search
main
0

Главная цель – развитие цивилизованного рынка и доступность образования

В Подмосковье прошла итоговая конференция «Становление рынка учебного книгоиздания и роль Инновационного проекта развития образования (ИПРО) в этом процессе». Этот проект воплощался в жизнь Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) на средства займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Целью конференции стали оценка эффективности программ компонента «Учебное книгоиздание» ИПРО и обсуждение рекомендаций по сохранению устойчивости его результатов. В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, российских издательств, авторы учебной литературы, отечественные и зарубежные эксперты.

Становление рынка учебного книгоиздания – одна из важнейших целей, стоящих сегодня перед российским образованием. Актуальность этой задачи была подтверждена в недавнем выступлении Президента Российской Федерации, который отметил, что в России необходимо сформировать конкурентоспособную систему развития, распространения и использования знаний. Только такая система, по словам Владимира Путина, может стать основой устойчивых темпов и высокого качества экономического роста в стране.

По мнению координатора проектов по образованию Московского представительства МБРР Исака Фрумина, российский рынок учебников к середине 90-х годов нельзя было назвать рынком в его цивилизованном понимании. Более того, вся структура, все потоки учебной литературы не только не обеспечивали доступность образования, но и способствовали нарастанию негативных тенденций, связанных с повышением стоимости учебников, монополизацией рынка, трудностями в создании торговой сети. В Инновационном проекте развития образования была заложена главная и очень простая идея – поддержать наиважнейшие рыночные механизмы цивилизованного рынка: обеспечить прозрачность процедур проведения конкурсов, конкуренцию издательств и открытость информационных каналов. И эту идею, по мнению Фрумина, проекту удалось реализовать в полной мере.

Сегодня очевидно, что создание информационной системы учебного книгоиздания способствовало доступности получения информации о различных учебниках, воспитало новый тип потребителя учебной литературы. Потребителя, который не кидается на первый попавшийся под руку учебник, а пытается сравнить и понять, чем одно учебное пособие отличается от другого. ИПРО интересен еще и тем, что стал примером того, как через поддержку рынка учебного книгоиздания решаются самые острые проблемы образовательного и социального характера.

За шесть лет реализации Инновационного проекта развития образования в рамках компонента «Учебное книгоиздание» освоено более 18 миллионов долларов США. На конференции были подведены итоги реализации программ, целью которых являлись обеспечение условий повышения качества учебников, разработка новых учебных материалов для средней школы, создание базы данных по учебной литературе и информационной системы учебного книгоиздания, а также переподготовка кадров. Все эти задачи успешно реализованы программами «Повышение качества учебников», «Обновление Федерального перечня учебников», «Информационная система учебного книгоиздания» и «Подготовка кадров».

– Мы подготовили и выпустили в свет на конкурсной основе учебно-методические комплекты, отдельные учебные издания, которыми сегодня пользуются 8 миллионов российских школьников, – говорит руководитель отдела учебного книгоиздания НФПК Каринэ Бутягина. – Создана информационная система учебного книгоиздания, обучено около семи тысяч методистов и школьных библиотекарей в регионах, авторов и издателей учебной литературы.

Каринэ Левоновна подробно остановилась на двух программах, реализация которых прошла на высоком уровне. В первую очередь это программа «Конкурс учебников», которая обеспечила существенное обновление Федерального перечня. В рамках этой программы было создано 462 учебника, вошедшие в 295 учебно-методических комплектов. Среди них можно отметить три комплекта для начальной школы, которые обеспечили переход с трехлетнего обучения на четырехлетнее. Реализована программа по созданию УМК по русскому языку как государственному, так как учебные материалы в этом направлении не обновлялись с 60-х годов. Также выпущено 46 учебно-методических комплектов для коррекционных школ. Впервые в России был проведен конкурс по созданию электронных учебных материалов, в рамках которого создано 12 электронных изданий.

Благодаря конкурсу появились результаты, которые важны для развития российского рынка учебного книгоиздания и системы образования в целом. Реализация ИПРО позволила существенно увеличить и обновить авторский состав. Создание учебной литературы перестало быть монополией Москвы и Санкт-Петербурга, география авторов учебников значительно расширилась.

В НФПК разработали эффективную модель продвижения учебников, победителей конкурса, на российский рынок. Основные средства шли на проведение более тысячи семинаров в 70 российских регионах, в результате которых подготовлено около 50 тысяч учителей и методистов.

Важнейшим направлением реализации программы «Информационная система учебного книгоиздания» стало формирование централизованной электронной базы данных об учебной литературе, создание на ее основе каталогов на бумажных и электронных носителях. Новым этапом развития современной информационной среды явилось создание электронного каталога учебных изданий, который значительно облегчил работу администраторов, методистов, учителей-предметников и библиотекарей. Электронный каталог содержит самые разнообразные и обширные сведения об учебниках и учебно-методических пособиях. В настоящее время он включает в себя более 14,5 тысячи наименований учебных изданий для общеобразовательной школы и более 400 – для учреждений НПО. Одновременно при каталоге создан самостоятельный банк данных «Учебные программы», который содержит описание более 400 программ, привязанных к Федеральному перечню. Из достоинств каталога хочется отметить открытость для внесения необходимых коррективов, простоту обновления и пополнения базы данных.

Еще одним шагом в рамках программы «Информационная система учебного книгоиздания» стало создание телекоммуникационной сети на базе открытого в 1999 году в Москве Головного информационного центра (ГИЦ). Сегодня разветвленная сеть включает в себя 33 региональных информационных центра (РИЦ). Успех этой программы также заключается в том, что в рамках ИПРО значительные средства были выделены на закупку компьютерного оборудования и оснащение органов управления образованием в 77 регионах Российской Федерации. Это позволило довести сеть до районного, муниципального, а во многих случаях и до школьного уровня.

В рамках конференции состоялось обсуждение проекта аналитического доклада «Становление рынка учебной литературы в Российской Федерации: роль ИПРО», в котором приводится оценка эффективности реализации программ компонента «Учебное книгоиздание», проанализированы основные проблемы создания, издания и распространения учебной литературы для школ, обоснована необходимость первоочередного решения этих проблем в рамках общегосударственных мер по реформированию системы образования. В докладе охарактеризованы цели, структура и методы, использовавшиеся в процессе осуществления программы учебного книгоиздания, раскрыты итоги реализации программ в области обновления содержания и улучшения качества учебных изданий для школы, создания информационных ресурсов для целей заказа учебных книг, улучшения подготовки персонала издательств и авторов учебной литературы в условиях рыночной экономики.

Доработанный вариант доклада будет опубликован в январе 2005 года, размещен на сайте НФПК http:/www.ntf.ru, а также разослан во все региональные органы управления образованием, ИПК и другие организации, связанные с учебным книгоизданием.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте