search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

«Глаголить» означает говорить

Я сейчас очень много времени отдаю подготовке ребят к олимпиаде, а большинство олимпиадных заданий как раз и строится на знании истории русского языка. Туда включены и вопросы по старославянскому языку, и все полногласия и неполногласия. Мы эти знания даем тем детям, которые готовятся к олимпиадам. Кроме того, если брать этимологию, значения слова, то в ЕГЭ этому разделу посвящено обычно 2-3 пункта. Раздел «Лексика», при изучении которого необходимо знание этимологии, отражен в едином госэкзамене в одном задании. То есть я бы не стала утверждать, что данному разделу русского языка у нас уделяется много времени. Хотя, конечно, история происхождения слов волнует многих. Особенно тех, кого интересует филология и кто собирается поступать на филологические специальности. В школьной программе этимологии также уделяется очень мало времени, несмотря на то что дети часто задают вопросы, почему данное слово понимают так, а не иначе. Кстати, когда объясняешь историзмы и архаизмы, всегда приходится смотреть на происхождение слов.

У нас сейчас сильно развивается профильность. При подготовке к ЕГЭ мы индивидуально работаем по темам, связанным с этимологией. В гуманитарных классах проходят заседания различных НОУ – научных обществ учащихся, и ребята в них с удовольствием и интересом исследуют этимологию слов. Также мы готовим детей к университетской конференции: в нашей школе уже стало традицией ежегодное участие в конференции Воронежского государственного университета. И дети каждый раз находят новые интересные темы (даже если они берут фразеологизмы в русском языке, то первое, с чего начинают, – это происхождение фразеологизмов). Ребята пишут рефераты с предоставлением своего наработанного материала, в котором используются этимологические справки.

Если брать программу, то в ней нет раздела, специально посвященного этимологии. С пятого по девятый класс изучаются все разделы – фонетика, лексика, словообразование и так далее, а раздела «Этимология» нет. Мы обращаемся к нему на уроках, когда возникает необходимость. Иногда учитель даже испытывает затруднения, когда дети задают интересующие их вопросы, связанные с происхождением тех или иных слов. Прежде чем ответить, приходится обращаться к словарям и специальной литературе.

Но во время изучения современных произведений вопросов не очень много. Возможно, потому, что современный русский язык не предполагает глубокого проникновения в историю и дети обычно оперируют современными понятиями. Но с теми, кто интересуется филологией и собирается в будущем связать с ней свою профессию, мы всегда готовы обсудить историю происхождения слов. У нас много подготовительных элективных курсов, и учителя-словесники часто включают в свои курсы этимологию. Елена Федоровна Косова даже разработала специальный курс, посвященный этимологии.

Больше всего вопросов у детей появляется на уроках литературы, когда они встречаются с архаизмами. Например, многих интересует строчка из стихотворения Пушкина «глаголом жги сердца людей». Мы объясняем, что раньше «глаголить» означало говорить, «глагол» – это слово. В современных произведениях подобных слов немного, и ребятам обычно все понятно и без дополнительных объяснений.

Ольга ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы многоуровневого общеобразовательного комплекса №2, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте