search
main
0

Глаголом жги сердца

Дискуссия - часть профессии

Дискуссия – это обмен знаниями, спор – обмен невежеством.
Роберт Куиллен

 

Современный мир диктует свои правила поведения. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Появившись по историческим меркам относительно недавно, он стал важнейшей базой, средой общественной жизни. Социальные сети, являющиеся, по существу, второй действительностью, второй жизнью для многих людей, чем далее, тем более становятся местом обсуждения важнейших общественных проблем, как некогда афинская Агора.

Однако необходимо отметить и то, что уровень дискуссии зачастую оставляет желать лучшего. Вот чему стоило бы поучиться у эллинов. Читатель, возможно, задастся вопросом: а так ли уж это необходимо, ведь далеко не каждая профессия подразумевает выступление перед аудиторией?

Тем не менее умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, способность аргументированно отвечать на выпады оппонентов – все эти качества, по нашему мнению, являются важной, если не важнейшей, стороной развития личности независимо от сферы деятельности. И чем раньше человек осознает необходимость тренировки в данной области, чем скорее он начнет развиваться в этой сфере, тем проще ему будет дальше. А дискуссии на страницах социальных сетей лишь одно из множества пространств приложения данных умений.

Регулярное проведение круглых столов, организация дискуссионных клубов, в том числе в социальных сетях, на наш взгляд, являются очень удобной площадкой для отработки навыка правильного и обоснованного ведения дискуссии. Учащиеся получают возможность научиться отстаивать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, слышать и слушать своего оппонента. Кто-то может возразить: «Но ведь это возможно и в обычном классе в рамках классического учебного процесса!» Отчасти это действительно так, однако необходимо заметить, что в рамках предпрофильной подготовки предусмотрено введение специальных дисциплин, направленных на отработку тех или иных профессиональных навыков. В частности, в нашей школе в программу профильного десятого класса была введена дисциплина «Ораторское искусство», подразумевающая освоение учащимися основ ведения дискуссии.

Нас спросят: «А зачем это вообще нужно? У детей ведь и так большая нагрузка, они устают!» Вопрос действительно важный, однако стоит отметить, что, во-первых, данные навыки при должной их проработке и усвоении лишь облегчат жизнь учащегося. Человеку, умеющему грамотно выступать перед своими слушателями, завлекать их проработанной и поставленной речью, способному импровизировать, намного легче даются усвоение информации, ее интерпретация и переработка в собственное знание. Во-вторых, сами уроки в рамках дисциплины являются увлекательным времяпрепровождением, дающим эффект психологической и эмоциональной разгрузки. Ребята получают возможность высказаться, обсудить интересующие их проблемы, разобрать успехи и ошибки одноклассников. И, как показывает практика, им это нравится.

Таким образом, при правильной организации урок, круглый стол, дискуссионный клуб, социальное сообщество могут и должны стать площадкой для дискуссии, местом, где учатся формулировать и, что не менее важно, отстаивать свою точку зрения. Ведь ясность высказывания во многом отражает ясность ума. А сформированное и структурированное мышление в наше время большая ценность.

Артур СПАРИНСКИЙ, учитель истории и обществознания Вешняковской школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте