search
main
0

Герои… за гроши

Тяжелый труд педагогов так и не оценен по достоинству

Встретив на днях у себя во дворе двух знакомых учителей, я спросила, почему они такие мрачные. Может быть, устали от экзаменов? В ответ они показали мне объявление прямо у входа в подъезд: «Срочно требуется уборщица в офис, зарплата от 30000». И пояснили, что предлагаемая сумма примерно соответствует тому, что они получают за двойную нагрузку.

Согласно новостям Министерство просвещения опять собирается пересмотреть ныне существующую и до 2025 года ввести новую систему оплаты труда (НСОТ). А ведь мы это уже проходили в совсем недавнем прошлом. Внедрение НСОТ для меня лично стало одной из причин ухода из школы. Объясняя суть реформы своим престарелым родственникам, я тогда указала на самую существенную перемену: вместо четких ставок и надбавок возникло понятие «зарплатный фонд», который поступал в ведение дирекции. Мои старички отреагировали однозначно: «Это же система «кого люблю, того дарю»!»

Что изменилось за прошедшие годы, почему опять обсуждается необходимость нового подхода? Читаем в Яндексе, что происходит сейчас: «Оклад 76% учителей в России находится на уровне ниже МРОТ, следует из презентации Минпросвещения, представленной на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре».

Действительно, оклады учителей, то есть квалифицированных работников с высшим образованием, практически уравнялись с окладами гардеробщицы и уборщицы. Впрочем, если посмотреть на заработную плату педагога без учета дополнительных выплат, она оказывается даже ниже. По данным сайта ГородРабот.ру, средняя зарплата педагога в Новосибирске за 2022 год 23044 рубля. За месяц заработная плата изменилась на 0,1% – с 23031 до 23044 рублей. А чаще всего в вакансиях встречается зарплата 25000 рублей. Однако согласно постановлению мэрии города Новосибирска начальная зарплата работника образования 7000 рублей, а при наличии стажа и первой или высшей категории она составляет 10-12 тысяч.

Откуда берется куда более высокая средняя цифра? Большинство учителей имеют не одну, а несколько нагрузок. Иногда, если хватает сил, например, ведут один класс в первую смену, еще один – во вторую. Учитываются разовые доплаты, например, за победу ученика на олимпиаде или участие в конференции. Весь фонд делится на количество сотрудников, где директор и завуч могут получать около 100 тысяч рублей, а учитель – 10-20 тысяч. Средняя цифра получается в таком случае вполне приличной.

По-прежнему самые высокие зарплаты в Москве, там средняя сумма доходит до 100 тысяч и выше.

Педагоги в Новосибирской области вынуждены брать дополнительные ставки. Образование, проблемы школы – постоянная тема местных новостных сайтов. Новосибирские общественники обращаются к главе региона, к мэрии с предложением проверить, как реально обстоят дела. По их мнению, ставка учителя должна соответствовать средней зарплате по региону: «Учитель в Новосибирской области должен получать на 1 (одну) ставку не меньше средней по региону, а мы это уже знаем, это 39 тысяч. По факту простой учитель энской школы такую зарплату может получить только при нагрузке в 1,5 ставки, при минимум 30 часах в неделю и доплате за классное руководство в 5000, тогда на руки учитель получит около 40000».

Неудивительно, что практически все педагоги набирают дополнительную нагрузку. Ведут по 30-40 часов в неделю при норме 18-20, плюс репетиторство или вторая работа. Во время пандемии, не получая достойной оплаты за дистанционные уроки, проводили так называемую телеметрию, а именно проверяли на входе в школу температуру у детей. Ведут вечером кружки. Никто не отменяет внеклас­сную работу, родительские собрания, школьные праздники и нештатные ситуации. В последние годы в связи с увлечением инклюзией некоторые учителя прошли краткие курсы подготовки к работе с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии. Честно говоря, не представляю, как можно обучиться такой сложной деятельности за несколько месяцев. Я много раз общалась с педагогами из коррекционных школ. По моему мнению, это подвижники, которым надо платить оклады на уровне министра. Все они обучаются в педвузах не месяцы, а годы. Работают с небольшими группами детей. Однозначно считают, что детям с отклонениями умственного развития лучше находиться среди себе подобных, в комфортной обстановке.

Мои коллеги рассказывают, как реально обстоит дело. Если ребенок, например, находится в инвалидном кресле, но в умственном плане с ним или с ней все в порядке, проблем практически нет: «У нее (у него) такой прекрасный характер, старшеклассники помогают, готовы на руках носить!» Но, если имеются психические, умственные отклонения, ситуация кардинально меняется. Такой ребенок может внезапно закричать, бегать по классу или упасть на пол и начать громко выть, может напасть на других детей. При нем должен постоянно находиться еще один взрослый. Да, его родители принесли справку о том, что ему полезно находиться среди нормальных детей. Но, как справедливо отмечают родители, у их детей нет справки о том, что им это тоже полезно.

Ученики начальной школы не являются специалистами-психологами. Представим себе: в классе 25-30 детей, один учитель. Педагог должен разрабатывать отдельную программу, учебный план, постоянно контролировать поведение ребенка в ущерб остальным. Не уверена, что доплата за инклюзив компенсирует постоянный стресс.

Помню пример из своего детства. У нас во дворе были две семьи, чьи дети имели психические отклонения. Одна мать постоянно выводила своего крупного сына на детскую площадку, он сразу начинал буйствовать, и мы в ужасе разбегались. Вторые родители уводили своего сына гулять в лес, обращались с ним тихо и спокойно. Я видела его часто, потому что он был братом моей школьной подруги. И мои родители, и ее родители осторожно объясняли нам, почему он такой, и никогда не оставляли нас без присмотра в его присутствии.

Списки стимулирующих (за квалификационную категорию, ученую степень, стаж работы и т. д.) и компенсационных (за классное руководство, проверку письменных работ, работу с обучающимися на дому и т. д.) выплат уже разработаны и обсуждаются в министерстве.

На пресс-конференции Владимира Путина был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов. Учитель – герой нашего времени, который должен получить сполна общественное внимание, понимание, достойную зарплату и заботу.

Будем надеяться, что на сей раз желание сделать как лучше осуществится.

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте