Для меня главной опорой в формировании русской картины мира на уроке стали работы Дмитрия Сергеевича Лихачева, точнее даже, не только его статьи и выступления, но и сама личность этого человека. Он не раз писал и говорил, что неотъемлемой частью культуры и национального осознания является владение русским языком. Наш язык – это основа основ, и пусть многое меняется в нашей жизни, но для сохранения русской картины мира, для сохранения национального самосознания необходимо прежде всего сохранять язык.
В его работах понимание русского языка дается как ощущение русским этого мира. Ведь в нашем языке много таких слов, которые совершенно не поддаются переводу на иностранный язык, например, «воля», «удаль». В целом формирование русской картины мира проходит через всю нашу программу и через оба предмета – и русский язык, и литературу. У меня шестой, седьмой и восьмой классы, в шестом мы уже начинаем изучать некоторые работы Дмитрия Лихачева, а в седьмом более подробно говорим о нашем языке. В этом учебном году тема первого урока звучала так: «Русский язык как первоисточник нашего национального самосознания». Мы провели диспут, основной вопрос: как вы считаете, русский язык гибнет или переживает очередной этап своего развития? Ведь в нашем языке уже был период упадка, когда в XVIII-XIX веках к нам пришла французская культура. Семиклассники после обсуждения сделали вывод, что сегодня наш язык тоже находится на грани исчезновения и даже умирает. Подтверждение этому они встречают на улице и видят в СМИ.
Также в седьмом классе мы на уроках литературы начинаем подробно говорить о русском характере, обсуждаем, какие же мы. Как пример, первое произведение – «Песнь о купце Калашникове». Главный вывод, к которому приходят дети: оставаться человеком в любой ситуации, и в трудные времена тоже, чувствовать ответственность за себя, за свою семью, не ронять своего достоинства и чести. А если нужно, даже пожертвовать своей жизнью. В этом сила русского характера, понимание этого помогает в формировании русской картины мира.
В восьмом классе данное направление получает развитие через фольклор, мы изучаем исторические и народные песни. Причем стараемся не только прочитать, но и спеть их, чтобы они зазвучали. Я по первому образованию музыкант, и в классе есть поющие дети, четвертый год я веду у них русский язык и литературу, и ребята привыкли к тому, что я пою, им это очень нравится, и они уже сами выходят к доске и поют – по одному, по двое. У нас есть парень, который занимается в фольклорном ансамбле «Забава», он спел настоящую народную песню, не стилизованную под народную, а настоящую, я такие называю родниковыми, их пели наши бабушки и прабабушки.
Перед собой на этом уроке я тоже ставила определенную задачу. Ведь наша народная песня – это органичная часть русской картины мира, и наши предки пели всегда – и в радости, и в горе, и в работе, и в минуты отдыха. И для того чтобы петь, им совсем не обязательно было садиться за стол. Песня всегда была образом русской жизни, не всем хватало образования, чтобы высказать свои эмоции и чувства, а песня благодаря своей мелодии и красивым словам проникает в душу любого человека. Мне очень хочется, чтобы ребята это понимали.
Галина Уткина, учитель русского языка и литературы гимназии № 6, Воронеж
Комментарии