Я сейчас очень много времени отдаю подготовке ребят к олимпиаде, а большинство олимпиадных заданий как раз и строится на знании истории русского языка. Туда включены и вопросы по старославянскому языку, и все полногласия и неполногласия. Мы эти знания даем тем детям, которые готовятся к олимпиадам. Кроме того, если брать этимологию, значения слова, то в ЕГЭ этому разделу посвящено обычно 2-3 пункта. Раздел «Лексика», при изучении которого необходимо знание этимологии, отражен в едином госэкзамене в одном задании. То есть я бы не стала утверждать, что данному разделу русского языка у нас уделяется много времени. Хотя, конечно, история происхождения слов волнует многих. Особенно тех, кого интересует филология и кто собирается поступать на филологические специальности. В школьной программе этимологии также уделяется очень мало времени, несмотря на то что дети часто задают вопросы, почему данное слово понимают так, а не иначе. Кстати, когда объясняешь историзмы и архаизмы, всегда приходится смотреть на происхождение слов.
У нас сейчас сильно развивается профильность. При подготовке к ЕГЭ мы индивидуально работаем по темам, связанным с этимологией. В гуманитарных классах проходят заседания различных НОУ – научных обществ учащихся, и ребята в них с удовольствием и интересом исследуют этимологию слов. Также мы готовим детей к университетской конференции: в нашей школе уже стало традицией ежегодное участие в конференции Воронежского государственного университета. И дети каждый раз находят новые интересные темы (даже если они берут фразеологизмы в русском языке, то первое, с чего начинают, – это происхождение фразеологизмов). Ребята пишут рефераты с предоставлением своего наработанного материала, в котором используются этимологические справки.
Если брать программу, то в ней нет раздела, специально посвященного этимологии. С пятого по девятый класс изучаются все разделы – фонетика, лексика, словообразование и так далее, а раздела «Этимология» нет. Мы обращаемся к нему на уроках, когда возникает необходимость. Иногда учитель даже испытывает затруднения, когда дети задают интересующие их вопросы, связанные с происхождением тех или иных слов. Прежде чем ответить, приходится обращаться к словарям и специальной литературе.
Но во время изучения современных произведений вопросов не очень много. Возможно, потому, что современный русский язык не предполагает глубокого проникновения в историю и дети обычно оперируют современными понятиями. Но с теми, кто интересуется филологией и собирается в будущем связать с ней свою профессию, мы всегда готовы обсудить историю происхождения слов. У нас много подготовительных элективных курсов, и учителя-словесники часто включают в свои курсы этимологию. Елена Федоровна Косова даже разработала специальный курс, посвященный этимологии.
Больше всего вопросов у детей появляется на уроках литературы, когда они встречаются с архаизмами. Например, многих интересует строчка из стихотворения Пушкина «глаголом жги сердца людей». Мы объясняем, что раньше «глаголить» означало говорить, «глагол» – это слово. В современных произведениях подобных слов немного, и ребятам обычно все понятно и без дополнительных объяснений.
Ольга ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы многоуровневого общеобразовательного комплекса №2, Воронеж
Комментарии