search
main
0

Главная беда образования – обнищание души при обогащении интеллекта. Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области

– Леонид Константинович, алгоритм действий правительства Омской области несколько предвосхитил национальный проект «Образование» … – За Омской областью закрепилась репутация устойчивого региона, вставшего на путь развития. В нашем регионе уже 6 лет идет процесс модернизации образования. Ежегодно увеличивается объем средств из областного бюджета на строительство объектов образования. Так, в 2005 году было израсходовано 324 миллиона рублей, что превышает расходы прошлых лет в 7,5 раз! За последние два года введены в эксплуатацию 10 объектов образования. Завершена реконструкция Центра творческого развития и гуманитарного образования, Института развития образования Омской области, создана детско-юношеская спортивно-адаптивная школа, открыт Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Не один год на территории Омской области действуют комплексные мероприятия «Школьный автобус», «Школьный компьютер», «Школьный учебник». Образовательные учреждения за последние 5 лет получили более 15 тысяч компьютеров на общую сумму 158 миллионов рублей, причем более 80 – из областного бюджета. Правительство области оказало финансовую поддержку в приобретении 388 единиц автотранспорта для сельских школ на сумму 159,2 миллиона рублей, а также учебников для школьных библиотек и детей из многодетных семей на сумму 91,5 миллиона. Свыше 20 миллионов рублей из областного бюджета за два года израсходовано на приобретение лабораторного оборудования для кабинетов химии, физики, биологии, технологии. Ежегодно увеличивается размер опекунских пособий, материальное обеспечение воспитанников детских домов и специальных коррекционных образовательных учреждений. Выплачиваются именные стипендии школьникам, студентам, аспирантам за особые достижения в обучении. Благодаря мерам социальной поддержки количество молодых специалистов в образовательных учреждениях муниципальных районов области увеличилось на 25 процентов. В 2005 году в ведение Омской области переданы 50 из 52 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и 5 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Продолжается развитие многофункциональных научно-образовательных комплексов, включающих вузы, научные организации, промышленные предприятия.

В части законодательного обеспечения деятельности системы образования Омской области только за последний год приняты 3 областных закона, 10 постановлений правительства области, разработаны 27 проектов правовых актов, 103 проекта уставов государственных учреждений Омской области. Таким образом, к реализации приоритетного национального проекта «Образование» область подошла планомерно, в результате целенаправленной работы.

– Вы профессор Омского государственного классического университета, ежегодно 1 сентября читаете лекцию студентам. Почему для вас важно непосредственное общение с молодежью?

– Меня, как губернатора, гражданина России, сибиряка, сегодня беспокоит: кому, в какие руки мы передадим заботу о стране, области, то есть свою судьбу? Лекция в День знаний перед молодежью – одна из немногих возможностей поделиться с аудиторией своим опытом, планами, проанализировать и оценить верность в выборе приоритетов.

– Результаты нацпроекта «Образование» невозможно измерить ни квадратными метрами, ни литрами молока, ни единицами нового оборудования. Какую цель для себя поставили вы, реализуя его?

– Большим плюсом нацпроекта является ставка на инновационный потенциал системы. Именно думающие педагоги определяют будущее образования России – не только в направлении увеличения объема багажа знаний, но прежде всего в воспитании подрастающего поколения. Главная беда образования в мире – обнищание души при обогащении интеллекта. Вкладывая в образование, наживая образовательный человеческий капитал, мы увеличиваем возможности для развития нашего региона и государства в целом.

В нацпроекте заложен эффективный механизм, который «открывает» систему образования обществу и рынку труда, позволяет обществу участвовать в управлении образованием. Безусловно, в результате его реализации мы не получим сиюминутного результата. Молодежь не станет в один момент высоконравственной и воспитанной. Сейчас идет сбор и отработка идей, технологий, собирание сил и возрождение всех лучших традиций, накопленных в нашей России. Только совместными усилиями можно сформировать нравственную среду ребенка.

– В Омской области многое делается для сельских педагогов…

– Сегодня во многих районах области приостановлена миграция населения, вернулись к жизни населенные пункты, бывшие на грани исчезновения. В этом процессе сыграла немаловажную роль сельская школа. Меры социальной поддержки направлены в первую очередь на закрепление в сельских образовательных учреждениях профессионалов. Школа на селе способна оказать решающее влияние на трудовое становление молодежи, которой продолжать жизнь села. В 2005 году оказана финансовая помощь в приобретении и строительстве жилья 216 семьям работников образования Омской области, ежемесячную доплату к должностному окладу в 1,5 минимального размера оплаты труда получают 830 молодых специалистов, единовременная денежная выплата в размере 20 тысяч рублей произведена 223 молодым специалистам; единовременные денежные выплаты в размере до 54 тысяч рублей на приобретение и строительство жилья переведены на личные счета 104 молодых специалистов. В 2006 году на меры социальной поддержки педагогов из областного бюджета уже израсходовано 31 миллион 200 тысяч рублей.

– Вы много раз говорили, что закрывается школа – погибает село. Тем не менее малокомплектные школы, как выясняется, будут закрываться.

– Село умирает потому, что там нет эффективной технологии производства, неконкурентоспособная продукция. А все начинается с низкого качества образования. Сельские малочисленные школы со своей устаревшей материально-технической базой не могут обеспечить доступность качественного образования на уровне современных требований. Оптимизация осуществляется в силу объективной необходимости. Фактически учить становится некого – количество школьников в этом учебном году сократилось на 12563 ребенка, обучается нынче 209721 школьник. Дать сельскому ребенку качественное образование можно, только концентрируя материальные и кадровые ресурсы. Базовые школы, созданные посредством присоединения и слияния малочисленных сельских школ, за счет концентрации кадровых ресурсов, материально-технических, финансовых средств должны стать ресурсными центрами коллективного пользования. Их территориальное расположение будет оптимальным для организации подвоза обучающихся. Социально-экономический эффект создания таких культурно-образовательных центров заключается в повышении доступности и качества образовательных услуг, объединении социума, развитии сельской инфраструктуры нашего региона.

– Как вы относитесь к негосударственным школам, ведь нацпроект «Образование» предусматривает внимание ко всем формам и видам образования?

– Сейчас в негосударственных школах Омской области обучаются более 800 учащихся, работают более 250 высококвалифицированных педагогов. За последние три года в этих школах отмечается 100-процентная успеваемость при среднем показателе качества знаний до 70 процентов. В НОУ сформировался контингент обучающихся, который имеет реальные или потенциальные проблемы в обучении, в социальной адаптации. Сегодня НОУ – это учреждения, разрабатывающие и апробирующие новые подходы, практикующие личностно-ориентированную модель образования. Они включены в единую информационную систему Омской области. Для оказания научно-методической помощи руководителям и педагогическим работникам частных школ предоставлено право на участие в годичных семинарах, учебных курсах Института развития образования Омской области, семинарах методических объединений учителей-предметников города Омска. Но процесс развития сети НОУ сопровождается проблемами: и с материально-технической базой, и с арендой помещений. Они, конечно, требуют внимания со стороны государственных и местных властей, органов управления образованием.

– В Омской области не только выжило, но и продолжает развиваться дополнительное образование. Будет ли построено давно запланированное здание областной станции юных техников, ставшее «визитной карточкой» омского дополнительного образования?

– На территории области функционирует 118 образовательных учреждений дополнительного образования детей, из них статус образовательных учреждений регионального значения имеют 6. Подготовлен проект закона «О целевой программе Омской области «Развитие дополнительного образования детей на территории Омской области» на 2007-2010 годы». Что касается строительства: в 1992 году был разработан проект нового учебно-спортивного комплекса областной станции юных техников. Его финансирование составит 164 миллиона рублей. Сейчас вопрос рассматривается.

– Образование неразрывно связано с культурой. Не случайно ведь существует приоритетный областной проект «Культура»…

– Бескультурье, бездуховность – реальности столь же интеллектуальные, нравственные, сколь экономические и политические. Не бывает эффективной экономики в стране, где низкая культура, кадровый голод, безграмотное население, где нет единой национальной идеи, а у народа – мощи духа и чувства собственного достоинства. Вот почему и в самые непростые годы мы открывали новые библиотеки, музеи, театры, проводили фестивали, возрождали традиции народного творчества, самодеятельного искусства, развивали и совершенствовали образовательную систему, возрождали и строили новые храмы. 2006 год отмечен юбилеем Федора Михайловича Достоевского, имеющим прямое отношение к Омску. Крупнейшим проектом в начале двадцать первого века стало издание в Омске полного собрания сочинений писателя. Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Сегодня роль государственной власти заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для развития культуры, творческого процесса. Убежден, что призвание интеллигенции – «сеять разумное, доброе, вечное» – никогда не утратит социального значения. Но даже самая сильная власть ничего не сможет, если ее начинания не поддержит народ. Жизнь каждого человека может быть прекрасной, если она наполнена добром и любовью.

– В 1999 году в Омске создан кадетский корпус. Расскажите о нем.

– Сибирский кадетский корпус ведет свое начало от Войскового казачьего училища, основанного в 1813 году по инициативе ветеранов Отечественной войны 1812 года. В годы советской власти на его базе было образовано военное училище имени М.В. Фрунзе, ликвидированное в 1998 году вместе с рядом других военных учебных заведений. Однако мне удалось добиться основания на его базе Омского кадетского корпуса, в котором сегодня обучаются более 600 человек. Он стал престижным учебным заведением. Конкурс достигает 4-5 человек на место и с каждым годом увеличивается. Мы сохранили не только общеобразовательное учреждение, но и память о предках, внесших достойную лепту в историю России.

– Леонид Константинович, что бы вы добавили в нацпроект «Образование»?

– Система начального профессионального образования нуждается в освобождении от социальной замкнутости, придании ей открытого характера и способности к саморазвитию на основе новых принципов организации, ориентированных на рынок труда и социальное партнерство. Область готова принять участие в конкурсе для этого вида учреждений. Важно также перевести значимость общественного участия в управлении образованием на постоянную основу. Может быть, нужно обратить внимание и на негосударственные образовательные учреждения, где есть талантливые педагоги и ученики.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте