Если вы, читатель, столь же любопытны, как я, и если вы любите литературу, то вы поймете чувство, охватившее меня, когда в моих руках оказалась статья под названием “К тайне “Горя”. Идеи и образы комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. Есть в бессмертной комедии, несмотря на кажущуюся прозрачность, что-то такое, что продолжает беспокоить сердце и ум читателя, заставляя раз за разом перечитывать ее, открывая для себя что-то новое. Итак, потирая руки от нетерпения приобщиться к тайнам “Горя”, я приступил к чтению.
Любое сочувственное высказывание в пользу идейной оппозиции Чацкому – любимому герою всех профессиональных бретеров из придекабристских кругов типа Якубовича – могло повлечь за собой трагедию”. В сноске поясняется: “Декабрист А.И.Якубович отличался задиристостью и жестокостью… Якубович стрелялся с Грибоедовым на дуэли и прострелил ему руку. В тайном Обществе ратовал за истребление Государя и Царствующего дома и сам вызывался убить царя. Планировал устроить кровавую провокацию, подобную той, которая свершилась 9 января 1905 года. Он предлагал позволить солдатам и черни разбить кабаки, вынести из церкви хоругви и идти ко дворцу”. Далее рассказывается о Рылееве, на следствии сознавшемся в замысле истребления всей императорской фамилии, которое должно было все партии соединить “поневоле”. “Естественно, – делает вывод автор, – вступить в конфликт с такими отчаянными головами, допустив неосторожное высказывание даже в частном письме, было бы безрассудно”.
А вот как, например, наш автор пишет о Фамусове: “По нутру… Фамусов, конечно, христианин. Грешный христианин. Но кто не без греха? Он вдовец и, с кем не бывает, “должен у вдовы… крестить.//Она не родила, но по расчету (его. – Авт.): должна родить”. И чревоугодием он грешит… А что делать, если и “во вторник”, и “в четверг зовут: то “на форели”, то “на погребенье”, а там “…великая беда, //Что выпьет лишнее мужчина!..” И Лизоньку – “зелье, баловницу” – он не прочь “ущипнуть”. Попробуй удержись, когда и “бодр и свеж”, а она – хороша!.. <…> Грешен-то грешен… Но грехи-то у него какие-то “несерьезные”: никого не убил, не проиграл и не промотал имения, деньги в рост не давал и Наполеона из себя не корчил… Один грех – Молчалина не рассмотрел. <…> Но, слава Богу, он не боится быть в меру “ханжой” и прятать свои грехи от дочери”.
И далее: “Фамусов и крепостным своим не столько “тиран”, сколько “отец родной”. Он “не оплошно” управляет имением, и, значит, люди его живут прилично. К слугам он обращается с таким ворчливым добродушием, с каким вполне мог бы обращаться к родным своим детям. К Лизе – как к избалованной любимице-дочке… К Петрушке – как к нерадивому сыну-школьнику… Когда же в гневе сочтет, что сии “дети” его “за грош продать готовы”, он грозит и ругается, но опять-таки будто и Филька, и Лиза – его родня. <…> И исправлять виновных собирается не кнутом, не пыткой, не застенком, а трудом и здоровым образом жизни на свежем сельском воздухе:
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить…”
Как говаривал один известный персонаж, “поздравляем вас, гражданин, соврамши!” А как же быть с такой угрозой: “В работу вас, на поселенье вас…”? Послать на поселенье, согласно словарю Даля, значит “сослать кого в Сибирь по приговору суда, мира”. “Добрый” батюшка-барин имел на то полное право (и, если не ошибаюсь, по своему усмотрению). А уж в рекруты “забрить” того проще!
В чем автору видятся истоки трагической истории нашей многострадальной Родины? “Посеянное иноверие и безверие, главным образом, через печать и введенную в XVIII веке европейскую систему образования повлекли за собой мировоззренческое отчуждение нашей просвещенной элиты от православного народа” (выделено мной. – А.К.). Бог мой, да стоило ли все это писать – проще процитировать старуху Хлестову:
И впрямь с ума сойдешь
от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев,
как бишь их,
Да от ланкартачных
взаимных обучений.
Но довольно цитат, заинтересовавшийся читатель найдет цикл статей А.М.Баженова, “учителя литературы и литературоведа”, в журнале “Литература в школе” (NN 6-7 за 1996 и N 2 за 1997 гг.) Я цитировал эти материалы столь обильно, поскольку на уроке литературы их вполне можно использовать, скажем, с целью создания проблемной ситуации: любой девятиклассник, внимательно прочитавший текст “Горя от ума”, легко разобьет “концепции” А.М.Баженова в пух и прах. Я же от дальнейшей полемики отказываюсь: предмет моих заметок серьезнее. Однако сам факт публикации подобных статей в центральном методическом органе, на мнение которого ориентируется многотысячная армия российских словесников, не может не вызывать тревоги. Литературоведение подменяется идеологией. И абсолютно не важно, что коммунистическую идеологию мы сменили на идеологию сначала “общечеловеческих ценностей”, а потом, почти незаметно стали подразумевать под этими ценностями христианские идеалы.
Вспоминается прошедшее лето. Защита дипломных работ по литературе: и волнение, и слезы, и вопросы, и ответы – все как всегда. И вдруг со стороны аттестационной комиссии звучит:
– Почему у вас так странно оформлена библиография?
– А что не так? – отваживается дипломница на встречный вопрос.
– Да вот, у вас сначала идут “Поэтические воззрения славян” Афанасьева, а следом Библия.
– ???
– Ну как же можно Афанасьева поставить перед Библией! Это же СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ! Неужели вы не понимаете?!
Нехорошо было только у меня на душе, хотя я и “позволил себе не согласиться с мнением уважаемого профессора имярек”, главным образом, налегая на исторически сложившийся порядок букв русского алфавита. Давно ли мы на первое место ставили труды классиков марксизма-ленинизма, а уж потом все остальное (а без “классиков” этих какая ж наука?)… Уже, как говорится, постфактум подумалось: а что, если б мы в массе своей исповедовали ислам? Тогда на первое место надо было бы поставить Коран? А если б мы были иудеями, конфуцианцами, буддистами?
Не о списке речь – о России нашей, о культуре ее, о том, что любить ее значит знать ее, стараться понять, какая она и почему такая… Не искать виноватых, не клеймить задним числом тех, кто ответить не в состоянии, не устраивать охоты на ведьм.
Тут, кстати, приходит на память случай, имевший место лет 7-8 назад. В одной из московских школ на уроке по творчеству Маяковского учитель аттестовал поэму “Владимир Ильич Ленин” как “самое беспомощное и бездарное произведение малоталантливого поэта”. Что ж, как к Ленину, так и к Маяковскому можно относиться по-разному: слава Богу, появилась возможность говорить о своих убеждениях открыто, не боясь, что ночью загремят кандалы дверной цепочки… Однако меня эта ситуация заставила вспомнить, что “есть охотники поподличать везде”. Я не говорю о том, что и в этой поэме любой непредвзятый читатель найдет немало истинно поэтических строк. Я о том, что наставнику юных душ на тот момент было далеко за 60. Учитель с 40-летним стажем! 40 лет он на уроках утверждал совершенно противоположное и вдруг на старости лет прозрел? Воистину:
Есть на земле такие
превращенья
Правлений, климатов,
и нравов, и умов…
Сколь многие в поисках душевной устойчивости и покоя потянулись сейчас к религии, более или менее часто посещают церкви, венчаются, освещая тем самым браки, заключенные в загсах чуть ли не десятилетия назад. А много ли веры? Не суеверной боязни того, что ждет там, за порогом, но веры – той, что не на словах, а в делах, в поступках, в милосердном отношении к ближнему своему? Да что! На своих лекциях мне часто случается упоминать о библейских сюжетах, мотивах, реминисценциях, так или иначе звучащих в произведениях наших гениальных соотечественников, – это естественно. Неестественно другое: в почти стопроцентно православной аудитории редко находятся один-два студента, читавшие хотя бы Евангелия! А это студенты-филологи, которым, простите за грустный каламбур, сам Бог велел с этими текстами ознакомиться. Что уж говорить об остальных! Вот и получается, что затуманить столь непросвещенное сознание легче легкого. Вот так и манипулируют сознанием нашим. Манипулируют, предлагая готовые, легкие пути, тасуя белое с черным с такой скоростью, что в глазах делается пестро и уже не понять, где свет, где тьма, где добро, а где зло.
Неужели обращение опять формальное, “страха ради иудейска”? Неужели прав был Савелий Туберозов, герой лесковских “Соборян”, больше века назад с грустью констатировавший: “Христианство на Руси еще не проповедано”!.. Все меняется – человек неизменен. Человек – низменен?!.
Не хочется так думать, да утешительных фактов что-то мало… Разве что поэты еще не перевелись! Да и о Пушкине, о Гоголе ведь не всуе ж мы говорим, что они бессмертны!..
Поэты… Наивнейшие из людей, ибо продолжают надеяться, что просветят хоть чью-то потерявшуюся в собственных потемках душу, хоть одному человеку помогут подняться с колен и взглянуть вокруг себя честно и свободно… ан нет. Мы ленивы и нелюбопытны.
Андрей КУНАРЕВ
Москва
Комментарии