search
main
0

Гимназия для “детей Арбата”

Гимназия для “детей Арбата”

Среди московских школ начала века заметно выделялась частная гимназия им. И. и А. Медведниковых, что в Староконюшенном переулке.

Учиться в ней было престижно, поскольку она славилась очень высоким уровнем преподавания и гуманной атмосферой школьной жизни. Неудивительно, что в гимназии охотно отдавали своих детей арбатская интеллигенция, московская профессура, чиновничество. Немало было и отпрысков богатейших купеческих фамилий, фабрикантов, осознавших цену хорошего образования.

Средства на постройку здания завещала купеческая семья Медведниковых, чье имя и носила затем гимназия. Здание было заложено в сентябре 1901 года и закончено в январе 1904 года. Архитектору-художнику И.Кузнецову удалось создать уникальное сооружение “в одной из самых тихих и наиболее чистых частей столицы, близ Арбата” с площадью земли при нем около 4000 кв.м. Постройка и оборудование гимназии по последнему слову педагогической мысли обошлись меценатам в 1 млн.рублей. Все материалы для сооружения здания доставлялись лучшими московскими фирмами, работы сдавались подрядчикам “по самому строгому выбору тех, которые прежней деятельностью заслужили хорошую известность своей добросовестностью”.

Под стать зданию были и основы, на которых строилась жизнь гимназии. Ее директор В.П.Недачин и педагоги стремились к тому, чтобы из их школы “выходили здоровые, дельные и просвещенные люди с ясными нравственными и научными идеалами, исполненные добра, правды, возвышенных чувств, благородных стремлений, понимающие цель жизни, как служение на благо другим”.

Преподавателями являлись лучшие московские учителя. Примерно 500 учеников обучали 20 педагогов, в подавляющем большинстве – мужчины. За 12 уроков в неделю они получали 900 рублей в год, значительную по тем временам сумму. “Годовое содержание” директора составляло 1200 рублей. Он и инспектор (завуч) обеспечивались также казенной квартирой и питанием на сумму 800 рублей в год. Для учителей же рядом с гимназией построили дом, где все они имели бесплатные квартиры.

Преподаватели были убеждены, что любовь к гимназии достигается сердечным обращением, тесной близостью с воспитуемыми, пониманием их желаний, запросов и интересов.

Другой основой жизни гимназии Медведниковых являлось самое тесное содружество семьи и школы, которые “старались всячески сблизиться и создать связанное одними интересами сообщество”.

Важным направлением деятельности педагогов была постоянная забота о здоровье детей, их физическом развитии. В гимназии организовывались горячие обеды, меню которых в разные дни недели состояло, например, из следующих блюд: тефтели по-гречески, горячая ветчина с горошком, свиная корейка, осетрина или белуга по-русски, судак “фри”, котлеты рисовые с грибным соусом, жареные пирожки с рисом и грибами, кулебяки с мясом и т.д. Все это обходилось родителям в 25 рублей в год, а стоимость обучения была 100 рублей, что составляло лишь десятую часть расходов на содержание гимназии. При этом около четверти учеников освобождалось от всех видов платы. Основные расходы покрывались за счет благотворительности. Так, например, великий русский певец Л.В.Собинов начиная с 1906 года устраивал в пользу гимназии ежегодные концерты, давшие в общей сложности 16 тысяч рублей. В благодарность была учреждена стипендия его имени.

В советское время в здании по Староконюшенному переулку тоже размещались учебные заведения. Сейчас это школа # 159.

Показательна и судьба бывшего директора Медведниковской гимназии В.П.Недачина. Оказавшись в эмиграции, он в Париже в начале двадцатых годов создает русскую классическую гимназию – лучшую в Европе. Ее преподавателями являлись только бывшие профессора Московского университета, умевшие пробудить в своих питомцах жажду знаний, пиетет перед наукой.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ

Берегите Мильграма, без него гораздо…

Берегите Мильграма, без него гораздо…

В палате мер и весов есть все: эталон времени, образец одного килограмма и грамма, но нет такой единицы, которой можно было бы измерить педагогический опыт. Как, скажем, оценить путь, пройденный Леонидом Исидоровичем Мильграмом? 36 лет он бессменно возглавляет 45-ю московскую школу!

Генерал и рядовой

Он приходит в школу раньше всех, в семь утра, и заветный час от семи до восьми, когда остальные только подтягиваются на работу, тратит на детальное продумывание предстоящего дня. Долгого дня… Потому что уходит директор обычно в восемь вечера. Правда, в последнее время коллеги, обеспокоенные здоровьем Шефа (прозвище Леонида Исидоровича), запрещают ему оставаться на службе после пяти. “Настоящий трудоголик, – говорят они. – Школа для него всегда была и будет на первом месте”.

Обычно у таких людей нет семьи: не каждая женщина потерпит отсутствие мужа в выходные, его задержки до полуночи. Но Леониду Исидоровичу повезло. Вот уже сорок лет Мирелла Оттовиановна добросовестно защищает его от критических нападок друзей, полностью ему доверяя. Да иначе, наверное, и быть не могло. Дочь итальянского сенатора, одного из лидеров коммунистической партии, образованная, умная, она обеспечила Мильграму тылы. Зная, что у тебя надежный семейный тыл, многое можно сделать.

Кроме того, будучи родственником сенатора, Леонид Исидорович получил беспрепятственное (и оплачиваемое апеннинским государством!) право постоянно гостить на родине жены. Эту возможность он использовал не только для того, чтобы наслаждаться красотами древнего Рима или Венеции, но изучал итальянскую школьную систему, искал в ней то, что можно было применить на практике в родной 45-й. Может быть, именно из Италии Мильграм привнес в свою школу знаменитый дух демократизма? Или из двух десятков других стран мира, которые ему посчастливилось посетить? Или с войны, которую старшина особого артиллерийского полка прошел от начала до конца, заслужив высокие награды, переняв дух товарищества, царивший среди солдат Великой Отечественной?

Так или иначе, это в традициях 45-й, когда генерал, то есть директор, советуется по многим проблемам с рядовыми – учениками. Беспокоится о комфортном пребывании их в школе, привлекает к обсуждению сложных педагогических проблем. За это его называют демократом. А также за то, что не боится дискуссий, несогласия с собственным мнением. Не каждый начальник любит критику, а Мильграм даже ее провоцирует. Вольности, которые может позволить в обсуждениях политики директора школьная газета “Поверх барьеров”, выпускаемая самими учениками, повергает в ужас многих управленцев. А ему все нипочем. Помогает чувство юмора. Леонид Исидорович предпочитает острить сам и ценит, когда над ним удачно подшучивают. За хорошую шутку, говорят, он даже платит символические суммы в рублях и иногда итальянскими лирами.

Принимая справедливые замечания на свой счет, Шеф тем не менее не переносит лоботрясов. Заметим, правда,что сейчас, при огромной нагрузке, в английской спецшколе очень трудно лоботрясничать. Для нерадивых учеников у Мильграма есть универсальный прием. Провинившегося он высматривает в коридоре, а затем приглашает к себе на беседу… вечером. Так что к концу дня “лоботряс”, уже весь полный переживаний, является в кабинет директора признавать свои ошибки. А тот, ничего осуждающего не говоря, просто просит написать его сочинение “Как я дошел до жизни такой”.

Впрочем, особых приемных часов у Леонида Исидоровича не предусмотрено. С утра до вечера его кабинет открыт, чем, кстати, пользуются выпускники школы. Приходят за советом, с просьбой. Может быть, именно так несколько его бывших учеников пришли да и остались в 45- й… учителями. А вообще за судьбами своих выпускников Мильграм следит ревностно, особенно интересуется кто куда поступил.

Завуч Галина Алексеевна Русакова рассказала, что однажды Леониду Исидоровичу из Израиля привезли настоящий кнут бедуина. Он тут же затребовал из столовой пряник. Вероятно, в попеременном использовании этих бессмертных предметов и есть секрет его успехов?

Учитель и менеджер

Мильграм обижается, когда о нем говорят как о менеджере. Для него это слово означает “завхоз”. “Самое главное, чем горжусь в жизни, – это то, что я был учителем”, – говорит Леонид Исидорович. Как о прекрасном преподавателе истории рассказывают о нем и коллеги, которые видели своего директора у классной доски. Выпускник МГУ, энциклопедист, он никогда не следовал тексту учебника, раздвигая перед ребятами на своих уроках рамки самого идеологизированного предмета, за что его, между прочим, часто ругали инспектора. К сожалению, сейчас Мильграм уже не практикует и полностью сосредоточился на другой, не менее любимой, стезе – директорской.

Менеджер он или нет – не важно, но на управленческом участке за тридцать шесть лет Леонид Исидорович, собственно, и сделал себе имя в столичном образовании. Как и имидж пробивного человека, который может если не все, то очень многое. Именно у него появились одни из первых в Москве классы с углубленным изучением английского языка, затем компьютеры. Своим обаянием ему удавалось очаровывать сначала секретарей райкомов и парткомов, теперь он использует этот свой природный дар на всевозможных спонсорах. Когда речь заходит о квартирах для учителей, необходимости постройки нового здания или теннисного корта для учеников, он готов унижаться, ходить, доказывать необходимость того или иного проекта. И постепенно от цели к цели их реализует. Но мало обаять начальство, надо еще и отстоять завоеванные позиции. Мильграм, выбивающий у власть имущих жилье для своего учителя, и Мильграм, который ссорится с ними же из-за интересов школы, против коньюнктуры, – это разные люди. Уверенность в правоте и силу ему, безусловно, придает коллектив, который он создавал по крупицам и которым бесконечно гордится. Вот пример из прошлого. Только стоило одному инспектору заметить: “Такого директора за ушко бы да на солнышко”, как весь педагогический коллектив тут же направился к тогдашнему начальнику московского образования Асееву отстаивать своего Шефа.

Память о себе как о принципиальном борце за права образования Мильграм оставил у многих московских педагогов и управленцев. А также у… строителей. Будучи депутатом Моссовета, председателем комиссии по образованию, он принимал новостройки, отремонтированные здания. Когда Леонид Исидорович приезжал проверять готовность школ, бракоделы дрожали.

Новатор и консерватор

Мильграм удивительно сочетает в себе пристрастие к инновациям, новаторству в педагогике и традиционный для нашей страны консерватизм директора школы. Он, например, остается приверженцем сохранения ученической формы. Другое дело, что форма в 45-й совсем не похожа на сине-коричневых монстров швейного производства, которых приходилось одевать на себя многим поколениям советских детей. Сами ученики выбрали для школьной одежды вишневый и серый цвета, модный покрой. Так что теперь подопечных Мильграма видно издалека, а на всякий случай, чтобы никто не перепутал, на их форме еще и эмблема школы – цифра “сорок пять”. Кстати, когда все спецшколы поменяли номера на четырехзначные, Леонид Исидорович свой отстоял. Сорок пять для него – это марка, фирменный знак. А для других – знак качества.

Под цифрой “45” скрывается сегодня уже не просто школа, а целый учебный комплекс – детский сад, прогимназия, гимназия, лицей. Еще не утихли споры о целесообразности такого эксперимента, как Мильграм уже думает о будущем. “С ним не соскучишься, обязательно что-нибудь придумает”, – говорят коллеги. Нужен был бассейн – добился, тренажерный зал – пожалуйста. Мечтал о школьном автобусе – долгожданный ПАЗик теперь перевозит детей на разные мероприятия, а летом – учителей с семьями доставляет на охоту за грибами. Кстати, о грибах. Был такой проект у Мильграма – в подвале под бассейном выращивать шампиньоны, но пока по неизвестным причинам он не реализовался, что, как вы догадываетесь, для Леонида Исидоровича редкое явление.

“Когда я пришел устраиваться на работу в 45-ю и впервые увидел Мильграма, – рассказывает еще один завуч Александр Захарович Бессмертных, – тот был в ультрамодных ботинках с острыми носами. Мне почему-то подумалось, что если директор не боится ходить в подобной обуви, то это мой директор”.

“Мой директор”, “мой учитель” с ударением на первом слове – так могут сказать о Леониде Исидоровиче очень многие. Он воспитал известных актеров Евгения Жарикова, Галину Польских, тележурналиста Артема Боровика, жену Александра Солженицына – Наталью, солиста группы “Ва-банк” Александра Скляра. Именно к нему отдал своих детей однажды советник американского посольства. В школу Леонида Мильграма.

Юбиляр и юбилей

Кресло директора 45-й школы сделано по особым чертежам, которые разработал сам хозяин. Нажимаешь в одном месте – выдвигается ящичек с расписанием, в другом – ежедневник. Мильграм так сросся с этим креслом, с самой школой, что, говоря о 45-й, мы неизбежно будем говорить о нем.

28 февраля выпускники, коллеги, друзья и поклонники будут отмечать 75-летие народного учителя СССР Леонида Исидоровича Мильграма. Как и в прежние юбилеи, его засыпят цветами и подарками, а по проходам актового зала школы невозможно будет протиснуться в толпе желающих поздравить своего любимца. Будет много юмора и музыки. А на стене лозунг, придуманный Александром Бессмертных, – “Берегите Мильграма, без него гораздо…”

Берегите Леонида Исидоровича, потому что он и есть один из тех, кто может сегодня служить мерилом педагогического опыта. Ничего не надо придумывать нового. Талант равен одному мильграму.

Сергей САФРОНОВ

“…И слышим мы в печальной тризне Дыханье светлых именин”

“…И слышим мы в печальной тризне Дыханье светлых именин”

10 февраля, в день смерти А.С.Пушкина, мы отправились на прогулку по местам детства поэта.

Мысленно вернемся в последний год восемнадцатого столетия. Москва. Немецкая слобода. Деревянные строения, мощеные мостовые. Дворянская жизнь – соседство пышности и порока. В конце мая, как сейчас выразились бы астрологи, под созвездием Близнецов – небесного знака поэтов и художников – родился еще один ребенок.

Перед тем как отправиться на прогулку к местам пушкинского детства, возьмем в руки прекрасный путеводитель – книгу “Солнце нашей поэзии”.

Где родился Пушкин? Один из авторов этой книги (заглянем в нее) искусствовед А.Сопровский, заменив нам экскурсовода, поясняет: “Современники были мало осведомлены об этом. В 1822 году (Пушкин в это время находился в Кишиневе, но слава его уже вовсю путешествовала по России) Николай Греч в редакторском предисловии к публикации пушкинских стихов указывал на Петербург как на место рождения поэта. В 50-е годы прошлого столетия “первый пушкинист” П.В. Анненков уже твердо знал, что Пушкин родился в Москве, но помещал дом Пушкиных “на Молчановке” (близ Арбата). Однако это не так. Из опубликованной позднее записи о крещении Пушкина следовало, что родился он в Немецкой слободе. То был один из лучших районов тогдашней Москвы. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился. До самого последнего времени исследователи полагали, что находился он на месте нынешнего дома #10 по улице Баумана (бывшая Немецкая). Теперь, однако, называют и другой адрес, неподалеку: по этим данным, дом Скворцова стоял на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка.

Близко расположена и Богоявленская церковь (ныне Патриарший Богоявленский собор. – В.Е.). Современный адрес ее: площадь Баумана (бывшая Елоховская), дом # 15. Сельцо Елох было впервые упомянуто в духовной грамоте великого князя Дмитрия Донского. В Елоховской церкви и крестили Пушкина (недавно в честь этого события с благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на церкви появилась мемориальная доска – В.Е.)

Задолго до октября 1917 года “в Москве было традицией почитание пушкинских мест. В начале нашего века в старом доме на Елоховской площади была открыта бесплатная городская библиотека-читальня имени Пушкина. В 1914 году перед ней на площади был образован Пушкинский сквер. Неподалеку находится московская школа # 353, отмеченная мемориальной доской и носящая имя Пушкина”.

Кстати сказать, можно продолжить прогулку и подумать об утраченных традициях. Ведь неподалеку от Богоявленской церкви каким-то чудом уцелел одноэтажный деревянный дом дяди поэта Василия Львовича Пушкина, известного в 20-е годы литератора, прославившегося своей сатирической поэмой “Опасный сосед”. В этом доме бывали И.Дмитриев, Н.Карамзин, В.Жуковский и другие знаменитые писатели. Естественно, навещал дядю и Александр. Современники свидетельствуют, что взрослые никогда не удаляли его от своих собраний, на которых главным образом говорили о литературе, читали стихи, играли на гитаре, слушали серьезную музыку. В этом бы доме музей открыть, да, видно, энтузиазма не хватает по нынешним временам. Представьте себе: музей детства А.С.Пушкина! Но увы, сейчас в доме Василия Львовича Пушкина – какая-то контора. Сотрудники ее, может быть, и не знают, где поселились. А если бы и знали, толку-то что?

Согласитесь, что в таких пешеходных прогулках есть преимущества по сравнению с автобусными экскурсиями. Какие преимущества? Назову одно, пожалуй, самое главное – есть возможность самим приблизиться к миру искусства, к тому же Пушкину. Без помощи экскурсовода, перегруженного или недогруженного знанием предмета и…ваших сердец, друзья.

Валерий ЕРМОЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте