search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Гимназия, которая сеет разумное, доброе, вечное

12-я cаранская гимназия стала победительницей в республиканском туре Всероссийского конкурса «Школа года-2004» в номинации «Школа успеха». Побеждать приятно, но вот победе никто в Мордовии не удивился. А чему удивляться, если и без конкурса видно, что это и в самом деле школа успеха, причем во всем, но главное – в успешности своих выпускников. Все выпускники обычно поступают в вузы страны. Десятки учеников становятся победителями и призерами предметных олимпиад на самых разных уровнях. Среди тех, кто гордится учебой в гимназии, немало подлинных лидеров в науке, политике, экономике.

В республике сегодня много школьных зданий, выстроенных по индивидуальному проекту. А вот что делать с ветхим зданием 12-й гимназии, не знал никто. То ли сносить, то ли реконструировать, то ли подновлять всеми возможными способами. И тут приехал в Саранск тогдашний премьер-министр Владимир Путин. Визит был не парадным, поэтому, наверное, и показали ему в столице не то, что отличается шиком и блеском, а то, что на самом деле хорошо. Так и случилось, что узнал Владимир Владимирович именно об этой школе, отличавшейся высокими знаниями учеников (например, в этом году в гимназии было 25 медалистов, все победители олимпиад, 5 человек пригласили на учебу в Московский госуниверситет, многие поступили в Финансовую академию при Правительстве РФ, в Высшую школу экономики и другие престижные вузы). С легкой руки Путина и началось строительство по индивидуальному проекту нового здания, которому финансово помогли и уже президент Путин, и Правительство РФ. Так выросло красивейшее здание в самом центре Саранска, такого ни в одном регионе страны нет. Да не просто красивое, с воздушным куполом в центре, но и полностью оборудованное всем самым современным, начиная от классных досок и заканчивая компьютерами. В школе есть свой информационный центр, «ноу-хау» 12-й гимназии – изучение иностранных языков с помощью компьютерных технологий. Школа, как почти все в Мордовии, подключена к Сети «Интернет» – доступ оплачивается за счет бюджета республики. В центре, кстати, ученики пишут рефераты, научные статьи в соавторстве с учеными вузов.

В большом и красивом вестибюле мы встречаемся с Натальей Владимировной Долматовой – директором гимназии, и начинаем восхождение по широкой лестнице под куполом, аккумулирующим яркие солнечные лучи, к уютному, но уже ставшему маловатым для коллектива актовому залу, где обычно проходят ученические научные конференции. «Наука в гимназии?» – удивится кто-то. Да, в этом учебном заведении занимаются очень трудным делом – приобщают учеников к научным исследованиям в процессе обучения. Помимо школьных учителей с ними работают ведущие преподаватели и сотрудники Мордовского госуниверситета и Мордовского госпединститута (двенадцать кандидатов и два доктора наук, которые читают спецкурсы, готовят ребят к конференциям, конкурсам и олимпиадам). Десять малых исследовательских групп, в которые объединяются старшеклассники по научным интересам, трудятся над общими и индивидуальными научными проектами, во время летних каникул (когда уроки «не мешают»), работа идет на базе гимназической «Малой академии». Самое главное, что между вузовскими педагогами и учителями нет никаких конфликтов, потому что вузовцы охотно оказывают учителям любую методическую помощь, а учителя помогают им вовлекать ребят в научную работу. В результате учебный процесс поднимается на высоту невероятную. Директор поставила перед своими коллегами-педагогами трудную задачу – защитить диссертации. Не просто потому, что «корочки» получат, а потому, что это требует колоссальной работы над собой. Самое интересное, что учителя работают, никто не жалуется, не говорит, что времени нет. Времени хватает, потому что научная работа становится естественным содержанием учебно-воспитательного процесса. Уже написаны 10 диссертаций на гимназическом материале. Талантливые дети – дети сложные, чтобы они уважали учителей, нужно многое, в 12-й гимназии царит дух преклонения перед учителем. Скажем, на третьем этаже галерея портретов бывших директоров (управление таким учебным заведением было всегда делом архисложным), на этом месте в будущем будет музей гимназии. Кстати, портреты директоров рисует Марат Семенович Шанин, не только заслуженный художник РМ, но, между прочим, – родитель и дедушка. Рядом вереница картин, написанных выпускниками, которые продолжают учебу в художественных вузах.

Гимназия принимает участие во многих проектах, я спросила Наталью Владимировну, зачем ей это нужно, что и кому доказывает эта лучшая школа Мордовии. На это счет у директора есть ответ: оказывается, учителя гимназии считают, что расти можно только тогда, когда не замыкаешься, а постоянно сравниваешь себя с другими, общаешься с ними.

Учеников гимназия набирает сначала в прогимназию, причем всех желающих учиться, начиная с пяти лет. Это «Малышкина школа», которая дает всем шанс проявить свои способности, для этого к работе привлекаются не только самые опытные педагоги-дошкольники, но и психологи. Когда дети поступают в первый класс, они уже читают, считают, адаптированы к обучению, многие из них уже продемонстрировали способности к изучению иностранных языков. Тут начинается, как правило, работа с родителями – гимназия пытается выяснить (и прояснить для них самих), кого они хотят вырастить из своих детей – гуманитариев или технарей. Кто-то скажет, что рановато родителям первоклашек об этом задумываться, но у гимназии явный гуманитарный уклон, хотя математика углубленно и расширенно изучается через систему спецкурсов и дополнительных образовательных услуг. Так что такое выяснение лишним никогда не бывает.

Как во всякой классической гимназии, в 12-й дети изучают латинский язык, учитель латинского языка (Наталья Владимировна говорит, что таких энтузиастов в гимназии очень много) самостоятельно написал обучающую программу, в прошлом учебном году дети устраивали презентацию уже своих компьютерных обучающих программ. Когда начинали, учебников по латинскому языку вообще не было – помогали Москва и Питер, теперь в гимназии есть даже свой, авторский учебник.

В 90-е годы у гимназии стали складываться международные отношения с коллегами из США – почти 50 ее учеников прошли там годовое обучение-стажировку по английскому языку, а американские школьники – в России, проживая в семьях, что весьма способствовало освоению русского языка не только в классах. Есть контакты и с другими странами – одна из учительниц немецкого языка выиграла грант по линии Института Гете и уезжает на стажировку в Германию. Гимназия очень надеется, что ей удастся заключить договоры по обмену школьниками.

Спрашивается, как удается использовать в работе столько нового. Директор отвечает так – благодаря общественно-государственному управлению, ведь в школе есть мощный роди- тельский комитет, который не предъявляет требования к педагогическому коллективу, а работает с ним вместе, почти на равных, есть попечительский совет, который тщательно анализирует, что нужно детям в следующем учебном году. В результате в прошлом году очень мощно оснастили кафедру лингвистических дисциплин магнитофонами, видеопроекторами, другим оборудованием.

В иных школах притязания одаренных детей на развитие в процессе обучения порой воспринимают, как отклонение от нормы. В гимназии же считают, что главная проблема, препятствующая развитию интеллектуальной одаренности, – экстенсивный путь усвоения знаний, ведущий к учебным перегрузкам и ориентации массовой школы на «среднего» ученика. Гимназия на «средних» не ориентируется, она сразу задает высокую планку обучения и помогает ученикам достичь высоких результатов с помощью специально разработанных инновационных учебных планов, программ элективных курсов, специально рассчитанных на работу с одаренными учащимися. Поэтому она и стала школой успеха. Успеха педагогического и ученического.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте