Начало учебного года ознаменовалось циклом конференций, круглых столов, семинаров, в ходе которых обсуждали приоритетные задачи развития столичного образования. Среди множества научно-педагогических форумов почти незамеченной прошла конференция НИИРПО, посвященная анализу механизмов организации деятельности ГИП – городских инновационных площадок в учреждениях профессионального образования. На конференции был представлен и проанализирован инновационный опыт московских колледжей, на базе которых в 2012 году были открыты 7 городских инновационных площадок.
Надо отметить, что организаторами конференции был задан инновационно-креативный формат, поскольку в программе были обозначены циклы презентационно-дискуссионных сессий. Интересно, но непонятно. Конференция, в которой заложен принцип свободной дискуссии, ко многому обязывает, а дискутировать публично большинство опасается, ведь куда привычнее и понятнее форма публичного отчета по результатам деятельности. На этой конференции многое удалось, хотя и не все, кого ждали, на конференцию прибыли.Содержательный научный диалог возможен там, где есть ученые-полемисты. По-новому знаковым оказалось руководство конференцией директором Московского института развития образования, доктором исторических наук профессором Марией Лазутовой. Мария Николаевна – представитель плеяды руководителей государственного масштаба, поэтому ей виртуозно удалось вывести обсуждение задач инновационного развития колледжей на проблемный уровень. Полемике способствовала четкая постановка ключевых вопросов – какую проблему городского уровня должна решить инновационная площадка, каковы промежуточный результат и планируемый инновационный продукт, как эти результаты можно тиражировать и коммерциализировать. Формат открытого диалога позволил участникам включиться в живой разговор о реальных проблемах, противоречиях, организационных механизмах, предварительных результатах инновационных процессов.В унисон с ведущим конференции прозвучал доклад доктора технических наук и.о. директора НИИРПО доцента Константина Скворчевского. Выступление Скворчевского оказалось резонансным, его обсуждали в кулуарах конференции и после ее завершения. Почему? Был задан мощный вектор поиска смыслов инноваций, что позволяет подняться над утилитарным и сиюминутным пониманием инноватики в образовании для получения кратковременных результатов. Интенция научного сообщения основывалась на философских посылах об «образе будущего», ради которого мы сегодня обращаемся к инновациям. Доклад Скворчевского обладал безупречной аргументацией, исходящей из анализа теории экономических макроциклов русского ученого ХХ века Николая Кондратьева, установившего неравномерность научно-технического прогресса в совокупности с длительностью оборота капитала и особенностями социально-исторического характера. Тезис о взаимосвязи инноваций с мировыми экономическими спадами и подъемами, динамике преодоления экономических депрессий и креативных точках роста заставляет по-государственному широко смотреть на инновационную деятельность в образовании. Прогностический бросок к «образу будущего» и глубинное осмысление проблем практико-ориентированной тематики городских инновационных площадок могут позволить инноваторам не утонуть в отчетно-аналитической документации, а все-таки ответить на вопрос: а что действительно нового для системы образования мы создаем и какая в этом польза для развития экономики города? Инновации в образовании должны быть явлением зримым, увеличивающим эффект от вложенных государством финансовых средств, новизны научно-методических разработок, организационно-педагогических усилий. Вспоминаются известные строки Маяковского, великого поэта-новатора, воспевшего в метафоре сермяжную правду инновационных прорывов: «Мой стих, трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима». На первый взгляд упоминание о водопроводе и новой поэтической интонации в нашем случае неуместно, а если приглядеться, можно увидеть напоминание о сухом остатке. Что действительно нового будем иметь в результате инноваций?Дискуссия конференции, развернутая лицом к предмету поиска действительных и реальных результатов, выявила самое главное – понимание: ГИП реализуют государственный заказ на развитие приоритетных направлений отрасли. Государственный подход к инновационному развитию образовательных учреждений определен законодательно. Инновационная деятельность должна осуществляться для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Формирование тематики городских инновационных площадок осуществлено в соответствии с приоритетами социально-экономического развития столичного региона и государственной политики в сфере образования. Инновационные проекты и программы – форматы режима инновационного развития, принятые во всем мире во всех отраслях экономики. ГИП – значимые инновационные проекты отрасли, отработку ключевых задач которых необходимо осуществлять в условиях действующих ресурсных центров, колледжей – операторов приоритетных направлений. Государственность подхода в ГИП определена еще одним значимым фактором – достижением планируемого результата, получением инновационного продукта, который необходимо оформить, коммерциализировать, тиражировать, по сути, использовать как пусковой механизм инновационного развития всей отрасли.Развернутая дискуссия показала, что колледжи-операторы профессионально заинтересованы и готовы работать в условиях перехода к инновационной экономике: сформированы материально-технические и кадровые ресурсы, учебно-методический потенциал, богатый опыт подготовки кадров для отрасли. Движет колледжами еще один важный фактор – конкурентоспособность! Инновационность становится важнейшим показателем конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, а конкуренция будет нарастающей: во-первых, выживут сильнейшие, во-вторых, программы СПО будут реализовывать ведущие вузы, в-третьих, на рынке появятся бизнес-образовательные организации, в том числе зарубежные. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно становиться по-настоящему инновационным колледжем. И даже не наличие инновационной площадки это определяет, а стратегия инновационного развития, благодаря чему колледж может гордиться успехами и достижениями дня настоящего и проектировать достижения дня грядущего.Какие общие проблемы выявила научная дискуссия? Проблемы нормативно-правового регулирования деятельности инновационных площадок, определения механизмов взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры по коммерциализации интеллектуальных продуктов и их дальнейшего продвижения на рынке образовательных услуг.Городскими инновационными площадками в 2012 году стали ведущие отраслевые колледжи системы профессионального образования: колледж легкой промышленности №5, колледж предпринимательства №11, колледж автоматизации и технологий №20, технологический колледж №28, политехнический колледж №39, железнодорожный колледж №52, технический пожарно-спасательный колледж №57, колледж городского хозяйства №64, педагогический колледж №7 «Маросейка», Московский государственный техникум технологий и права.Ключевые задачи и темы инновационных проектов системы профессионального образования продиктованы приоритетными направлениями подготовки кадров для экономики и городского хозяйства Москвы. В узле тематических приоритетов оказались кластерные модели взаимодействия с работодателями по подготовке кадров для высокотехнологичных сфер экономики и городского хозяйства, проблемы внедрения программ профессионального обучения взрослого населения, задачи инвестиционной привлекательности среднего профессионального образования, коммерциализации инновационных результатов.Кластерные модели подготовки кадров в современном профобразовании стали центром инновационных процессов. Тематика ГИП в СПО так или иначе связана с кластерными новообразованиями, ориентацией на современный рынок труда, целевым запросом работодателей, независимой оценкой качества образования, повышением инвестиционной привлекательности, коммерциализацией инновационных продуктов и как следствие повышением конкурентоспособности.В ходе конференции были представлены презентации всех действующих городских инновационных площадок. Из 7 направлений можно выделить три важных инновационных вектора, отвечающих развитию современного мегаполиса. Это транспорт, профилактика и безопасность в ЧП, профессиональное обучение взрослого населения! Это ли не ответ на вызовы времени?Актуальность городской инновационной площадки железнодорожного колледжа №52 «Инновационный образовательно-производственный кластер столичного региона в сфере железнодорожного транспорта и Московского метрополитена» обусловлена приоритетной значимостью развития железнодорожного транспорта для экономики и социальной сферы столицы, поскольку проблемы транспорта и пассажирских перевозок в столичном регионе остаются самыми острыми. В соответствии с экономическими прогнозами общий объем отправления пассажиров в пригородном сообщении к 2020 году составит около 1600 млн человек, что в 2 раза больше по сравнению с 2006 годом. Общие размеры пригородного движения в целом превысят 1600 пар в сутки, что на 43% больше существующего. Возрастет потребность в специалистах среднего звена, способных быстро и адекватно реагировать на инновационные изменения в железнодорожном транспорте. Прогноз в развитии железнодорожного транспорта – мощный посыл для инновационного режима развития железнодорожного колледжа №52. В своей презентации специалисты колледжа выделили ключевые приоритеты кластерного объединения: многоуровневая система подготовки кадров в рамках кластерного взаимодействия на принципах государственно-частного партнерства; внедрение оценки качества подготовки кадров и их профессиональных квалификаций через систему сертификации; разработка нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений и социального паритета; рациональное использование финансовых ресурсов, эффективность образовательных услуг. Железнодорожный колледж ориентирован на совокупный результат, который, по мнению разработчиков, будет включать модель инновационного образовательного кластера в сфере железнодорожного транспорта и Московского метрополитена; пакет нормативно-правового обеспечения (регламентов, локальных актов) регламентирующих деятельность структурных элементов кластерного объединения; новое программно-методическое обеспечение образовательного процесса, его форм, методов по профессиям и специальностям «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)», «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «машинист локомотива», «помощник машиниста тепловоза», «помощник машиниста дизель-поезда», «помощник машиниста электровоза», «помощник машиниста электропоезда (метрополитена)», «слесарь по ремонту подвижного состава».Следует отметить еще один важный для столичного региона инновационный проект технического пожарно-спасательного колледжа №57 «Внедрение методики проведения профилактических работ в ОУ различных уровней образования по профилактике противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности риска ЧС в рамках программы «Безопасный город». Профилактика пожаров и безопасного поведения в столичном мегаполисе – государственный вопрос регионального развития, именно превентивные меры могут способствовать предупреждению чрезвычайных происшествий, в результате которых общество и государство несут большие потери. Инновационный проект технического пожарно-спасательного колледжа №57 исходит из идеи эффективного использования потенциала учреждений среднего профессионального образования и учащейся молодежи для повышения информированности населения, пропаганды безопасного поведения при пожарах и других чрезвычайных ситуациях, выработки грамотного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, формирования у молодежи навыков безопасности жизнедеятельности. При этом проектом предусмотрено совершенствование подготовки профессиональных кадров для МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве и формирование их готовности к ведению поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на основе разработки и реализации ФГОС СПО по специальности «защита в чрезвычайных ситуациях» и системы его психолого-педагогического сопровождения. Проект определил задачи по отработке механизма системного взаимодействия по адресной подготовке специалистов экстремального профиля с социальными партнерами – МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве и обеспечению соответствия программ подготовки специалистов требованиям работодателей; представление к внедрению и тиражированию апробированных рабочих программ и учебно-методических комплектов по специальности 280707 «защита в чрезвычайных ситуациях» (квалификация «техник-спасатель») для ОУ СПО регионов РФ. Специалисты колледжа для обеспечения профилактики безопасного поведения обучающихся готовы предложить дополнительные образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, осуществить цикл просветительских мероприятий для школьников с использованием системы дидактических средств пожарно-спасательной тематики. Проект пожарно-спасательного колледжа – проект, действующий в интересах города, преодолевающий межведомственные барьеры, он основан на системном подходе к организации мероприятий по профилактике пожарной безопасности и формированию умений грамотного поведения в ЧС. Кроме того, специалисты колледжа убеждены, что использование кадрового потенциала и материальных ресурсов МЧС России, ГУ МЧС России и технического пожарно-спасательного колледжа №57, усиленного совместной инновационной деятельностью отраслевых и педагогических колледжей, учреждений дошкольного и общего образования, позволит осуществить профилактику пожарной безопасности и сформировать умения грамотного поведения в ЧС у нового поколения обучающихся учреждений столичного образования.Одно из значимых направлений социально-экономического развития столичного региона – профессиональное обучение взрослого населения, что отвечает тренду современности – непрерывному образованию в течение всей жизни. Показателен в этом направлении инновационный проект колледжа городского хозяйства №64 «Модель повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору» (в соответствии с созданием программ переквалификации взрослого населения). Этот инновационный проект нацелен на развитие системы непрерывного профессионального образования и обучения взрослого населения посредством внедрения модели повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий, в том числе подведомственных Ростехнадзору, по профессиям, перспективным и наиболее востребованным экономикой Москвы. Колледж в рамках проектной деятельности планирует разработать не менее 30 программ дополнительного профессионального образования для системы непрерывного профессионального образования населения (подготовка, повышение квалификации и переподготовка) по таким профессиям. Проектирование результатов инновационной деятельности ГИП связано с созданием Центра по предаттестационной подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Москвы, с выделением необходимых площадей и материально-технических ресурсов для оптимизации и повышения качества образовательного процесса при подготовке работников по профессиям и специальностям, поднадзорным Ростехнадзору. Разработки специалистов колледжа городского хозяйства №64 направлены на внедрение программ дистанционного обучения для индивидуального обучения на дому лиц с ограниченной подвижностью, а также на внедрение электронных учебников с использованием Smart-технологий для изучения лифтового оборудования, системы ГЛОНАСС. Колледж готов внести предложения в нормативно-правовые акты по совершенствованию системы непрерывного профессионального образования города в части создания условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы, внедрить систему критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества профессиональной подготовки и повышения квалификации обучающихся из числа взрослого населения и маломобильных групп населения в Москве.Краткий обзор трех направлений инновационных проектов колледжей позволяет увидеть «планов громадье» и их значимый ресурс для развития образования и экономики города. Фазы проектирования, разработки, согласования и утверждения планов уже позади. Сейчас разработчики и исполнители проектов находятся в жаркой поре созидания, творчества, выполнения поставленных задач, преодоления противоречий и проблем, споров, бесконечного научного рефлексирования, без которого невозможно движение вперед, к «образу инновационного будущего».Инновационный ресурс у московских колледжей есть. Наступит завтра, и мы с уверенностью сможем сказать: «ГИП-ГИП – ура!» Потому что у всех образовательных инноваций есть главная сторона – труд учить и труд учиться! Учитель и ученик – главные участники инновационных процессов. Именно они определяют лик современной образовательной инноватики.
Комментарии