search
main
0

Глагол в повелдительном наклонении На миру и жизнь красна

Прозрачность и зависимость, теснота социальных связей на селе рождают проблемы и одновременно помогают их решать.
Опольевскую среднюю можно видеть из любой точки села и округи. Архитектурная особенность здания – его приподнятость над окружающим ландшафтом. Впрочем, этот высокий штиль из другого, как ныне говорят, формата. Плоская крыша в таком “высоком положении” – постоянная головная боль директора. Теснота внутри: строилась-то как неполная… Короче, типичная сельская школа, каких в центральной части России не счесть. За одним лишь исключением.
Ну в самом деле, не то что из сельской, из городской школы молодежь бежит. А здесь в роно в Опольевскую очередь – на работу. Вопрос? А вот другой. Сельские учителя детей своих правдами-неправдами стараются устроить в городские школы. А тут опять все с ног на голову. Городские педагоги собственных ребятишек возят учиться в Ополье. Возможен третий, четвертый, пятый… Да только все эти “почему” да “отчего” не причина, а следствие случившейся здесь интеграции сельской школы и социума. А попросту говоря, оно и теплее и ближе, речь идет о восстановлении классической для Руси формы воспитания – общинной, всем миром.
Мысли о повышении роли школы в культурной, социо-экономической жизни деревни сегодня донельзя актуальны. Но одно дело мысли, другое – практика.

Директор Опольевской школы Зинаида Ивановна Кошкина

Лукошко, полное Подосиновиков
…У доски Дима заартачился: “Можно, мол, и так предложение составить, и сяк…” Ну это его последняя любимая присказка. Чудно и “поведение” учительницы, Галины Александровны Григорьевой: она будто подыгрывала “такому-сякому” ученику, не кричала, не раздражалась. Надурачившись, Дмитрий выдал-таки предложение, сложное не только для грамматического разбора, но и для осмысления любого горожанина.
“Комбайны косят озимую пшеницу, а машины вывозят зерно с поля на ток”. Домашняя заготовка?
…Он снова сидел со мной за своей партой и как-то неловко держал в руках ручку. Я присмотрелась: пальчики и ладошки – все в мозолях.
…- Подосиновик? – Рассеянно посмотрела на меня Галина Александровна, еще не “ушедшая” с урока. И перехватив мой сочувственный взгляд, вдруг рассмеялась: “Да это фамилия у него такая! Очень сильный мальчик. А насчет этих его “закидонов” – так это же просто разрядка, отвлечение. Пора-то сейчас очень тяжелая: на детей – двойная нагрузка: учебная и трудовая. Приходят из школы – должны идти на поле, а участки у всех, простите меня, не по одному гектару. Родители в поле – все работы по дому на детях. Так и Диме придумывать ничего не надо было: во-первых, у него мама на току работает и для него там дом родной. Во-вторых, дедушка-механизатор. Так что, выходит, все их предложения в каком-то роде домашние заготовки. У них ведь постоянная, пуповинная связь с родителями. Они привыкли и любят помогать – так воспитаны, а еще любят трудиться в школе, то есть добывать знания.
– Это я заметила. Так ведь вы не первый год работаете по системе Занкова 1-4.
– Пусть дети сельские, они тоже стремятся много знать, читать, всем интересоваться. Любят деловые игры и такие, где самим нужно порыться, покопаться, поворошить материал по какой-то теме.
Ну уж сегодняшняя – “Изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам”, думаю, “попала в десятку”!
Глагол – он для крестьянских ребятишек понятие не отвлеченное и не просто конкретное, а самое что ни на есть главное, коренное. Копать, рыхлить, колоть, пилить, картошку окучивать, скот пасти – куда ни кинь, везде он, глагол. Хочешь не хочешь – в повелительном наклонении.
И все-таки, и все-таки они, эти десять совсем еще крохотных мальчиков и девочек, пока еще верят в добрую Фею и Бабу Ягу, в Деда Мороза и в разные волшебные страны.
“…Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, пошатайтесь, пошагайте, встаньте на носок, на пятку…”. Физкультминутка на уроке русского языка у Галины Александровны, как всегда, с обманом. Иначе говоря, активный отдых. Не успели ребятишки “все в порядок привести”, как посыпались на их бедные головушки градом вопросы:
– Какая часть речи помогла нам отдохнуть? В каком времени “участвовали” глаголы? Так как же отличить настоящее время от будущего?
“Приземляются” на “орфографической полянке”. Вроде передышка, но и тут свой подвох. Но вот наконец и желанный отдых. Но юный занковец начеку даже на природе. Он ждет вопросов и отфутболивает их с ловкостью Марадоны.
Я не спрашиваю Галину Александровну, в чем “изюминка” нынешнего занятия: видно желание показать, что ее ученики очень любят родную землю. Я не спрашиваю ее, сможет ли, захочет, поработав по-новому, вернуться к традиционной системе образования. Хотя бы потому, что наслышана о ее первом выпуске, восьмиклассниках, считающихся в Опольевской школе сильными, талантливыми, активными. Лидерами. Да и не о том говорим. О нынешнем, невеселом, безденежном. В Москву, в Центр Л.В.Занкова ездит она на консультации, за необходимой литературой. “Проблема-то в том, что учебники приобретают сами родители. Но зарплата в сельской местности, стыдно сказать, 200 рублей, и даже их люди наши не получают. Вы знаете, мне стыдно, как будто я отбираю последнее у детей. Быть может, лучше одеть, накормить их? (“Стыдно” – это ей-то, учителю, которая, как тот пантелеевский мальчик, забытый всеми, не бросает свой пост?).
И в то же время родители – все мои десять человек – всякий раз приходят на родительские собрания. Я их заинтересовала: у детей должно быть будущее. Они должны найти себя в жизни, не бояться говорить, высказывать собственную точку зрения, выбирать для себя то, что хотят, лучшее.
И признается по-детски простодушно:
– Я вот, например, на уроке стараюсь не замечать ошибок: боюсь маленьких обидеть, унизить перед классом. Я с этим ребенком работаю после уроков. Очень много работаю. Все мы с ним выясним, обо всем переговорим…
– Галина Александровна, почему у вас все “Катеньки” да “Настеньки”?
– А я себя перестроить не могу. Привыкли мы так в сельской местности, ну не могу я называть ребенка Катей: я ведь ее вот такую махонькую взяла и поднять должна, как мама. Они же меня очень часто так и называют: “Мама!”
…А работы много. У меня дом, большое хозяйство. Коровы, телята и поросята, и куры, и гуси… И все на моих плечах. “Большая семья?” – “Нет. Но сын-инвалид. И если я не буду столько работать, не смогу вылечить своего ребенка. И потому мой день так долог. Но есть еще – для меня по крайней мере – художественная литература, музыка, театр. У меня друзья в Москве, многие не были там, где бывала я.
Спрашиваю, местная ли она? “Да нет, мы жили в Гусь-Хрустальном. Мама тоже преподавала в начальных классах”. Но уже здесь, в Ополье, Галина пошла в первый класс. И ее первыми учителями стали Зинаида Ивановна Кошкина, нынешний многолетний директор школы, Надежда Николаевна Кириллова, завуч.
Зинаида Ивановна пришла сюда совсем молоденькой девушкой, работала в начальной школе. Потом – завуч. Став директором, начала создавать этот коллектив. Великолепный организатор:
“У нас в школе не в традиции склоки, раздоры, с удовольствием идешь на работу”.

Деловая игра в разгаре. Сейчас что-то будет!

Плач о плоской крыше, или “Оффшорная зона” педагогики
Зинаида Ивановна Кошкина, директор Опольевской, о школе своей тоже может рассказывать часами. Конечно, всяк говорит о том, что у него болит.
– У нас нет богатых спонсоров, и вообще нет никаких. Раньше наш СПК много помогал школе. Сегодня, видите, мы не можем провести полный ремонт, не говоря уже о крыше. Если я начну перечислять, чего недостает для нормальной работы, пальцев на обеих руках не хватит.
Так что решили мы с Зинаидой Ивановной не наступать на ахиллесову пяту. И стали мы считать… плюсы, добро от лихого времени нашего. И вот парадокс! Их по большому счету оказалось на порядок больше.
– Знаете, наш коллектив уверен, что духовное возрождение России “прирастать” будет школой. Воспитание невозможно, если содержание образования не будет отражать нашу русскую культуру, опираться на местные традиции народной жизни. И мы поставили перед собой задачу: создать в школе благоприятные условия, чтобы дети чувствовали себя социально защищенными, всегда находили здесь педагогическую поддержку.
Озабоченность слетела с лица Зинаиды Ивановны, и улыбка сделала ее совершенно иным человеком. Сильным, уверенным в себе, значительным: “Тема, над которой не первый год работаем, – “Создание условий для личностно-ориентированного образования и воспитания”. Дважды в год проводим психолого-педагогические консилиумы. Готовят их и классный руководитель, и психолог, и социальный педагог, и медицинский работник. (Кстати, все предметы в школе ведут специалисты). В 5-м такие консилиумы почти ежегодно – это всегда новый коллектив, и он нам интересен. Здесь предметники получают максимум информации о своих будущих учениках: об их здоровье, поведении, характере… Только за последние два года у нас прошли 12 районных семинаров, два областных, участвовали в научно-практических конференциях”.
– Но, очевидно, активизация работы учителей не могла быть не замеченной в поселке?
– Еще бы! В сельских условиях жизнь любого учреждения, не говоря уж о школе, отличается прозрачностью. Поэтому, когда авторитет школы вырос, у нас нашлось немало добровольных помощников. Не случайно с 1998 по 2001 г. мы являлись областной экспериментальной площадкой по теме “Воспитательное пространство поселка Ополье”.
– Серьезный замах, новый подход – выход во внешкольное пространство. И как вы, конечно, понимаете, педагогизировать территорию социума, да что там, изучить и вообще создать что-то за такое короткое время нереально.
– Поэтому мы и установили прочные связи с учреждениями социума, так как жизнь школы не только прозрачна, но и зависима от внешних факторов. Теснота социальных связей рождает зависимость судьбами друг друга. А значит, при необходимости мы поддерживаем соседей, помогаем решать их воспитательные проблемы.
Ну а учреждения на селе, наверно, везде одинаковы. Это наше единственное предприятие СПК “Ополье”. Библиотека, клуб, детский сад, первичная организация инвалидов, фельдшерско-акушерский пункт. И, разумеется, Красносельская администрация. Ну и я хочу сказать, что они давно уже не гости, а участники всех наших совместно проводимых детских школьных вечеров, спортивных праздников, соревнований, классных часов, родительских собраний, клубных встреч…

“Я люблю тебя, сынок”
В фойе Наталья Геннадьевна Нуриева, мама восьмиклассника Марата, оживленно обсуждала успехи сына с классным руководителем, учителем физкультуры Натальей Анатольевной Фроловой. Сама в прошлом педагог, по инвалидности вынужденная уйти из школы, она ее, по сути, не оставляла ни на день. А как оставишь: что ни час, тут такая шумная круговерть. Сегодня, например, пришла на школьный мюзикл “Суд над сигаретой”. В постановке, как всегда, заняты не только школьники, но и свободная от работы молодежь поселка.
Следующим в “расписании” – заседание клуба “Семья”.
О его “планах громадье” я подробно узнала от первой школьной заводилы, автора всех праздничных сценариев и блюзов, завуча по воспитательной работе Нины Борисовны Даниловой. “Что мне нравится в нашем клубе, так это то, что родители занимаются вместе с детьми. Причем на нескольких занятиях я видела не только мам, но и пап. Ну а тематика очень разнообразная, потому что идем от жизни – “Хобби семьи”, “Родословная семьи”, или видим, что дети плохо читают, предлагаем, например, тему “Сказки Пушкина”. А совместные клубные дела еще больше сближают родителей с ребятами. В этом году хотим создать клуб неполных семей. Попробуем организовать и клуб отцов.
Между прочим, главы и работники поселковых учреждений – тоже родители наших учеников. С каждым из субъектов социума школа определила сферы совместной деятельности, выработала соответствующие задачи и формы. Кстати, сегодня проходит совместная деловая игра. Хотите поучаствовать?”

Слушается дело о сигарете. В роли истца Нина Борисовна Данилова

Без галстука
– В прошлый раз мы с вами посчитали коэффициент эффективности работы каждого учреждения нашего поселкового социума, – Нина Борисовна Данилова “заходит” довольно официально. – Вывели и общий – он получился достаточно высокий. Сегодня я предлагаю взглянуть на наши успехи немного с другой стороны. Попробуем проанализировать, какие формы работы мы используем.
Возьмем аналитическо-исследовательскую деятельность. С нее все начинается. Помните, на совместном педсовете был у нас паровозик с вагончиками: первым мы всегда ставили анализ, главный двигатель творческой активности.
Называются: тестирование, деловая игра, совместные педсоветы…
Важная сфера – героико-патриотическая.
– Какие у кого акции запланированы на ближайшее время? – Нина Борисовна – сама “буря и натиск”.
– Ну-ка, ну-ка, Наталья Геннадьевна.
Уже знакомая нам мама, она же председатель территориального общества инвалидов, не поднимаясь, и не глядя в свои бумаги, неспешно рассказывает о планах. А это и оказание шефской помощи инвалидам, и участие в районной выставке творчества инвалидов, и подготовка праздничных концертов. Нина Борисовна согласно кивает и добавляет: “Тут сами собой напрашиваются и военизированные игры типа “Зарницы”, и различные конкурсы, походы и встречи с ветеранами”.
– В художественно-эстетической области на высоте оказывается Таисия Адамовна Жарикова, заведующая совхозной библиотекой. (Тут и запланированные выставки, конкурсы, встречи с людьми искусства, циклы лекций и бесед по экологии, именины книг-юбиляров, литературно-музыкальные вечера…).
– В правовой – слово представителю Красносельской администрации Марине Викторовне Старостиной. Предполагается продолжить традиционную работу по профилактике правонарушений среди подростков, посещение дискотек, клубов для выявления тех, кто пристрастился к спиртным напиткам. Беседы и рейды в неблагополучные семьи…
Но это, замечу, совсем не отчет, а игра, пусть и деловая.
Взрослые и ребята разбиваются на четыре команды – “с точки зрения” разнообразия используемых форм совместной работы. Предлагается посмотреть, что же практикуется чаще всего? Выбрать нужно только три, те, которые “очень нравятся нашим детям”.
Все участники в итоге дают, по сути, один и тот же ответ: экскурсии, конкурсы, походы.
– Много ли нам предстоит походов? Смотрите! Практически ни одного! Сколько экскурсий запланировано?
А теперь я предлагаю вновь определить коэффициент эффективности труда. Он остался прежним? Ниже, говорите.
– Так-то оно так, и все-таки, я думаю, мы можем говорить об успехах нашего труда, – вступает в разговор Надежда Николаевна Кириллова. – Хотя бы потому, что мы попытались критически взглянуть и оценить свою деятельность.
…Я потом удивлялась, как это такие занятые главы учреждений, бросив все, приходят в школу – играть! Да, они, безусловно, чувствуют пользу от этой работы, понимают, как нужно молодежи внимание. Но… не будем лукавить. У себя-то на боевом посту варятся в собственном соку, а здесь у них появляется возможность проявить чисто человеческие свои свойства.

“Мам, я выиграл кирзовые сапоги!”
С таким возгласом влетел субботним вечером домой младшенький Нины Борисовны. “Боже мой, где?” – только и спросила. “Да на дискотеке!”
– А у меня сразу мысль: дискотека – это же то, что надо! По счастливому стечению обстоятельств учитель музыки Наталья Леонтьева курирует работу поселкового клуба. А другая Наталья – Григорьева – ведет у нас группу продленного дня, устроилась туда методистом. И, конечно, сразу пошли подвижки в работе.
Дискотека – праздник для молодежи, но почему бы, скажем, не поработать одновременно “по наркотикам”?..
Вот так и пересекается школа с сельским социумом, как взаимосоединяющиеся сосуды. Кстати, здесь собираются расширять свое воспитательное пространство. Жизнь заставляет: 30 процентов детей подвозят на школьном автобусе из двух населенных пунктов, расположенных далеко – в двадцати и двадцати пяти километрах от школы.
Разумеется, поинтересовалась у директора местными статданными. Цифры невеликие. Население поселка составляет приблизительно 860 человек. Социальный состав родителей довольно однороден – это работники СПК “Ополье”. По национальному – преобладают русские, но есть украинцы, татары, мордва, чуваши, марийцы. В 13 классах-комплектах обучаются 175 учеников, работают 25 педагогов. Среди них 9 ее выпускников. Средний возраст – 36 лет. Практически больше половины выпускников школы ежегодно поступают в вузы и колледжи. Выбору будущих специальностей и их общему развитию способствуют и занятия в кружках и изостудиях: каждый год два-три ученика становятся победителями районных олимпиад. Добывать знания помогает применение новых технологий, например модульной. Разноуровневые задания, использование КСО, работа в парах, интегрированные уроки…
– И вот итог: за последние пять лет у нас пять медалистов. А вообще 8 лет работаем без второгодников.
– Удивительно, Зинаида Ивановна, не поверю, что у вас нет слабых детей.
– Есть, – и не отводя взгляда: – Но практика показывает, второгодник бросает школу и балует где-то на стороне. Чтобы этого не допустить, мы иногда “закрываем глаза”, ставим тройку. И подросток остается в коллективе. Кстати, у нас в школе постоянно 10-12 процентов отличников, на “4” и “5” занимаются 40 процентов, средний балл – я каждый год его подсчитываю – 4,1.
Вот за это человеческое отношение ребята и любят свою школу. Вы видели стены – 9 лет не ремонтировались, и ни одной надписи.
– Оно там множество плакатов…
– А мы специально вывешиваем чистые белые листы, чтобы дети себя реализовали, разрешаем писать все, кроме “дурных” слов.
– Они у вас там и рисуют, и в любви объясняются, и учителям послания адресуют…
– Вот мы такие вещи и практикуем, нам, взрослым, ведь тоже хочется иногда где-то почеркать. А какие мини-сочинения, стихи они пишут о любви к месту, где родились.
И читает по памяти: “Я живу в поселке Ополье, окольцованном васильками. Я расту на русском раздолье, прославляемом веками. Родники мне здесь шепчут сказку, говоря языком водицы, – так и хочется броситься в пляску и воды ключевой напиться. Закрываю приятно веки – думаю, да и знаю: Родина – это навеки. Родину – не променяю”. Это восьмиклассника Вани Майорова.
А ведь это тоже своего рода итог. Сейчас поясню. С ликвидацией детских общественных организаций здесь, как везде, произошел спад в воспитательной работе. Почувствовав это, мы активизировали деятельность Совета старшеклассников и создали свою “Одиссею”. Направленность работы как раз краеведческая. Управляет нашей школьной жизнью этот самый Совет. Ребятам неплохо удается анализировать свою работу – прежде всего через любимый Ниной Борисовной художественный образ.
Наши педагоги не создают тепличных условий для детей. Но подростки, которые принимают участие в самоуправлении и являются подлинными организаторами, выходят из школы гораздо более зрелыми, чем их сверстники.

Куда плывешь, “Одиссея”?
Разговор наш идет “под шумок”. Группа старшеклассников продолжает обсуждать, скорее рефлексировать сегодняшние события.
Одиннадцатиклассники Дмитрий Борисов и Нина Нефедова, десятиклассник Семен Замусалин, восьмиклассники Данилов Артем, Тутуева Женя, Мартынова Аня уже “пристреливаются” к жизненной перспективе.
Своими учителями буквально восхищаются: “Они как под одного все сделаны”. – “Как это?” – “Как мать относится к своим детям – любимчиков нет”. – “Двойки-то ставят?” – “Сначала прощают, предупреждают, а потом уж, если кто обнаглеет…” – смеется бойкий на язык Дмитрий.
Любимый предмет, на удивление, граждановедение. “Там – жизнь, иначе не выживешь”, – поясняют. И уже сейчас ностальгия по школе, по поселку. Ведь с администрацией встречаются не только по “престольным” праздникам.
– У них, – рассказывает Артем, – идея возникла, раз – встретились. Мы идею новую подкинули – там, “наверху”, ее подхватили, переработали, реализовали. И чья она, уже и не разберешь. Те же субботники, встречи с ветеранами. Любая бабушка знает, к кому ей обратиться за помощью в случае чего.
– А сейчас…
– Во-он, березки видите – ставим там беседки, будет площадка для гулянья молодежи.
– А знаете, какая у нас спортивная база? – солидно спрашивает Дима. И перечисляет: спортзал площадью 300 м2, с двумя душевыми. На школьной территории оборудованы баскетбольная, волейбольная и мини-футбольная игровые площадки, беговые дорожки, ямы для прыжков, шесты, турники.
Дмитрий, как и все здесь присутствующие, ходит в спортзал. “Любовь к футболу у меня осталась от прежнего физрука, он теперь в Москве. Он завоевывал авторитет школе”.
С ним мальчишки и девчонки поездили по многим городам и весям.
“Его все знают, к нам приезжали играть даже немцы из Нюрдленберга, маленького городка, наверно, его и не на всякой карте-то найдешь. Но все равно, хоть какое внимание заграницы, – Дмитрий продолжает юморить. – Девчонки до сих пор переписываются. Между прочим, Наталья Анатольевна Фролова не уступает по спортивной закалке любому мужчине, – продолжает он. – Она и в футбол играет”.
– Даже никуда не хочется уходить отсюда, – вздыхает Женя. – У нас некоторые уходили после 9-го класса и возвращались обратно, – учиться. Начать бы все сначала и “плыть” опять с 1-го по 11-й…
Хорошая мысль, но ведь всякая “Одиссея” рано или поздно кончается…

Елена КОМАРОВА
Фото автора
пос. Ополье,
Юрьев-Польский район,
Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте