search
main
0

Героическая выдержка

Народа, фотовоенкора и режиссера

Накануне 78‑й годовщины со Дня Победы в Галерее классической фотографии представили две выставки: «Ржевский рубеж» и «Памяти неизвестного киномеханика». Обе визуализация Великой Отечественной войны посредством фотохроники, советского, европейского кинематографа. Трагедия, боль и радость Победы. Две выставки – не только запечатленные время, мастерство, но и общая культурная память.

Фотография Олега КНОРРИНГА
Фото предоставлено пресс-службой Галереи классической фотографии

Десятки фотографов работали на фронтах и в газетах времен Великой Отечественной войны. Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Иван Шагин, Макс Альперт, Борис и Ольга Игнатович. Мы, потомки победителей, смотрим на черно-белые снимки глазами фотокорреспондентов, хронику Великой Отечественной – все события – от «дорог отступлений, горечи первых поражений», как писал Александр Гитович, до форсирования Днепра, освобождения Ржева и победного мая 1945‑го в Берлине, Вене, Будапеште, Праге.

Ольга Игнатович (1905-1984) – фотограф, сестра Бориса Игнатовича, военный фотокорреспондент газеты «Боевое знамя» 30‑й армии Калининского фронта, газеты «За честь Родины» 1‑го Украинского фронта. Советский фотограф снимала освобожденный Майданек июля 1944 года и Освенцим (Аушвиц) января 1945‑го, позже ее работы стали документальным свидетельством на Нюрнбергском процессе.

Ржев – отдельная страница ее фотолетописи. Ожесточенная битва, запечатленная навеки в стихах Александра Твардовского. На фотоснимках Ольги Игнатович пехотинцы, солдаты, летчики, гражданское население – все герои освобожденного Ржева и налаживания мирной жизни. Военная фотография, пусть и во многом постановочная, все равно передает и хранит память о тех днях и ночах, когда народ сражался и верил в победу. На нас смотрят разрушенные города, деревни, села, которые еще не один год будут восстанавливать.

В работах же Олега Кнорринга (1907-1967) – корреспондента «Красной звезды» – мы видим знаменитых полярных летчиков Михаила Громова, Андрея Борисовича Юмашева и Георгия Байдукова, каждый из них внес свою лепту в победу на Ржевском рубеже. Пробитые немецкие каски на русской земле, нехитрый солдатский быт – это тоже Олег Кнорринг. Центром притяжения всей экспозиции стала икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» первой четверти XVIII века из той самой старообрядческой церкви… Перед отступлением немцы согнали туда 248 человек, а храм заминировали. Однако бомба не сработала, и люди были спасены передовыми группами разведчиков. Перед иконой свеча в память о погибших.

Мы, потомки победителей, смотрим из настоящего в прошлое глазами великих режиссеров и актеров Сергея Бондарчука, Леонида Быкова, Элема Климова, Владимира Мотыля, Татьяны Самойловой, Станислава Ростоцкого. Глазами киноафиш «Корпуса генерала Шубникова», «Отца солдата», «Торпедоносцев». Знаем о Великой Отечественной войне, потому что наша память передается сквозь поколения – письмами, воспоминаниями, фотографиями. Мы знаем о ней, потому что написаны великие стихи, поставлены легендарные спектакли и снято великое кино. Фильмы шли не только в кинотеатрах и на телевидении, их показывал киномеханик в сельском клубе, и люди смотрели «Ленинградскую симфонию», «Балтийское небо», «Восхождение», «Подсолнухи». Эти фильмы снимали победители и дети победителей, знавшие о войне не понаслышке. А если режиссеры не участвовали в войне, то относились к таковой теме крайне профессионально, бережно, с огромным интересом и вниманием к истории и деталям. Так, режиссер Семен Аранович (1934-1996) был не только режиссером, но и штурманом, не один год проработавшим в транспортной авиации ВВС Северного флота в Заполярье, знал, о ком и что снимать в «Торпедоносцах».

Много было великих фильмов: их смотрели на Катуни и в маленьких деревнях Тверской области, Сибири и Урала, на Волге, Каме, Дальнем Востоке. Смотрели и стар и млад, и интеллигент, и рабочий. Те, кто видел подобные фильмы, видели и другое кино: «Загон» Армана Гатти (Франция – Югославия, 1961), «Они шли на Восток» Джузеппе де Сантиса и Дмитрия Васильева (СССР – Италия, 1964), «Строго по приказу» Витольда Ожеховского (Польша, 1980), «Танковая бригада» Иво Томана (Чехословакия, 1955). Киноафиши данных фильмов представлены на выставке, и это тоже память о войне. Не сказать, что сейчас их часто показывают по телевидению – многие из нас и не знают, что такое кино было, а оно было! Как и были совместные киноработы советских, русских режиссеров и их коллег из Италии, Польши, Венгрии. Как и была «Альба Регия» – венгерский художественный фильм 1961 года Михая Семеша, где в главной роли снялась Татьяна Самойлова. Картина же «Загон» Армана Гатти – французского кинорежиссера, участника Сопротивления Второй мировой войны – получила Серебряную премию на ММКФ-1961 (председателем жюри в тот год был Сергей Юткевич).

Нет уже киномехаников, которые крутили кино в наших сельских клубах, нет уже во многом и зрителей, что смотрели те фильмы, нет тех деревень и сел. Но фильмы остались – великие гуманистические киноленты, снятые на «Мосфильме» и «Ленфильме», республиканских киностудиях СССР, в странах Восточной и Западной Европы. Быть может, сейчас самое время их посмотреть или пересмотреть, прийти на выставку и подумать о памяти и тех днях и годах, что связывали всех. «Я хотел показать, как много теряет мир, когда погибает один добрый человек. Сознание ценности человеческой жизни владело мной, когда я работал над этим фильмом», – говорил советский и российский кинорежиссер Григорий Чухрай о работе над фильмом «Баллада о солдате». Это нужно живым.

 

Справка

Организаторы и партнеры выставок: Галерея классической фотографии, творческое объединение «Родня», Фонд культурно-исторических инициатив, творческое объединение «Парсуна». Автор идеи и куратор – Константин Бенедиктов, консультант Артем Савинов. Фотовыставка продлится до 30 июня 2023 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте