Приступая к преподаванию истории России XX века, представленной на страницах учебника, созданного учеными-историками А.Ф.Киселевым и В.П.Поповым и адресованного учащимся выпускного класса, необходимо первоначально определить важнейшие задачи, которые предстоит поставить, а затем и решить педагогам. Книга Г.М.Плоткина «История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень: методическое пособие к учебнику А.Ф.Киселева» содержит поурочное планирование курса и рекомендации для учителя, включающие в себя образовательные задачи уроков, планы изучения нового материала, раскрывает формы и методы работы преподавателя и учащихся.
Начиная изучение темы «Великая Отечественная война», целесообразно подчеркнуть, что для значительной части западной историографии характерно изображение войны как столкновения двух жестоких и кровавых тоталитарных режимов, в равной степени ответственных за развязывание Второй мировой войны. При этом обращается внимание на определяющую роль помощи, оказанной СССР США и Великобританией, для достижения победы над фашизмом.
Советская историография исходила из того, что это была война народная и священная, в которой народ защищал не только свою Родину, но и социалистические ценности и коммунистические идеалы. Многочисленные жертвы в ходе войны были оправданны и не напрасны.
В период перестройки появился ряд работ, в которых в разной мере нашла отражение точка зрения, преобладающая в западной историографии. Однако, как бы то ни было, историческим фактом является то, как уже указывалось ранее, что война началась 22 июня 1941 г. с нападения фашистской Германии на СССР и в ходе великого противостояния были сорваны бредовые планы установления господства «арийской расы». Целесообразно также подвести учащихся к осознанию того, что поражение в войне не оставляло ни в коей мере народам СССР надежд на лучшую жизнь при другом режиме, установленном с санкции германских властей. Со стороны Германии это была война на уничтожение как самого СССР, так и значительной (быть может, большей) части его населения.
Раскрывая историческое значение победы, прежде всего следует подчеркнуть ее морально-психологический аспект, что имело непреходящее значение для формирования уверенности народа в целом в будущем исходе войны. Необходимо также отметить:
– окончательный срыв блицкрига – плана молниеносной войны;
– крушение мифа о непобедимости немецкой армии;
– усиление внутренних противоречий между Германией и ее союзниками;
– импульс, приданный антифашистской борьбе в оккупированных странах Европы;
– дальнейшее укрепление антифашистской коалиции.
Урок 27.
ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Материал урока соответствует пунктам 2 и 4 §19.
Учащимся предлагается рассмотреть проблемы источников, значения и последствий победы СССР в Великой Отечественной войне.
Образовательные задачи урока:
– выяснить источники победы советского народа в Великой Отечественной войне;
– подвести учащихся к осознанию значения победы и ее цены;
– раскрыть последствия войны и ее влияние на развитие нашей страны и мира.
Примерный план изучения нового материала
1. Предпосылки победы СССР в Великой Отечественной войне.
2. Историческое значение победы советского народа в войне.
3. Цена Великой Победы.
4. Последствия войны.
Начиная урок, можно предложить ребятам поразмыслить над следующей проблемой: как представляли и представляют себе главные предпосылки победы СССР в Великой Отечественной войне люди разных поколений – граждане нашей страны:
– 40-х гг. XX в.;
– 70-х гг. XX в.;
– первого десятилетия XXI в.
Используя возможность предварительной подготовки дома, включая выяснение мнений представителей старшего поколения, учащиеся могут прийти к выводу, что людям 40-х гг. определяющими факторами представлялись:
– мудрое руководство действиями Вооруженных сил и народа в целом Верховного главнокомандующего И.В.Сталина;
– руководящая и направляющая роль коммунистической партии, вдохновлявшей и поднимавшей народ на борьбу с врагом.
Для людей 70-х гг. важнейшей оставалась руководящая роль коммунистической партии в сочетании с преимуществами социалистического общественного строя. В то же время все более ясным становилось осознание значимости мужества и стойкости нашего народа, проявленных им в противостоянии захватчикам.
Чем больше отдаляется от нас Великая Победа, освобождаясь от идеологических напластований и становясь достоянием истории, тем более ясным становится понимание того, что героизм и самоотверженность советских людей явились основным фактором победы. Можно рассказать ребятам о том, как в середине 60-х гг. маршал Жуков, находившийся длительное время в негласной опале, появился в президиуме одного из торжественных заседаний, посвященных победе над фашизмом. И тут произошло неожиданное, не свойственное тому времени: люди, почувствовав себя не «массовкой», не винтиками, встали в едином порыве. В зале раздались крики: «Слава творцу Победы!» Можно предложить учащимся подумать, что произошло дальше…
Жуков нахмурился, подошел к микрофону и, глядя прямо в зал, сказал: «Творцом Победы был советский народ. Прошу это помнить». Человек, железной рукой посылавший на смерть десятки тысяч людей, лучше других знавший о собственных достижениях и просчетах, отдавая должное подвигу народа, предпослал своим «Воспоминаниям и размышлениям» короткую строчку: «Советскому солдату посвящаю».
Совместно с ребятами нужно отметить важнейшие источники победы в Великой Отечественной войне.
1) Это была победа народного патриотизма, любви к своему Отечеству, воспринявшая многовековые традиции сопротивления захватчикам.
Не вызывает сомнения, что это была борьба во имя спасения Отчизны, а не тех, кто прикрывался интересами народа и паразитировал на них.
В этой войне плечом к плечу с мужчинами сражались женщины, вставшие на защиту своей Родины. Более 150 тыс. из них за мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, были награждены орденами и медалями. Ребятам стоит всмотреться в лица женщин-победительниц, прошедших сквозь кровь и грязь войны (иллюстрация на с. 152), узнать о командире женского авиационного полка Марине Расковой, снайпере Людмиле Павличенко, механике-водителе Марии Октябрьской, на личные сбережения которой был построен танк «Боевая подруга», в составе экипажа которого она сражалась с гитлеровцами – за себя и своего мужа, полкового комиссара Илью Октябрьского, погибшего в начале войны…
2) Мы победили благодаря сплоченности нашего народа, его единению в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Могло показаться, что осуществлявшееся в 30-е гг. с ведома или по указанию Сталина не могло не разъединить народ. Однако то, как он поднялся на «смертный бой», как раз свидетельствовало об обратном. В новой исторической ситуации даже убежденным противникам Сталина становилось ясно, что речь в первую очередь идет не о его нахождении у власти, а о самом существовании нашего государства. Победа фашизма означала бы не только крах сталинского режима (любопытно, что Гитлер как-то, видимо в шутку, высказался в том плане, что когда он разобьет Россию, то оставит у власти Сталина, поскольку тот знает, как обращаться с русским народом), но и уничтожение советской страны, России.
Не оправдались расчеты гитлеровского руководства на обострение противоречий, крупные межнациональные конфликты в СССР в ходе войны. Обращая внимание школьников на национальный состав воинов, удостоенных высшей награды Родины – звания Героя Советского Союза (с. 173), надо, чтобы ребята представляли как разницу в количестве населения, так и зачастую сложность процесса прохождения и утверждения наградных материалов, вследствие чего далеко не все подлинные герои обрели награды, соразмерные их подвигу (как, например, командир легендарной подводной лодки А.Маринеско, удостоенный звания Героя Советского Союза посмертно, через 45 лет после победы).
3) Значительную роль в победе над врагом сыграли труженики тыла. Раскрывая данный фактор победы, необходимо акцентировать внимание учащихся на осуществлении грандиозной задачи эвакуации на восток крупных промышленных предприятий, обеспечении в кратчайший срок перевода экономики страны на военные рельсы, раскрыть выдающийся вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков ученых, изобретателей, деятелей литературы и искусства, работников средств массовой информации (§21 учебника). Следует отдать должное мужеству и самоотверженности тружеников тыла, без которых было бы невозможно достижение победы.
4) Огромная территория, бескрайние просторы страны явились одним из факторов, затруднявших осуществление агрессивных планов гитлеровского руководства, в значительной степени авантюристичных. На территории, занятой немецко-фашистскими войсками, развернулось массовое партизанское движение, нанесшее ощутимый урон захватчикам. Думается, учащиеся должны знать имена командиров крупнейших партизанских соединений – С.Ковпака, М.Наумова, А.Сабурова, А.Федорова, героев-партизан и подпольщиков Т.Бумажкова, командира одного из первых партизанских отрядов, возникших в Белоруссии, К.Заслонова, действовавшего на железнодорожном узле станции Орша, Е.Мазаник, уничтожившей палача белорусского народа В.Кубе, легендарного разведчика Н.Кузнецова, Анны Морозовой, возглавлявшей диверсионную группу в поселке Сеща Брянской области, уничтожавшую самолеты противника, наиболее активных членов организации «Молодая гвардия» в г. Краснодоне, известные когда-то большинству молодых людей имена Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Чекалина.
5) В ходе войны Красная армия, оправившись от первых военных неудач, приобрела опыт боевых действий, научилась побеждать противника; выдвинулась большая группа выдающихся полководцев, сыгравших важную роль в обеспечении победы.
Можно предложить учащимся подготовить сообщения об одном из командующих фронтами (с. 154) на заключительном этапе Великой Отечественной войны.
6) В составе антигитлеровской коалиции в ходе военных действий против гитлеровских войск и вооруженных сил их союзников в Западной и Центральной Европе, Азии и Африке сражались армии США и Великобритании, части, руководимые комитетом «Свободная Франция». Советскому Союзу была оказана значительная материальная помощь, прежде всего поставками вооружений. Следует обратить внимание учащихся на то, что процесс создания антигитлеровской коалиции и достижения единства действий ее участников оказался весьма непростым (§20 учебника). Тем не менее в руководстве крупнейших западных держав возобладала не точка зрения сенатора Г.Трумэна, считавшего сталинский и гитлеровский режимы равнозначными с точки зрения национальной безопасности США и призвавшего помогать той стороне, которая будет терпеть поражение, а позиция более дальновидных и прагматичных деятелей. Уже вечером 22 июня 1941 г. в своем выступлении по радио премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: «За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Опасность, угрожающая России, – это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, – это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара».
На Восточном фронте вместе с частями Красной армии сражались польские и чехословацкие части, летчики авиаполка «Нормандия-Неман», а на заключительном этапе войны – болгарские, венгерские и румынские соединения. Свой вклад в ослабление агрессоров внесло движение Сопротивления оккупированных гитлеровцами стран Европы, а также немецкие антифашисты.
Рассматривая значение победы, одержанной советским народом, необходимо подвести учащихся к осознанию того, что она по праву является Великой Победой. Анализируя итоги войны, нельзя не видеть, что:
– победа над гитлеровской Германией явилась беспримерным подвигом советского народа, отстоявшего независимость своей Родины и внесшего наибольший вклад в разгром фашизма;
– были разбиты вооруженные силы агрессивных государств, представлявшие наибольшую угрозу для мировой цивилизации;
– от фашистского господства были освобождены народы многих стран Европы и Азии, в том числе и немецкий народ.
Комментарии