Москва первой начала публичные отчеты школ – победителей конкурса инновационных образовательных учреждений в рамках нацпроекта «Образование». В этом году наиболее интересным был отчет гимназии №1529, которую возглавляет Марина Соловьева – правнучка Павла Флоренского. Конечно, в принципе какая разница, кто чей родственник. Но тут особый случай: гимназия №1529 назвала свою программу развития так: «Школа, в которой обучают искусству жить», а в качестве эпиграфа к своей работе взяла слова Павла Флоренского: «Жизнь пролетает как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни – самому трудному и самому важному: насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится». Как работает гимназия, где сегодня учатся не только москвичи, но и те, кто становится москвичами в силу тех или иных жизненных обстоятельств, рассказывает Марина СОЛОВЬЕВА.
В марте 2007 года во второй раз был проведен конкурсный отбор образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках нацпроекта «Образование». Наша гимназия заняла второе место в Центральном округе и 31-е место в городе из 118 образовательных учреждений. Принимая участие в конкурсе, мы, конечно же, рассчитывали на победу. Что же дает нам такую уверенность и такое желание заявлять и показывать нашу гимназию в конкурсном движении? Каковы те слагаемые успеха, которые не позволяют нам останавливаться на достигнутом и которые ведут нас вперед?
Наша гимназия расположена в историческом центре Москвы, в Хамовниках, в современном здании, выстроенном по проекту, ставшему победителем конкурса «Лучший реализованный проект в области инвестиций и строительства 2002 года», где есть все – 26 кабинетов, оснащенных современным оборудованием, спортивный, тренажерный и актовый залы, лингвистическая лаборатория и лингафонный кабинет, два кабинета информатики, локальная информационная сеть и многое другое. Из окон нашего прекрасного здания видны золотые купола Соборной площади Кремля, храма Христа Спасителя и церкви Ильи Обыденного. Она заслуженно имеет высокий рейтинг, пользуется популярностью. Поэтому, бережно храня память о славном прошлом, мы стремимся приумножать славу и традиции, быть центром интеллектуального и духовного развития молодежи, отвечая на основные потребности общественного развития сегодняшнего дня, удовлетворять потребность общества в качественной подготовке выпускников, в повышении их интеллектуального и культурного уровня, в развитии творческих способностей личности, в формировании ее активной демократической и гуманистической позиции. Это и позволяет нам получать неплохие результаты.
Миссия гимназии – «Школа, в которой обучают искусству жить». В педагогической концепции, которая положена в основу программы развития нашего образовательного учреждения, определены такие задачи и стратегические направления развития:
– совершенствование гимназического образования в вопросах подготовки конкурентоспособного выпускника;
– формирование ключевых компетенций учащихся в системе классического (гуманитарного) образования;
– развитие информационно-коммуникативной культуры;
– создание безопасной, здоровьесберегающей среды;
– развитие информационной среды.
В своей деятельности мы исходим из того, что одним из важнейших результатов гимназического образования становятся готовность и возможность выпускника к образованию на протяжении всей жизни. Таким образом, главным для современного образования (в том числе и гимназического) по отношению к нашему выпускнику мы считаем:
Научить познавать.
Научить работать.
Научить жить вместе.
Научить жить в ладу с самим собой.
Главная фигура в нашей гимназии – ученик, это наше достояние, наша гордость, наша надежда. Ведь этим молодым людям предстоит работать на благо процветания России, и от нашего труда зависит, какими они придут во взрослую жизнь. Инвестирование в систему образования, капиталовложения в способность наших детей стать высококвалифицированными специалистами в будущем – главное направление реализации приоритетного национального проекта. Поэтому инструментом качественного и эффективного образования следует считать профессиональное самоопределение учащихся, личностную ориентацию образования.
Достижения гимназии отражены прежде всего в результатах учебной работы. Объективным измерителем работы образовательного учреждения сегодня становятся результаты единого государственного экзамена. Мы гордимся, что 96% наших выпускников в 2007 году сдали единый государственный экзамен по русскому языку на «4» и «5», а золотая медалистка Ольга Окунева получила 100 баллов. Другим признанным критерием высокого качества образования в России стала победа в предметных олимпиадах. По рейтингу участия и побед учащихся образовательных учреждений в ЦАО наша гимназия заняла пятое место. В прошлом учебном году 35 наших учеников стали победителями городских олимпиад, 20 – городских конференций. Выпускник 2006 года золотой медалист Кирилл Сетдеков принял участие в 7 предметных олимпиадах и в 4 стал победителем.
Участие в интеллектуальном соревновании стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность детей, предоставляет им возможность ближе и глубже познакомиться с наукой. Дело школы – поддержать юных исследователей, их стремление к успеху. В каждом учреждении есть талантливые дети, и задача каждого учителя – развить этот талант, как сейчас говорят, «капитализировать способности». Наша гимназия проводит традиционные гимназические научно-практические конференции, принимает участие в конференциях «Человек и общество», «Молодежная модель ООН», Ломоносовских и Вернадских чтениях, конференции «Вышгород», организует совместные конференции «Москва – Тольятти», «Москва – Петербург». В феврале 2008 года в стенах гимназии пройдет городская научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ учащихся «Грибоедовские чтения», соучредителями которой стали МГУ имени М.В.Ломоносова, Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, Московский гуманитарный педагогический институт, Высшая школа экономики, Российский государственный гуманитарный университет, Психологический институт РАО, Московский институт открытого образования.
Успешность ребенка, его самоопределение сегодня обеспечивает интеграция основного и дополнительного образования. Система дополнительного образования – часть гимназического открытого образовательного пространства. Перспектива его развития в организации взаимодействия для удовлетворения досуговых, коммуникативных и творческих потребностей детей и родителей. Стремясь обеспечить успешную социализацию гимназистов с учетом культурных традиций России, общечеловеческих ценностей и новой социально-экономической реальности, мы большое внимание уделяем организации и проведению разнообразных мероприятий. Например, наша «Центровая команда» заняла второе место в городском конкурсе моделей ученического самоуправления. При этом отмечу, что городская комиссия выезжала непосредственно к нам в гимназию и разговаривала с самими гимназистами об их участии в жизни образовательного учреждения. Члены комиссии были приятно удивлены увиденным, на них неизгладимое впечатление произвели «День здоровья» и то, какую роль в его подготовке и проведении играют учащиеся. Традиционным для нашей гимназии стало проведение концертов и праздников для учащихся, педагогов и гостей. Мы все с наслаждением смотрим номера в исполнении наших, без преувеличения, звезд. Нет ничего удивительного в том, что в окружном конкурсе «Театральный Олимп» литературно-музыкальная композиция учеников 11-го класса (ныне выпускников нашей гимназии) заняла первое место, ведь у нас учатся столько талантливых, ярких детей!
Все мы знаем, как загружены учебой наши дети. Поэтому среди воспитательных мероприятий всегда большой интерес вызывают те, которые сочетают в себе знания и ценностные установки. Это уже ставшие традиционными туристический слет, психологический лагерь, Масленица, День здоровья. Наши дети ездят по городам России – в Суздаль, Муром, Владимир, приглашают к себе учеников гимназии №38 города Тольятти и гимназии №2 Санкт-Петербурга, сами бывают в гостях в этих образовательных учреждениях, выполняют совместные исследовательские и социальные проектные работы со своими тольяттинскими и питерскими сверстниками. Одна из особенностей нашей воспитательной системы – стремление дать учащимся возможность проявить себя в разных видах социально одобряемой деятельности. Один из наших социальных проектов – благотворительная акция по оказанию помощи московской школе-интернату №8, где наши дети дают концерты, куда привозят подарки воспитанникам.
Большую работу наши учащиеся ведут в музее боевой славы
85-го гвардейского Двинского минометного полка. В этом году полку исполняется 65 лет с момента его формирования. Музейный сектор школьного самоуправления состоит из гимназистов разных классов. В прошлом учебном году они активно помогали готовить уроки Мужества, участвовали в обработке музейных материалов и воспоминаний ветеранов. По результатам работы были подготовлены проекты по истории Великой Отечественной войны.
Традиционно мы выпускаем свой гимназический календарь, в котором отмечаем наиболее важные для всех нас даты – числа родительских собраний, общешкольных мероприятий, украшением календаря стали фотографии наших дорогих гимназистов. Автор школьного календаря – ученица 11-го класса Мария Синяева.
Наша жизнь диктует очень жесткие условия существования, и выигрывает лишь тот, кто умеет самостоятельно добывать знания, работать, кто ценен как высококлассный специалист. Мы показываем нашим гимназистам, что честная работа всегда вознаграждается и заслуживает общественного признания. Так родилась гимназическая ассамблея – общешкольное мероприятие, на котором мы чествуем самых талантливых, самых креативных, самых ответственных и увлеченных исследовательской деятельностью, самых успевающих в учебе. Они получают грант гимназии, приз «Хрустальная сова», оригинальные символы ученических успехов, а также грамоты.
В нашей гимназии очень любят традиции, и многие из них возникли благодаря психологической службе. Ведь важно, чтобы каждый ребенок шел в школу с удовольствием и знал, что здесь его ждут друзья. Но друзья в нашей гимназии – это не только одноклассники, но и ученики старших и младших классов, педагоги, родители. И только все вместе мы сможем совершить множество открытий. Развить свои способности, научиться культуре общения – освоить искусство жить.
Ребенку, пришедшему в гимназию в 5-й класс, бывает сложно привыкнуть к новой обстановке, найти друзей. Для более комфортного вхождения в новый коллектив психологи гимназии проводят ставшую уже традиционной адаптационную игру, в подготовке и проведении которой принимает участие весь педагогический коллектив и старшеклассники.
В шестых-седьмых классах для детей все большее значение приобретает межличностное общение. Принимая участие в психологических мероприятиях, ребята учатся лучше понимать чувства и поступки других людей, развивают умение доверять друг другу и строить отношения в коллективе.
В восьмом классе перед подростками встает проблема личностного и профессионального самоопределения. В совместной работе с психологами, преподавателями, родителями ребенок учится принимать решения и быть самостоятельным в собственных поступках.
В психологической работе со старшеклассниками основной задачей становится развитие целостного представления о своей личности, о системе ценностей, формирование мировоззрения.
Все эти психологические задачи дети могут решать не только во время игр, акций, тренингов, мероприятий, проводимых психологической службой, но и знакомясь с самой наукой на уроках психологии. Наши ученики с успехом участвуют и одерживают победы на окружных, городских и всероссийских олимпиадах и конференциях по психологии. Это наилучшим образом развивает научное мышление учащихся и позволяет реализовать их личностный потенциал.
Одна из любимых традиций гимназии – выездные психологические мероприятия, когда дети, педагоги и родители имеют возможность пережить неповторимый опыт общения друг с другом в неформальной обстановке. Наша психологическая служба всегда готова к профессиональному сотрудничеству, трансляции собственного опыта и не собирается останавливаться на достигнутом.
Ни для кого не секрет, что современное образование во многом зависит от потребностей социума. Особенность демографической ситуации в округе – наличие значительного количества детей и подростков, приезжающих для обучения в округ из других округов Москвы, детей иностранных граждан. Состав населения окружающего района в последние годы быстро меняется, убывает количество коренных москвичей, увеличивается количество вновь приехавших в Москву жителей других регионов РФ. По роду деятельности это в основном представители среднего и крупного бизнеса, управленцы разного уровня. Такая ситуация не может не сказываться на уровне обученности детей, поступающих в гимназию.
Особое значение мы придаем взаимодействию с родительской общественностью, ведь родители – наши верные помощники, наши союзники и соучастники всего, что происходит в гимназии. Без их поддержки и помощи, без их внимания вряд ли бы мы достигли такого значительного результата.
Наши родители – это постоянно действующий родительский комитет, который принимает важнейшие решения, способствующие эффективному функционированию нашего образовательного учреждения. Наши родители – это помощники в организации традиционных мероприятий гимназии, всегда готовые сопровождать детей в поездках и на экскурсиях. Наши родители – это активные участники образовательного процесса, всегда готовые выступить в роли учителя и рассказать о своей работе, о своей профессии, о своем жизненном пути. Наши родители – это помощники в создании безопасной среды, формирующей здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса.
Существенное слагаемое нашего успеха – учителя, без которых не может быть ничего в школе. Учитель – творец, изобретатель, философ, актер, но и наставник, советчик, друг. А часто – и вторая мама.
Информация к сведению
Педагогическое кредо учителей гимназии:
Наши ученики – сейчас они с нами, но их души обитают в доме завтрашнего дня, куда мы не можем попасть за ними даже в наших мечтах. Мы можем стремиться быть похожими на них, но нельзя пытаться делать, чтобы они были похожими на нас, потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно. Учитель – это лук, из которого его ученики посланы вперед, в будущее. Мысли учителя всегда об ученике.
В самом начале нового XXI века мы думали о том, каким же должен быть выпускник гимназии. Ведь этот тип образовательного учреждения сочетает глубокие традиции российского классического образования и новые тенденции современного технократического времени. Наши размышления сформировались в модель выпускника гимназии №1529 в таком виде: выпускник гимназии №1529 готов постоянно учиться; способен принимать решения и отвечать за их результат; умеет планировать и осознавать смысл и значение своей деятельности; развивает и реализует свои способности и дарования во благо общества; имеет активную гражданскую позицию; умеет работать в коллективе; стремится стать конкурентоспособным; владеет культурой поведения; умеет управлять своими эмоциями.
Комментарии