search
main
Топ 10
Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР Горный университет Санкт-Петербурга вошел в тройку лучших в мире вузов данного направления В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области
0

Гиперактивность может стать активностью познавательной

Наталья ГОРЛОВА, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета:

– Современного ребенка мы изучаем с позиции психолингвистики детского развития, рассматривая те изменения, которые происходят в сознании ребенка и в структуре его личности в процессе овладения речевой деятельностью на родном и иностранном языках.

В мониторинге «Современный ребенок: какой он?» приняли участие 92 ДОУ и 7 школ – участниц городской экспериментальной площадки «Современная стратегия непрерывного мультилингвального образования». Результаты исследований подтверждают нашу гипотезу о том, что современные дети обладают новым типом сознания – системно-смысловым (а не системно-структурным) и что это в значительной степени отличает их от сверстников прошлого века. У ребенка доминирует смысловая сфера личности (ребенок задает чаще вопрос «зачем?», а не «почему?»), а также гиперактивность, повышенная тревожность и агрессия, повышенная потребность к восприятию информации, требовательность и настойчивость.

55 процентов родителей указывают на то, что ребенок проявляет гиперактивность или повышенную активность, 43 процента родителей – что их ребенок уравновешенный, но в другой графе отмечают, что ребенок много бегает и прыгает. Понятно, что вопрос о гиперактивности современного ребенка сегодня стал очень острым. Поэтому мы и обратились к научным исследованиям.

До 1994 года диагноз «гиперактивность» ставили только врачи – психиатры и неврологи – детям с «органическими повреждениями головного мозга, например, после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний. Причины нарушений в поведении гиперактивных детей они связывали с биологическим дефектом. Наследственностью и поражениями центральной нервной системы.

В 1963 году Оксфордская международная исследовательская группа по детской неврологии рекомендовала заменить термин «минимальное мозговое повреждение» на термин «минимальная мозговая дисфункция», указывая на то, что гиперактивность не связана с выраженными нарушениями интеллектуального развития ребенка.

В 1964 году были внесены коррективы в Международный классификатор болезней, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения, согласно которым ставят диагноз «гиперактивное расстройство с дефицитом внимания». Согласно классификатору диагноз «гиперактивность» могут ставить детям без мозговых нарушений с нормальным интеллектуальным развитием не только врачи, но и психологи. Чтобы поставить диагноз, достаточно выделить более шести показателей, которые проявляются на протяжении как минимум шести месяцев в степени выраженности, свидетельствующей о плохой адаптации ребенка, обнаруживающей себя в различных ситуациях и видах окружающей обстановки – и дома, и в образовательном учреждении. Я выбрала 8 признаков из этого классификатора, когда ребенок не может удерживать внимание на деталях, не слышит обращенную к нему речь, испытывает трудности при самостоятельном выполнении задания в разных видах деятельности, легко отвлекается на посторонние стимулы, не может спокойно сидеть на стуле, вертится, крутится, проявляет бесцельную двигательную активность, бегает, пытается куда-то залезть, отвечает на вопрос, не выслушав его до конца и не задумываясь, с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

Как пишут специалисты, наиболее выраженные симптомы гиперактивности проявляются в возрасте от двух до семи лет и характеризуются тем, что ребенок «находится в постоянном движении, бегает как заведенный, не может спокойно сидеть на месте во время занятий, не слышит и не выполняет указания взрослых. Такие дети крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, раздражаются, если на них не реагируют. Они часто бросают вещи и игрушки, они непослушны». Складывается впечатление, что наши дети гиперактивны, потому что они непослушны.

А может быть, следует пересмотреть отношение взрослых к детям? Да, в силу возрастных особенностей у них слаборазвита произвольность действий, они не могут управлять своим поведением, они не могут длительное время сидеть на одном месте. Наши дошкольники очень любопытны и постоянно обращаются к взрослым с вопросами. Как показывают исследования, в два-три года (а раньше это было в три-четыре года) у детей развивается инициативная речь. Ребенок может задать вопрос только для того, чтобы что-то сказать, а не услышать ответ. На основе инициативной речи формируется контекстная речь, а затем связная. Следовательно, гиперактивность современного ребенка не следует рассматривать только с генетической или биологической позиции, как диагноз, врожденный или приобретенный после перенесенного заболевания. Гиперактивность ребенка обусловлена социальным фактором, точнее, особенностями современной культурно-образовательной среды. Например, достаточно посмотреть новости по телевидению и сравнить тот темп, в котором мы все воспринимаем информацию с темпом пятилетней давности.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, важно учитывать, что критерии, выделенные в одной или нескольких странах, не могут служить основанием для их использования в другой стране без учета культурно-образовательной среды, социально-экономических и других условий, без проведения многочисленных исследований и соответствующей выборки.

Во-вторых, необходимо всесторонне изучать особенности и закономерности развития современных детей, устанавливая возможные причины возникновения гиперактивности.

В-третьих, следует четко обозначить границы гиперактивности как нормы, рассматривая гиперактивность как повышенную двигательную активность, как отклонения и как нарушения в развитии.

Наша задача – перевести гиперактивность ребенка в созидательное русло, в познавательную и социальную активность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте