search
main
0

Главная возможность влиять на власть. Модуль «Избирательное право – важнейший механизм парламентаризма в России». 9-11-е классы

Занятие 1. Зачем нужны выборы? Выборы. Избирательная кампания. Кандидат. Предвыборная программа. Референдум. СМИ.

III : группы по интересам, политические партии, плюрализм, политическая стабильность, программа партии. : выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, избирательная комиссия, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, список кандидатов, предвыборная агитация, тайное голосование.

Занятие 2. Право гражданина на участие в выборах. Право голоса. Прямая демократия. Представительная демократия. Избирательный бюллетень. Голосование. Подсчет голосов.

Занятие 3. Избирательная система. Избирательный ценз. Пропорциональная избирательная система. Мажоритарная избирательная система. Смешанная избирательная система. Мандат.

Занятие 4. Избирательная система в России. История и современность. Государственная Дума Российской империи. Государственный Совет. Куриальная система выборов. Третьиюньская монархия. Центральный исполнительный комитет СССР. Верховный Совет СССР. Конституция 1924 г. Конституция 1936 г. Конституция 1977 года. Конституция 1993 года.

Занятие 5. Роль политических партий в выборах. Группы по интересам. Политические партии. Плюрализм. Политическая стабильность. Программа партии. СМИ.

Занятие 6. Изучение закона о выборах. Выборы. Избиратель. Избирательные права. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Равное избирательное право. Прямое избирательное право. Избирательная комиссия. Кандидат. Избирательное объединение. Избирательный блок. Список кандидатов. Предвыборная агитация. Тайное голосование.

Занятие 7. Законодательство о выборах в Российской Федерации. Выборы в Российской Федерации. Избирательное право граждан. Избиратель. Избирательная комиссия. Баллотироваться. Гарантии избирательных прав граждан. Демократия.

Занятие 8. Федеральное Собрание Российской Федерации. Государственная Дума. Совет Федерации. Парламент. Парламентаризм. Народ. Референдум. Политика. Политическая активность.

Занятие 9. Твое мнение о выборах. Кандидат в депутаты. Политика. Политическая активность. Социальная апатия. Предвыборная агитация. Свобода. Право. Гражданская обязанность.

Занятие 10. Олимпиада по избирательному праву. Тесты. Подчеркнуть лишнее понятие в перечне. Примеры из истории о существовании выборов. Афоризмы. Строкворд – разгадывается по строкам. Найдите в тексте ошибку.

Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен.

Г. Бокль

Настоящий модуль отстаивает всесторонний подход к реализации гражданско-правового образования в гимназии. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного предмета. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику школьных предметов и внешкольных мероприятий. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о модели гражданского общества, его политических и этических нормах и ценностях.

Гражданско-правовое образование реализуется в следующих формах: предметной, межпредметной, воспитательной, институциональной (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется право граждан на выборы, как одного из элементов демократии).

I. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом.

Наступит день, когда выпускники школы, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли молодые россияне голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как еще в школе привить им правовую, избирательную культуру?

Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они – необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, право, с другой – обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для нашей страны является явное снижение избирательной активности, особенно среди молодежи.

II. Избирательная система в России только складывается, но уже сейчас ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Чтобы объяснить суть избирательной системы своим ученикам и подвигнуть их на участие в этом процессе, необходимы специальные занятия, на которых ребята смогут активно обсуждать проблемы, связанные с выборами.

Предлагаемый модуль «Избирательное право» включает: программу, 9 уроков, итоговое занятие «Олимпиада по избирательному праву», состоящая из трех туров.

Изучение этого модуля помогает сегодняшним школьникам сделать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем, ориентироваться в происходящем. Предложенные темы могут быть использованы в 9-м, 10-м, 11-м классах в течение полугодия.

Основные содержательные компоненты: политические знания; правовые знания; социально-экономические.

Цель модуля: содействовать воспитанию гражданина, способного самостоятельно разбираться в политической жизни общества. Формирование политической культуры школьников.

Знания: демократия; права и свободы человека, механизмы их защиты; основные международно-правовые документы в области права; общество, основные сферы жизни общества; выборы и референдум; избирательные системы; основы избирательного права; избирательная кампания; формы политического участия; принципы организации местного самоуправления; парламент; парламентаризм; Федеральное Собрание; Совет Федерации; Госдума.

Умения и навыки: критически мыслить, анализировать информацию, критически оценивать ее, выражать и отстаивать свое мнение, умение принимать решение, брать ответственность на себя, понимать социальные проблемы, знать, что происходит в обществе.

Как найти место модуля «Избирательное право – важнейший механизм парламентаризма в России» в школьной программе

I вариант

Модуль в преподавании какого-либо обществоведческого курса.

Обоснование

Данный модуль может стать факультативным занятием или включаться за счет школьного компонента. Такой вариант представляется наиболее эффективным, так как все занятия модуля имеют внутреннюю логику, взаимосвязь и определенную последовательность от первого до последнего урока.

Практические рекомендации

При использовании этого варианта возможно расширение временных рамок до 20 часов (на каждую тему отводится в два раза больше времени, чем предполагается), либо через более детальное рассмотрение материала, либо через дополнение его другим, включая документы. Наиболее оптимальным вариантом представляется проведение парных занятий, так как некоторые темы, рассчитанные на 2 часа, могут утратить предполагаемый эффект при недельном перерыве. В то же время преподаватель может использовать курс и при наличии 1 часа в неделю.

II вариант

Использование отдельных занятий.

Учитель может использовать только отдельные уроки (не забывая о цельности модуля и нежелательности его искусственного дробления).

При невозможности использования всех занятий представленного модуля учитель может выбрать наиболее интересные, по его мнению, занятия и использовать их в целом или же отдельные их элементы при подготовке собственного занятия. При этом следует помнить, что цели и задачи должны быть пересмотрены при фрагментарном заимствовании отдельных занятий.

III вариант

Проведение классных часов, внеклассных и внешкольных мероприятий.

Представленный модуль может лечь в основу ряда внеклассных мероприятий. В этом случае происходит гармоничное сочетание учебной программы с воспитательным мероприятием.

Практическое использование

При использовании данного модуля необходимо помнить, что разработанные занятия предназначены для проведения уроков. Использование их в качестве внеклассных мероприятий может потребовать некоторых корректировок и усиления отдельных воспитательных элементов содержания. (Темы для разработки ролевых игр: Выборы. Избирательная система в России. Федеральное Собрание. Изучение закона о выборах).

IV вариант

Использование отдельных методических приемов.

Каждый преподаватель может использовать идеи неординарных методических приемов: работа в группах, ваше мнение, работа с понятиями, анализ документа, читаем прессу, ролевая игра, деловая игра.

Предлагаемый модуль построен на использовании активных и интерактивных методов преподавания, поэтому учитель любого школьного предмета может найти для себя интересные идеи, которые окажут помощь в разработке собственных уроков. Кроме того, материал структурирован в четкий развернутый план урока, что может оказать помощь при составлении собственного плана урока.

Тема «Зачем нужны выборы?»

Цели: показать учащимся, что выборы являются центральным механизмом демократического управления. Сформировать представление о самом процессе выборов и в целом об избирательной кампании и ее целях.

Основные понятия: выборы, избирательная кампания, кандидат, предвыборная программа.

Вопросы для обсуждения

Что такое выборы?

Как часто проводится избирательная кампания?

Что необходимо для сознательного участия в выборах?

Кто такие кандидаты (в депутаты, президенты)?

Какова роль средств массовой информации в ходе подготовки и проведения избирательной кампании?

Что такое предвыборная агитация и каковы ее формы?

Методические рекомендации

Предложенный круг проблем необходимо обсудить всем классом, но чтобы разнообразить для ребят формы работы, можно организовать обсуждение в группах следующих ситуаций.

Выдвиньте из своей группы кандидата на должность президента (страны, школьной республики, класса).

Обоснуйте свой выбор, подчеркнув положительные стороны личности кандидата и обозначив позиции, над которыми ему еще нужно работать.

Составьте сообща его предвыборную программу (из 3-5 первоочередных задач).

А вот теперь кандидаты в президенты могут выступать с агитационными речами (до 3 минут)! Это будет повод для общего обсуждения.

Если вас не привлекает работа в группах, то ее можно заменить индивидуальной работой дома с газетами, журналами по сбору информации о том, как используются СМИ в ходе подготовки и проведения предвыборной кампании. А на уроке каждый ребенок под руководством учителя постарается определить, какие черты его характера позволят ему в будущем занять ответственный пост в обществе, а какие нет. Или какими способами можно вести предвыборную агитацию.

Тема «Право гражданина на участие в выборах»

Цели: дать знания о механизме осуществления права участия в выборах. Подвести учащихся к пониманию, что право голоса – одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе.

Основные понятия: право голоса, прямая демократия, представительная демократия, избирательный бюллетень.

Какими правами обладает человек?

Что такое право голоса?

Кто им обладает?

Что дает человеку его участие в выборах?

Кто решает вопрос о том, какие члены общества имеют право голоса?

В чем разница между демократией прямой и представительной?

Как осуществляется голосование?

Что такое избирательный бюллетень?

Что такое избирательная урна?

Как происходит подсчет голосов?

Могут ли принять участие в голосовании больные, находящиеся на лечении дома или в больнице, инвалиды, транзитные пассажиры и т.п.?

Основная дискуссия может пойти вокруг вопроса: что дает человеку участие в выборах? Ответить на этот вопрос вам поможет очень простой, но наглядный пример: принесите в класс аптечные весы и постарайтесь привести их в равновесие с помощью мелких шариков. Падая на чашу весов один за другим, они, как и голоса избирателей, в конечном итоге дают результат.

Чтобы показать разницу между демократией прямой и представительной, можно сочинить сказку о том, как на необитаемый остров попали 7, а затем еще 7 тысяч человек. И если раньше все вопросы решались путем прямого голосования на собрании (прямая демократия), то затем демократия стала представительной.

А далее можно имитировать процесс выборов, например, классной думы. Учитель заранее готовит бюллетени для голосования, урну, список избирателей; до урока готовит членов избирательной комиссии и наблюдателей (возможно, из старших школьников) и заканчивает игру подсчетом голосов.

Итоги этих выборов послужат материалом для обсуждения на следующем уроке.

Тема «Основные типы избирательных систем»

Цели: дать знания о типах избирательных систем. Развивать умение ставить проблему и отстаивать свою точку зрения. Формировать умения сравнительного анализа и обобщения.

Основные понятия: избирательная система, избирательный ценз, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система.

Урок начинается со знакомства учащихся с понятием «избирательная система». Затем учитель может поставить проблемный вопрос.

Всегда ли выборы являются демократичными?

Предлагается назвать несколько ситуаций, когда выборы не будут демократичны (и по возможности привести конкретные исторические примеры).

Ответы могут быть следующими:

безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать;

не тайные выборы (с требованием указать в бюллетене паспортные данные);

выборы при дезинформации избирателей;

выборы с имущественным, социальным или национальным цензом (не всеобщие);

не прямые выборы (многоступенчатость);

выборы в ситуации вооруженного конфликта, в обстановке давления на избирателей;

выборы с возможной фальсификацией их результатов.

В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что сами по себе выборы не являются гарантом демократии. Поэтому важна и система проведения выборов.

Далее можно обсудить вопрос об избирательном цензе и предложить к обсуждению следующие проблемы.

Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 16, а уголовная ответственность в некоторых случаях наступает с 14 лет?

Не будет ли целесообразным ввести имущественный ценз для кандидата в депутаты? (АРГУМЕНТ – богатый человек не будет тратить народные деньги на строительство собственной дачи).

Вопросы носят несколько провокационный характер, и поэтому учитель самостоятельно должен определить целесообразность их обсуждения.

Затем вводится понятие типа избирательной системы, так как он тоже в немалой степени влияет на результаты выборов.

Дается под запись определение основных типов (возможно несколько различных определений) – мажоритарной и пропорциональной.

Положительное в мажоритарной системе – голосование проводится в один тур, в борьбу могут включаться и независимые кандидаты, устанавливается личностная связь избирателей с кандидатами, выбираемый орган характеризуется высоким уровнем стабильности.

Недостатки – значительное число голосов избирателей не учитывается при распределении мандатов (победивший набирает большее количество голосов, пусть даже за него проголосовало менее 50% избирателей), нередко искажается картина реального соотношения сил в политической структуре общества (партии, собирающие по стране менее 50% голосов, могут получить в парламенте до 75% мест).

Положительное в пропорциональной системе – учитывается наибольшая часть голосов избирателей, дается объективная картина политической ситуации в обществе, реальной расстановки сил партий и организаций, является наиболее демократичной в условиях многопартийности, избирателю легче разобраться в политической позиции представителя определенной партии, чем частного лица.

Недостатки – к распределению мандатов не допускаются партии, чьи списки не получили определенного процента голосов, возникает питательная почва для объединения партийных списков, голосуя за список, избиратели не высказывают отношения к отдельным кандидатам, создается зыбкая почва для функционирования законодательной и исполнительной власти (много партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства).

Необходимо обратить внимание, что на уроке рассматриваются теоретические вопросы, и поэтому, обсуждая ту или иную модель выборов, следует ориентироваться на идеальный вариант.

В итоге учащиеся, размышляя над рациональностью применения той или иной избирательной системы, могут прийти к выводам:

тип избирательной системы зависит от социокультурных, исторических, политических, психологических и др. особенностей той или иной страны;

можно использовать и мажоритарную, и пропорциональную системы выборов (это так называемая смешанная система – она дает возможность партии, получившей поддержку большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в выборном органе, но и гарантирует наличие оппозиции в лице депутатов от других политических партий; дает возможность в условиях многопартийности не сводить выборы только к борьбе партийных списков, а сочетать партийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, что лишает политические партии монополии на выдвижение кандидатов).

В заключение учитель может дать проблемное домашнее задание (или оставить его на следующий урок).

Тема «Избирательная система в России: история и современность»

Цели: ознакомить учащихся с особенностями российского парламентаризма и основными понятиями, связанными с избирательной системой в России. Закрепить навыки сравнительного анализа и обобщения. Развить умение моделировать ситуацию. Сформировать у учащихся умение соотносить знание исторических особенностей развития России с изменениями ее политической системы.

Государственная Дума Российской империи – нижняя палата первого в истории России парламента, начавшая свою работу в апреле 1906 г.

Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента, в которой преобладали дворяне и верные правительству чиновники.

Куриальная система выборов – система выборов в дореволюционной России, при которой кандидаты выдвигались при сословных ограничениях (по куриям) и были представителями разного количества граждан (неравное избирательное право).

Третьеиюньская монархия – режим, установившийся в России в результате изменения правительством без согласия парламента избирательного закона и введения 3 июня 1907 г. новых правил выборов, существенно облегчавших выдвижение в депутаты представителей привилегированных сословий.

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР – государственный орган Советского государства, объявленный парламентом и состоявший по Конституции 1924 г. из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Конституция 1924 г. – первая Конституция нового государства – Союза Советских Социалистических Республик, закреплявшая диктатуру пролетариата и устанавливавшая привилегии рабочих при выборах. Лишенцы – люди, лишенные избирательных прав по Конституции 1924 г. по своему социальному положению.

Конституция победившего социализма – Конституция 1936 г., по которой СССР объявлялся общенародным государством, выполнившим задачу построения социализма.

Конституция развитого социализма – Конституция 1977 г., провозгласившая окончательное построение социализма и переход к строительству коммунизма в СССР.

Верховный Совет СССР – законодательный орган СССР с 1936 г., состоявший из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Конституция Российской Федерации принята в 1993 г. общенародным голосованием. Конституция, устанавливающая современную структуру нашего общества, определяющая компетенцию основных органов власти, права и обязанности граждан и т.д. Федеральное Собрание РФ – парламент РФ, состоящий из 2 палат – Совета Федерации и Государственной Думы – и являющийся органом законодательной власти.

Общефедеральный избирательный округ – округ, в котором депутатов выбирают по пропорциональной системе от партийных списков. Одномандатный избирательный округ – округ, в котором депутатов выбирают по мажоритарной системе, от населения.

Почему был двухпалатный парламент?

Можно ли назвать ЦИК парламентом?

Система выборов была пропорциональной или мажоритарной?

Почему в 1936 г. в СССР устанавливаются всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании?

Можно ли считать Верховный Совет СССР парламентом?

Сейчас в нашей стране действует Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. Она строго разграничивает 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Во главе исполнительной власти стоит Президент Российской Федерации, избираемый всенародным голосованием: прямым, равным, всеобщим и тайным (до этого в 1990 г. 1-й президент СССР М.С.Горбачев был избран на Съезде Советов, то есть не прямым голосованием). «Президент РФ избирается на 4 года. Федеральное Собрание – парламент РФ. Состоит из 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительных и исполнительных органов власти. Избирается (так сказано в Конституции, но точнее – формируется) на 4 года. Состоит из 450 депутатов. Государственная Дума состоит также из 450 депутатов. 225 избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения, общефедеральные списки кандидатов которых получили менее 5% голосов. Каждое избирательное объединение, за список кандидатов которого подано более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов действительных голосов. При распределении депутатских мандатов они передаются депутатам в соответствии с их порядком в списках. До начала распределения мандатов из списков исключаются кандидаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным округам. По одномандатным избирательным округам признается победившим кандидат, получивший наибольшее число голосов. При равном числе голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Избирательным правом обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет и дееспособные. Учитель, основываясь на приведенном выше материале, может использовать несколько вариантов:

Рассказ учителя сопровождается обсуждением вопросов, на которых в тексте заострено внимание.

Предварительно выбираются ученики, которые на уроке будут играть роли парламентариев разных эпох в России. Они либо рассказывают о своей деятельности, акцентируя внимание на то, по какой системе попали в парламент (например, «героем» 1924 г. может быть дореволюционный священник, после революции прекративший свою деятельность, отказавшийся от своих родителей и полностью изменивший свое социальное происхождение в документах), либо ученики класса задают им вопросы с целью определить особенности избирательной системы того или иного периода отечественной истории (при этом «герой», например, дореволюционной России может затрудниться в ответе на вопрос о типе выборов – класс общими усилиями должен выйти на представление о куриальной системе).

На урок можно пригласить настоящего депутата.

Тема «Роль политических

партий в выборах»

Цели: сформировать понимание роли политических партий в выборах. Развить умение анализировать информацию для определения личной гражданской позиции. Развить навыки участия в дискуссии, работы в группе, выражения собственной позиции.

Основные понятия: группы по интересам, политические партии, плюрализм, политическая стабильность, программа партии.

Как формируется в России многопартийная система?

Типология партий.

Как СМИ в России освещают деятельность политических партий?

В каждой стране имеются группы людей, различающиеся по убеждениям и интересам. Их, как правило, называют «группы по интересам» или «группы интересов». Среди них: профсоюзы, ассоциации учителей, предпринимателей, фермеров, артистов, писателей; союзы молодежи, женщин и многие другие. Ни одна из этих групп не может претендовать на исключительное представительство в государственных органах. Существование различных групп по интересам – это проявление плюрализма, характерного для демократического общества.

Объединение граждан, имеющих единое представление об организации государства и общества, называется политической партией. Партия ставит цель – завоевать власть, продвинуть своих представителей в парламент и правительство, чтобы проводить политику в интересах групп, которые она представляет.

Проблемы общества, такие, как развитие экономики, социальной сферы, здравоохранения и другие, могут быть решены по-разному. Различные партии предлагают разные решения. Например, некоторые партии отводят государству большую роль в развитии экономики, другие сводят эту роль к минимуму, давая большую свободу предпринимателям. Первой точки зрения придерживаются коммунистические партии, второй – либеральные, например Демократический выбор России.

В демократическом обществе должно быть две или больше партий, чтобы у каждого гражданина была возможность выбора программы, которая, по его мнению, лучше способствует развитию страны. В большинстве стабильных демократических государств две или три крупные партии.

Программа политической партии состоит, как правило, из двух частей. В первой содержится понимание партией основных принципов организации государства, таких, как равенство, свобода, отношения человека и государства, отношения государственной и частной собственности, степень вмешательства государства в экономику. Вторая часть включает политические установки в области здравоохранения, образования, окружающей среды, социальных пособий неимущим, безработным и т.д.

Целесообразно провести типологию партий. Специалисты дают разные классификации. Некоторые выделяют следующие направления:

демократы, центристы, националисты, коммунисты.

Иногда партии делят на: реформистские – антиреформистские, центристские – экстремистские, проправительственные – антиправительственные.

Для лучшего понимания роли политических партий в решении проблем общества и государства рекомендуется провести дискуссию.

Ее проведение в начале урока способствует активизации учащихся. С этой целью учащимся предлагается ответить на несколько вопросов:

Должно ли правительство обеспечить всех работой?

Должно ли правительство контролировать телевидение?

Обязательно ли церковь должна быть отделена от государства?

Должно ли все образование быть бесплатным?

Должно ли здравоохранение быть бесплатным?

Допустимо ли банкротство убыточных предприятий?

Должны ли суды быть независимы от правительства?

Должен ли каждый молодой человек служить в армии?

С какого возраста может быть разрешено работать?

Должны ли люди состоятельные и малоимущие платить одинаковые налоги?

После такой дискуссии учитель может дать информацию о политических партиях.

С целью определения уровня информированности учащихся по данной проблеме можно предложить им следующий вид деятельности. Разделить доску на три части.

Первая часть – что я знаю о политических партиях (название, лидер, основные положения политической программы);

вторая – что я хочу знать о политических партиях, третья – что я хочу узнать о политических партиях (отношение какой-либо партии к вопросу о частной собственности, к образованию, к социальной защите малоимущих и т.д.).

Первая и вторая части обсуждаются на уроке, третья предполагает подготовку дома (выполнение ее как домашнего задания).

Тема «Изучение

Закона о выборах»

Цели: сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса. Развить у учащихся навыки и умения анализа государственных документов о выборах и применения их на практике.

Основные понятия: выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, избирательная комиссия, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, список кандидатов, предвыборная агитация, тайное голосование.

Почему так важно, голосуют граждане или нет?

Какую возможность предоставляют законы для реализации гражданских прав в ходе выборов?

Кто является участником выборного процесса?

Целесообразно учителю до урока самому изучить Закон о выборах, подумать, какие вопросы могут возникнуть у учащихся при первичном восприятии содержания закона.

Далее можно выделить те фрагменты, которые необходимо знать учащимся:

Участники выборного процесса.

Права и обязанности участников избирательного процесса.

Финансирование выборов.

Подготовить план работы для каждой группы. После того как заготовлен раздаточный материал, необходимо подумать, как расположить учащихся в классе, чтобы им удобнее было работать; какой дополнительной информацией к уроку оснастить классную доску; если есть возможность, надо иметь на уроке для каждой группы оригинал Закона о выборах, Конституцию РФ, тогда при возникшей необходимости учащиеся смогут обратиться непосредственно к документу.

Возможен вариант, когда фрагменты Закона о выборах будут розданы учащимся на дом перед уроком с заданием изучить содержание и подумать над вопросами.

Небольшая дискуссия (5 минут).

Постановка цели перед учащимися: получить информацию о том, какую возможность предоставляют законы для реализации гражданских прав и гражданской активности в ходе выборов.

Учащиеся работают в группах (по 5-6 человек). Они представляют избирателей, кандидатов, избирательную комиссию, средства массовой информации, политические партии.

Каждая имеет соответствующие фрагменты Закона о выборах и план работы:

изучить фрагменты документа;

дать всему классу информацию по вопросам:

кто участник избирательного процесса?

какими правами он обладает?

какие обязанности на него возлагаются?

какую роль он, по вашему мнению, играет в избирательном процессе?

дать пояснения к основным понятиям урока, записанным на доске (это могут сделать представители от каждой группы, написав на доске определения, которые коллективно проверяются во время отчета рабочих групп);

каждый ведет необходимые записи в тетради, в ежедневном журнале-отчете или дневнике о выборах.

Целесообразно иметь на уроке группу, которая будет работать по Конституции РФ и представит информацию по теме из этого закона.

Отчет рабочих групп может проходить или по строго заданному плану, предложенному учителем, или учащиеся творчески подходят к этому этапу работы. Например:

избирательная комиссия может провести регистрацию избирателей в классе;

политическая партия – выдвинуть кандидата;

группа кандидатов – организовать выступление перед избирателями;

группа средств массовой информации – взять интервью и т.д.

Домашнее задание может быть трех типов:

Общее: предложить учащимся подумать, в каких выборах они хотели бы участвовать и представителями какой группы участников избирательного процесса они хотели бы быть.

Индивидуальное:

взять интервью у взрослых – представителей различных групп участников избирательного процесса;

подобрать материал из прессы о том, как идет предвыборная кампания в стране;

подготовить речь кандидата;

написать статью в школьную газету о выборах, проводимых в школе.

Групповое:

разработка плакатов, лозунгов политических партий, общественных организаций для агитации;

разработка программы политической партии, платформы, обращения к избирателям;

разработка своего закона о выборах (в классе, школе);

выпуск школьной газеты о предстоящих учебных выборах.

Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права и обществознания, Саранск

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте