12-я cаранская гимназия стала победительницей в республиканском туре Всероссийского конкурса «Школа года-2004» в номинации «Школа успеха». Побеждать приятно, но вот победе никто в Мордовии не удивился. А чему удивляться, если и без конкурса видно, что это и в самом деле школа успеха, причем во всем, но главное – в успешности своих выпускников. Все выпускники обычно поступают в вузы страны. Десятки учеников становятся победителями и призерами предметных олимпиад на самых разных уровнях. Среди тех, кто гордится учебой в гимназии, немало подлинных лидеров в науке, политике, экономике.
В республике сегодня много школьных зданий, выстроенных по индивидуальному проекту. А вот что делать с ветхим зданием 12-й гимназии, не знал никто. То ли сносить, то ли реконструировать, то ли подновлять всеми возможными способами. И тут приехал в Саранск тогдашний премьер-министр Владимир Путин. Визит был не парадным, поэтому, наверное, и показали ему в столице не то, что отличается шиком и блеском, а то, что на самом деле хорошо. Так и случилось, что узнал Владимир Владимирович именно об этой школе, отличавшейся высокими знаниями учеников (например, в этом году в гимназии было 25 медалистов, все победители олимпиад, 5 человек пригласили на учебу в Московский госуниверситет, многие поступили в Финансовую академию при Правительстве РФ, в Высшую школу экономики и другие престижные вузы). С легкой руки Путина и началось строительство по индивидуальному проекту нового здания, которому финансово помогли и уже президент Путин, и Правительство РФ. Так выросло красивейшее здание в самом центре Саранска, такого ни в одном регионе страны нет. Да не просто красивое, с воздушным куполом в центре, но и полностью оборудованное всем самым современным, начиная от классных досок и заканчивая компьютерами. В школе есть свой информационный центр, «ноу-хау» 12-й гимназии – изучение иностранных языков с помощью компьютерных технологий. Школа, как почти все в Мордовии, подключена к Сети «Интернет» – доступ оплачивается за счет бюджета республики. В центре, кстати, ученики пишут рефераты, научные статьи в соавторстве с учеными вузов.
В большом и красивом вестибюле мы встречаемся с Натальей Владимировной Долматовой – директором гимназии, и начинаем восхождение по широкой лестнице под куполом, аккумулирующим яркие солнечные лучи, к уютному, но уже ставшему маловатым для коллектива актовому залу, где обычно проходят ученические научные конференции. «Наука в гимназии?» – удивится кто-то. Да, в этом учебном заведении занимаются очень трудным делом – приобщают учеников к научным исследованиям в процессе обучения. Помимо школьных учителей с ними работают ведущие преподаватели и сотрудники Мордовского госуниверситета и Мордовского госпединститута (двенадцать кандидатов и два доктора наук, которые читают спецкурсы, готовят ребят к конференциям, конкурсам и олимпиадам). Десять малых исследовательских групп, в которые объединяются старшеклассники по научным интересам, трудятся над общими и индивидуальными научными проектами, во время летних каникул (когда уроки «не мешают»), работа идет на базе гимназической «Малой академии». Самое главное, что между вузовскими педагогами и учителями нет никаких конфликтов, потому что вузовцы охотно оказывают учителям любую методическую помощь, а учителя помогают им вовлекать ребят в научную работу. В результате учебный процесс поднимается на высоту невероятную. Директор поставила перед своими коллегами-педагогами трудную задачу – защитить диссертации. Не просто потому, что «корочки» получат, а потому, что это требует колоссальной работы над собой. Самое интересное, что учителя работают, никто не жалуется, не говорит, что времени нет. Времени хватает, потому что научная работа становится естественным содержанием учебно-воспитательного процесса. Уже написаны 10 диссертаций на гимназическом материале. Талантливые дети – дети сложные, чтобы они уважали учителей, нужно многое, в 12-й гимназии царит дух преклонения перед учителем. Скажем, на третьем этаже галерея портретов бывших директоров (управление таким учебным заведением было всегда делом архисложным), на этом месте в будущем будет музей гимназии. Кстати, портреты директоров рисует Марат Семенович Шанин, не только заслуженный художник РМ, но, между прочим, – родитель и дедушка. Рядом вереница картин, написанных выпускниками, которые продолжают учебу в художественных вузах.
Гимназия принимает участие во многих проектах, я спросила Наталью Владимировну, зачем ей это нужно, что и кому доказывает эта лучшая школа Мордовии. На это счет у директора есть ответ: оказывается, учителя гимназии считают, что расти можно только тогда, когда не замыкаешься, а постоянно сравниваешь себя с другими, общаешься с ними.
Учеников гимназия набирает сначала в прогимназию, причем всех желающих учиться, начиная с пяти лет. Это «Малышкина школа», которая дает всем шанс проявить свои способности, для этого к работе привлекаются не только самые опытные педагоги-дошкольники, но и психологи. Когда дети поступают в первый класс, они уже читают, считают, адаптированы к обучению, многие из них уже продемонстрировали способности к изучению иностранных языков. Тут начинается, как правило, работа с родителями – гимназия пытается выяснить (и прояснить для них самих), кого они хотят вырастить из своих детей – гуманитариев или технарей. Кто-то скажет, что рановато родителям первоклашек об этом задумываться, но у гимназии явный гуманитарный уклон, хотя математика углубленно и расширенно изучается через систему спецкурсов и дополнительных образовательных услуг. Так что такое выяснение лишним никогда не бывает.
Как во всякой классической гимназии, в 12-й дети изучают латинский язык, учитель латинского языка (Наталья Владимировна говорит, что таких энтузиастов в гимназии очень много) самостоятельно написал обучающую программу, в прошлом учебном году дети устраивали презентацию уже своих компьютерных обучающих программ. Когда начинали, учебников по латинскому языку вообще не было – помогали Москва и Питер, теперь в гимназии есть даже свой, авторский учебник.
В 90-е годы у гимназии стали складываться международные отношения с коллегами из США – почти 50 ее учеников прошли там годовое обучение-стажировку по английскому языку, а американские школьники – в России, проживая в семьях, что весьма способствовало освоению русского языка не только в классах. Есть контакты и с другими странами – одна из учительниц немецкого языка выиграла грант по линии Института Гете и уезжает на стажировку в Германию. Гимназия очень надеется, что ей удастся заключить договоры по обмену школьниками.
Спрашивается, как удается использовать в работе столько нового. Директор отвечает так – благодаря общественно-государственному управлению, ведь в школе есть мощный роди- тельский комитет, который не предъявляет требования к педагогическому коллективу, а работает с ним вместе, почти на равных, есть попечительский совет, который тщательно анализирует, что нужно детям в следующем учебном году. В результате в прошлом году очень мощно оснастили кафедру лингвистических дисциплин магнитофонами, видеопроекторами, другим оборудованием.
В иных школах притязания одаренных детей на развитие в процессе обучения порой воспринимают, как отклонение от нормы. В гимназии же считают, что главная проблема, препятствующая развитию интеллектуальной одаренности, – экстенсивный путь усвоения знаний, ведущий к учебным перегрузкам и ориентации массовой школы на «среднего» ученика. Гимназия на «средних» не ориентируется, она сразу задает высокую планку обучения и помогает ученикам достичь высоких результатов с помощью специально разработанных инновационных учебных планов, программ элективных курсов, специально рассчитанных на работу с одаренными учащимися. Поэтому она и стала школой успеха. Успеха педагогического и ученического.
Комментарии