search
main
0

Героика и страстная мечта

Музыка дает нам свет и дарит надежду

19 января московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова открыл VIII Крещенский фестиваль, который является традиционным украшением столичной афиши в январе каждого года. Отдохнув после новогодних праздников, детских представлений, балета «Щелкунчик», зрители вновь готовы отправиться в музыкальные путешествия по оперным, симфоническим и хоровым просторам.

В программе фестиваля классические спектакли театра в оригинальных авторских редакциях маэстро Колобова, концертные программы, премьерные исполнения. Фестиваль посвящен Евгению Колобову, его двум любимым музыкальным направлениям – русскому и итальянскому репертуару.

В преддверии фестиваля главный дирижер театра Александр Самоилэ отметил:
– Открытие Крещенского фестиваля состоится в день рождения Евгения Колобова. «Реквием» Верди – одно из любимых произведений Евгения Владимировича, которым он абсолютно гениально дирижировал. Верди говорил про «Реквием», что написал еще одну оперу, но это только с точки зрения музыкального изложения. Существенная разница заключается в том, что если в большинстве опер Верди обращается к Богу только в конце, после всех земных страстей жизни – любви, ревности, ненависти и даже убийств, то здесь с первой до последней ноты вся музыка пронизана разговором с Богом, причем на очень разные темы. В конце у Верди очень сильное философское заключение «Libera me, Domine…» («Избавь меня, Господи, от вечной смерти…») – просьба и мольба. В самом конце, когда уже нет сил, Верди дает свет и надежду! Это невероятно и неожиданно, я каждый раз вздрагиваю. Мне кажется, что в этот день через музыку можно установить особую связь, передать свои чувства по отношению к гениальному дирижеру, основателю Новой Оперы.

– Крещенский фестиваль, – рассказывает Александр Григорьевич, – построен так, что основные произведения в его программе связаны с творческой жизнью Евгения Владимировича. Опера «Пират» Беллини – это был взрыв в Москве, когда Колобов поставил ее в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, было невероятно и необыкновенно, настоящее потрясение. Я всегда чувствовал, что у Колобова две страсти – любовь к русской и итальянской музыке. В отношении русской оперы понятно – он русский человек, но, когда Колобов дирижировал итальянскую музыку, было полное ощущение, что дирижирует итальянец. Его ощущение стиля и аутентизма этой музыки поражало не только меня, но и итальянцев.

– Спектакль «Евгений Онегин» в свое время потряс Москву, – вспоминает Самоилэ, – и до сих пор пользуется большой любовью у зрителей. А «Сила судьбы» Верди вообще стоит особняком. В 1979 году Евгений Владимирович поставил ее в Свердловске, я помню этот момент. На итальянском языке, ноты ему доставали из театра «Ла Скала». Когда он привез эту постановку в Москву, то утром проснулся знаменитым, весь мир узнал, что родился гениальный дирижер Евгений Колобов! «Сила судьбы» – опера необычная, итальянцы нередко боятся даже произносить ее название, те, кто суеверен. В самом начале спектакля любимый мужчина Леоноры убивает ее отца, и тот, умирая, проклинает дочь, на этом проклятии строится весь сюжет. В моей судьбе это произведение сыграло положительную роль, считаю, что, поставив этот спектакль, я и стал оперным дирижером.

И добавляет:
– У Колобова был особый дар – творца и созидателя. Он слишком рано ушел, и эта мысль не дает мне покоя. Мы отмечаем 75 лет со дня его рождения, а Евгения Владимировича нет с нами с 2003 года, уже 18 лет. Я узнал о его кончине в день премьеры «Набукко» Верди в Эфесе и после не знал, как смогу дирижировать, как мне собраться. Я был потрясен, это было очень неожиданно. Но он оставил свой яркий след в истории музыки и музыкального театра, как оставляют его гении. Я надеюсь, что эти Крещенские вечера в Новой Опере, думая о Евгении Владимировиче Колобове, мы словно вновь проживем вместе с ним, с его любимыми произведениями, в театре, который он создал.

Специально в день рождения маэстро Евгения Колобова был исполнен «Реквием» Джузеппе Верди. Великий дирижер испытывал особую любовь к этому сочинению, оно неоднократно включалось в программы Крещенского фестиваля. Впервые он обратился к «Реквиему» Верди в 1999 году. А в 2001 году во время знаменитого майского концерта был записан CD с проникновенной колобовской трактовкой.

В последующие годы в Новой Опере вердиевский «Реквием» звучал под управлением Эри Класа, Гинтараса Ринкявичюса, Отто Тауска, Яна Латама-Кенига, Сергея Лысенко. В 2021 году свою версию представил Александр Самоилэ.

«Реквием» – выдающееся произведение Джузеппе Верди, написанное не для оперного театра, но при этом глубоко с ним связанное.

На рубеже 1860‑1870‑х годов Верди испытал немало личного горя: умерли один за другим его отец Карло Верди, покровитель и тесть Антонио Барецци, близкий друг и сотрудник-либреттист Франческо Мария Пиаве. Смерть Россини в 1868 году и писателя Мандзони в 1873 году завершает скорбный список.

Под впечатлением кончины близких друзей Верди создает «Реквием» для четырех солистов, хора и оркестра. Отказавшись от первоначально задуманных традиционных 12 частей, Верди разделил текст католической заупокойной мессы на 7 частей. Мировая премьера состоялась 22 мая 1874 года в Милане в соборе Сан-Марко под управлением Верди, а 3 дня спустя – в театре «Ла Скала», и прошла с огромным успехом.

«Реквием» очень близок по стилю поздним операм Верди, прежде всего создававшейся одновременно с ним «Аиде», полной мужества и героизма. Особенно это относится к многочисленным ариозо и ансамблям: дуэтам, терцетам, квартетам. Большой по составу оркестр и хор отчасти аккомпанируют певцам, но в большей степени рисуют картины Страшного суда или воплощают задушевные народные напевы.

В музыке «Реквиема» чувствуются мужественная героика, гневный протест, глубокое страдание, просветленный лиризм и страстная мечта о несбыточном счастье.

В нынешнем исполнении «Реквиема» Верди приняли участие Зарина Абаева (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Евгений Ставинский (бас), а также оркестр и хор театра «Новая Опера» под управлением Александра Самоилэ.
Во времена Верди разносторонний музыкант Ганс фон Бюлов не случайно назвал это сочинение оперой в церковных рясах. Финал «Реквиема» дает нам свет и надежду на спасение, а сами музыканты создают музыку, которую любил и которой был всем сердцем предан Евгений Колобов.

Дмитрий ПАРНОВ, Даниил КОЧЕТКОВ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте