенок мог на коляске доехать до первого этажа, но не мог на этой коляске попасть, например, в  учебный кабинет, потому что старые  школьные здания спроектированы и построены  по нормативам. 17 ноября прошла коллегия Департамента образования,  посвященная проблемам интеграции инвалидов в образовательную среду, было принято решение создать экспертную независимую комиссию, в которую войдут родители, создать образовательное учреждение, стопроцентно оснащенное для ребенка с любыми ограничениями возможностей и ограничениями здоровья, чтобы понять, какая модель нам нужна.Сегодня мы говорим  о том, что нужны учителя, которые  могут работать с такими детьми.  Это большая  задача, ведь новые стандарты профессионального педагогического образования требуют уже новых условий  для работы с детьми-инвалидами в условиях массовой школы.  Мы проводим повышение квалификации уже работающих педагогов, ведь от того, к каким педагогам приходит ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, поверьте, зависит многое, в том числе  и отношения  такого ребенка со сверстниками.   Грамотный педагог всегда сможет правильно  разрешить любую  конфликтную ситуацию. Кроме того, мы принимаем меры, для того чтобы школа, принимающая такого ребенка, имела и иной норматив для его обучения. Сегодня, когда разрабатываются новые организационно-финансовые  механизмы, когда  за каждым ребенком в школу идет и норматив, очень важно, что для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида  установлен повышенный коэффициент.  В этом случае школа будет заинтересована иметь грамотных специалистов, в том числе медицинских работников, психологов, дефектологов, логопедов, тьюторов, которые будут сопровождать больного ребенка. Одна из главных проблем – сделать так, чтобы после окончания учебы такие дети были востребованы, поэтому мы сегодня стоим перед выбором обучения востребованным специальностям. Например, удивительно, но слепые детки великолепные массажисты, следовательно, мы сейчас лицензируем эту программу, колледж будет обучать таких детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте