search
main
0

Гимназия – пространство роста всех, кто учится и учит

В 2007 году гимназия № 1518 во второй раз стала победителем конкурса инновационных школ в рамках национального проекта «Образование». Гимназия представила на суд экспертов свою программу и получила наибольшее число баллов, заняв первую строчку в рейтинге столичных инновационных школ. Что же было в этой программе такого, что так высоко оценено экспертами?

В новой программе миссию гимназии ее педагогический коллектив определил как подготовку конкурентоспособной личности через создание развивающего образовательного пространства, которое он хочет создать и которое должно способствовать динамике качества образовательного процесса, развитию всех его субъектов и отношений между ними.

Информация к сведению

Задачи программы:

Анализ существующей образовательной практики гимназии, выделение «точек роста» в системе подготовки конкурентоспособной личности и определение стратегий их развития.

Обоснование и создание системы научно-методических, организационных, нормативно-правовых, кадровых и информационных условий для эффективного развития выделенных «точек роста».

Поиск технологий активизации ближайшего окружения «точек роста», адекватных поставленной цели, для создания пространства роста, в котором эффективно осуществляется подготовка конкурентоспособной личности.

Проведение мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации программы для приоритезации дальнейшего инновационного развития гимназии в направлении совершенствования системы подготовки конкурентоспособной личности.

Сегодня уже хорошо известно, что экономика России XXI века все больше приобретает инновационный характер, что активно развиваются новые интеллектуальноемкие отрасли производства, что сам производственный процесс становится высокотехнологичным. По мнению отечественных ученых, в настоящее время наблюдается серьезный разрыв между высоким уровнем информационно-технологического развития общества и слабой подготовленностью молодых людей к эффективной жизнедеятельности в таких условиях. Растет разрыв между знаниями, полученными в вузе, и требованиями рынка рабочей силы. Более того, год от года растет несоответствие между уровнем развития науки и уровнем преподавания научных дисциплин. С другой стороны, нынче резко возрастает потребность в кадрах, способных реализовывать и самостоятельно продуцировать новые идеи и решения, владеющих современными информационными технологиями. Именно молодые люди, способные, готовые и умеющие трудиться на репродуктивном уровне, а не только на уровне воспроизводства готовых решений, могут стать конкурентоспособными на современном рынке труда. Но для того чтобы это произошло, молодой человек должен уметь учиться самостоятельно, используя новые информационные технологии, добывать и усваивать новые знания.

Высокая мобильность общества способствует тому, что молодые люди рано делают карьеру. Сравнительный анализ возрастных показателей успешных, профессионально состоявшихся молодых людей показывает, что им в среднем по 27 – 30 лет. Тенденция к более раннему становлению профессиональной карьеры у современной молодежи – яркое подтверждение того, что выпускники гимназии должны иметь не только осознанно сформированный образ своего профессионального будущего, но быть мотивационно и функционально готовыми к успешному продолжению своего образования.

Поздно готовить конкурентоспособных молодых людей в учреждениях профессионального образования. Каждый выпускник гимназии должен владеть современными технологиями получения и преобразования новых знаний и решений, что позволит ему быть конкурентоспособным в вузе и профессиональной деятельности. Наверное, именно поэтому коллектив гимназии № 1518 на протяжении последних пяти лет работает в устойчивом инновационном режиме. Инновационная деятельность затрагивает все сферы деятельности гимназии: процесс обучения и воспитания, систему дополнительного образования, работу с родителями и социальными партнерами, укрепление психического и физического здоровья обучающихся.

При этом следует отметить высокий уровень профессиональных компетенций учителей, в том числе исследовательских, опытно-экспериментальных. Если в 2002 году в гимназии занимались опытно-экспериментальной деятельностью только 24 учителя, объединенные в 4 временные творческие группы, то в настоящее время практически все учителя стали экспериментаторами-исследователями.

Таким образом, активное участие учителей в проектной, опытно-экспериментальной деятельности позволяет им на практике осваивать ведущие навыки и умения в этом виде деятельности, что составляет основу многих профессиональных компетенций учителя гимназии.

Подтверждениями высокого уровня сформированности проектных, исследовательских компетенций учителей гимназии может служить то, что за последние три года они опубликовали более 145 работ, трое из них поступили в аспирантуру, семеро выступали с научными, научно-методическими докладами на научно-практических конференциях, семинарах всероссийского и международного уровня, 6 – участвовали в профессиональных конкурсах и становились победителями и финалистами городского конкурса «Лучший учитель года Москвы» и «Лучший педагог-психолог Москвы-2006». 5 педагогов стали победителями конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 4 ученика гимназии – обладателями премии Президента РФ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в направлении поддержки талантливой и способной молодежи. Эти и многие другие показатели инновационной деятельности учителей гимназии позволяют считать, что в гимназии накоплен достаточно хороший кадровый потенциал для успешной реализации программы «Гимназия – пространство роста всех, кто учится и учит».

Следует отметить, что опытно-экспериментальную, проектную деятельность учителей администрация гимназии рассматривает как важную и обязательную составляющую профессиональной деятельности учителей гимназии. Она не только тесно взаимосвязана с другими (технологической, методической, содержательной и т.д.) составляющими профессиональной деятельности учителя гимназии, но и пронизывает их, дополняя и развивая. Так, одним из направлений опытно-экспериментальной работы учителей было расширение спектра используемых современных образовательных технологий на основе ИКТ, реализующих личностно-ориентированное обучение.

Понятно, что для реализации программы нужно четко определить временные рамки, в которых будет она проходить. В гимназии № 1518 временные рамки определены как 2007 – 2010 годы, а содержание отдельных этапов работы прописано довольно четко. На первом этапе – 2007 – 2008 годы – будет проведен анализ существующей педагогической практики гимназии, обосновано инновационное приращение в каждом компоненте гимназического образования, выделены «точки роста» и разработана стратегия их инновационного развития. На втором этапе – 2008 – 2009 годы – запланирован переход от отдельных инноваций в «точках роста» к системным изменениям в подготовке конкурентоспособной личности. На третьем – 2009 – 2010 годы пройдут анализ, систематизация и обобщение достигнутых результатов.

Немаловажный вопрос: какие результаты всей этой работы прогнозируются? В заявке на конкурс такие результаты были определены. По мнению педагогов гимназии:

– Возрастет число участников и победителей ВОШ (с 40% до 75%).

– Повысится качество образовательного процесса – включенность в проектную и исследовательскую работу возрастет c 70% до 95%, все выпускники будут успешно продолжать обучение в вузе, все ученики выпускных классов будут иметь портфолио своих достижений, учителя освоят и будут активно применять в учебном процессе современные компьютерные технологии.

– Социальные партнеры гимназии станут активными участниками образовательного процесса в гимназии – число элективных курсов, организованных социальными партнерами, возрастет до 20%, организационно и содержательно оформятся новые формы профильного обучения «Школа молодого банкира», совместный проект ФК «Уралсиб» и гимназии, возрастут качественные показатели участия гимназистов в деятельности студии интерактивного искусства, с 10% до 27% возрастет число победителей и призеров конкурсов и выставок современного SMART-искусства.

– В гимназии будет создано единое информационно-образовательное пространство, в котором будут активно сотрудничать все субъекты образовательного пространства – ученики и социальные партнеры.

– В гимназии будет разработана и апробирована новая модель аттестации учителей гимназии.

Все результаты опытно-экспериментальной работы достаточно оперативно внедряются в повседневную практику работы учителей гимназии, наполняя ее новым содержанием, это, например, касается реализации профильного обучения. В настоящее время в гимназии создана «Школа молодого банкира», в рамках которой реализуется профильное обучение в гимназии. «Школа молодого банкира» стала результатом совместной деятельности гимназии и ее социального партнера – ФК «Уралсиб». В учебном плане школы предусмотрены такие виды работы, как экскурсионная, игровая, учебная (элективные курсы), проектная, учебно-исследовательская, банковская практика и др. Совет «Школы молодого банкира», в который входят учителя гимназии, преподаватели Финансовой академии при Правительстве РФ, работники Корпоративного университета ФК «Уралсиб» руководят всей деятельностью школы. Такой подход к организации профильного обучения видится очень перспективным, и в настоящее время в гимназии разрабатываются и апробируются разные модели совместной деятельности гимназии и социальных партнеров по организации профильного обучения старшеклассников.

Следует также отметить, что учителя гимназии стали активными участниками и руководителями смешанных проектных групп, состоящих из учеников, студентов и родителей. Такие смешанные группы разрабатывают в гимназии межпредметные и социальные проекты. Например, одна группа занимается анализом кредитной политики разных банковских структур и разработкой наиболее оптимальной из них, другая – изучает, собирает и систематизирует фотоматериалы о Москве военной.

Таким образом, инновационная деятельность учителей гимназии – важный фактор подготовки конкурентоспособного выпускника. Поэтому администрация и научно-методический совет гимназии рассматривают организацию проектной, опытно-экспериментальной работы учителей как одну из самых активных «точек роста» в гимназии, способствующих появлению и развитию новых «точек роста», что приведет к созданию в гимназии пространства роста.

Для эффективной реализации программы выделено несколько направлений инновационной деятельности гимназии. Одно из ведущих – повышение профессионального мастерства учителей, которое предусматривает разработку нового содержания профессиональных компетенций учителя школы будущего по нескольким направлениям:

– обоснование содержания новой профессиональной компетенции «учитель-консультант»;

– расширение технологических компетенций учителя за счет включения знаний и умений по организации и проведению сетевых коммуникаций с разными целевыми аудиториями (родителями, учениками, учителями и др.).

Профессиональная компетенция «учитель-консультант» в ближайшем будущем выйдет на первый план в спектре всех компетенций учителя. Личностно-ориентированное обучение, переход к индивидуальным учебным планам, индивидуализации обучения, расширение форм обучения и спектра образовательных услуг обусловливают необходимость овладения учителями новыми функциями консультанта и тьютора. Учитель должен научиться разной технике консультирования как группового, так и индивидуального, контактного и дистанционного, родителей и учеников и так далее. Для этого и будет использована IT-академия, в рамках которой учителя будут участвовать в работе обучающих семинаров, тренингов для учителей по консультированию. Принципиально важными становятся разработка учителями превентивных консультаций для учеников и родителей по отдельным актуальным проблемам, например, индивидуальным образовательным траекториям профильного обучения; организация консультационной линии для учителей-экспериментаторов на основе сетевых технологий, создание Центра психолого-педагогического сопровождения учителя гимназии «Сотрудничество», концепция которого уже разработана. Создание центра потребовалось из-за недостаточной мотивации некоторых учителей, их боязни перед освоением и использованием новых форм работы, в частности информационных технологий. Поэтому в гимназии предполагают, что взаимодействие специалистов центра и учителей должно способствовать конструированию и реализации различных аспектов профессиональных взаимоотношений, эффективного взаимодействия всего педагогического коллектива с точки зрения равноценного и равноправного сотрудничества. Ключевыми позициями в работе психолога должны стать поддержка учителя в новой для его работы технологии, содействие, участие, включенность в педагогический процесс. Сопровождение рассматривается как осознанное, осторожное, обоснованное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в педагогический процесс педагога.

Второе направление реализации программы развития гимназии – индивидуализация и дифференциация образовательного процесса для повышения его качества. Это направление совершенствования образовательного процесса весьма актуально для гимназии, поэтому создана подпрограмма «Центр одаренного ребенка – важный элемент образовательной системы гимназии», в рамках которой разрабатываются концепция и программа деятельности центра.

Третье направление инновационной деятельности гимназии, к разработке которого педагогический коллектив уже приступил с начала 2007 года, – разработка новой модели аттестации учителей гимназии, которая, с одной стороны, должна стать действенным механизмом повышения их квалификации, с другой – инструментом объективной оценки качества их деятельности. Сегодня уже разработана концепция подпрограммы «Новая модель аттестации учителей гимназии».

В сотрудничестве с Финансовой академией коллектив гимназии принял решение об экспериментальной работе по опробованию разработанной в академии модели аттестации на основе компетентностного подхода к оценке качества и эффективности труда учителя. Суть модели состоит в определении компетенций, которые можно рассматривать индикаторами эффективной работы учителя, и в экспертном анализе деятельности учителя на различных уровнях владения компетенциями.

В предлагаемой модели аттестации соответствие уровня профессиональной компетентности требованиям заявленной квалификационной категории предполагается определять на основе оценки самоанализа педагогического работника; эффективности исполнения работы; продуктивности деятельности. Наиболее продуктивно для оценки эффективности в гимназии применяются опросники, интервью, анкетирование, самоанализ. Результаты такой аттестации в рамках гимназии учителя используют как материалы для представления на подтверждение или повышение аттестационной категории. Центр психолого-педагогической поддержки учителя разрабатывает систему материалов для каждого, кто выбирает такую форму анализа своей деятельности как учителя, работающего в инновационном режиме. Несмотря на трудоемкость такой формы повышения квалификации, в течение 2006-2007 учебного года ее выбрали 20% учителей, желающих повысить свою квалификацию в области IT, и все они были аттестованы на третий, творческий, уровень компетентности, а затем на высшую аттестационную категорию.

В сентябре 2006 года в гимназии была создана IT-академия учителей гимназии как инновационный ресурс развития педагогического мастерства учителей, это методическое объединение учителей для овладения современными IT-технологиями. Сегодня в гимназии создана и реализуется учебная программа «Ступеньки к успеху», которая состоит из 3 модулей – ступеней. Каждый модуль (12 часов) завершается зачетом, который проходит в форме мастер-класса. Все технологические решения IT-академии гимназии, обусловленные ведущими задачами обучения учителей, лежат в области развивающего обучения, то есть предполагают проблемные, деятельностные методы обучения. В 2006 году создан и начал работать научно-методический центр, который располагается в специально оборудованном для этих целей кабинете. В научно-методическом центре имеется лазерная панель, интерактивная доска SMART, столы-трансформеры. Такая инсталляция позволила создать в гимназии принципиально новый кабинет, позволяющий организовать систему повышения квалификации учителей в инновационном режиме, например в рамках

IT-академии учителей.

В 2004 году гимназия приняла участие в Первом всероссийском конкурсе «Лучшая школа России-2004» и стала победителем в номинации «Школа профессиональной карьеры». В 2004 – 2005 году учителя гимназии разработали проект «Учебно-методический центр гимназии», который был представлен на Всероссийский конкурс инновационных разработок в области образования и помог гимназии стать финалистом конкурса. В 2005 – 2006 учебном году педагоги участвовали в проекте НФПК «Совершенствование системы управления образованием на школьном уровне (пилотные школы)».

В 2005 – 2006 учебном году гимназия включилась в международный проект «Партнерство в образовании», инициированный компанией Microsoft. Учителя гимназии под руководством АПКиППРО осваивают новые профессиональные компетенции, сетевое консультирование и сопровождение опытно-экспериментальной деятельности педагогов разных ОУ. Этот проект только начинает разворачиваться, и учителя гимназии в настоящее время осваивают и закрепляют навыки участия в сетевых профессиональных коммуникациях.

Для результативного участия учителей гимназии в проекте имеются все условия, в том числе материально-технические и информационные.

С 2006 года учителя и ученики старших классов гимназии совершенствуют технологии «Дебаты», участвуя в международном проекте «Рассуждения о демократии», который реализуют школьники и учителя из 4 стран. В рамках проекта проводятся уроки с присутствием американских коллег, интерактивное общение на форуме проекта с использованием интернета, обмен делегациями, мастер-классы, мониторинги, профессиональные тренинги для учителей.

Анализ существующей практики деятельности гимназии позволяет выделить «точки роста», которые уже имеются, и их надо развивать, и те, которые только предстоит создавать, чтобы успешно решать поставленные задачи. В настоящее время достаточно устойчивыми и динамично развивающимися в гимназии «точками роста» можно считать:

расширение профессиональных компетенций учителя гимназии за счет включения в них новых и совершенствования имеющихся;

разработка новых форм аттестации учителей гимназии в рамках задач подготовки конкурентоспособной личности;

гибкая, вариативная система универсально-профильного обучения в гимназии, которая активно развивается в направлении становления новых институциональных форм сотрудничества гимназии и социальных партнеров;

развитие системы оценки качества гимназического образования за счет разработки и создания новых механизмов общественной экспертизы;

расширение спектра образовательных услуг для учеников, родителей и социальных партнеров гимназии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте