search
main
0

Геометрия горизонта. Исследовательская деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности как интегратор предметного обучения

В свете ФГОС ООО формированию проектно-исследовательских умений уделяется особое внимание. В соответствии с деятельным подходом (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.) усвоение знания должно осуществляться не путем передачи информации о нем учащимся, а в процессе их собственной активности. Но как стимулировать учащихся к взаимному сотрудничеству? Глядя на удивленно-восторженные лица своих учеников, я поняла, что двигателем учения, особенно на уроках математики, является удивление. Именно оно влечет и манит, ведет детей к полету мысли и фантазии, к открытию и озарению. Не сухой расчет, не вереница огромных цифр, не вызубренные правила и теоремы, а удивительные открытия – вот что нужно для озарения. В математике эти открытия можно осуществлять благодаря исследовательской деятельности. Исследование – это один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения и воспитания.

Исследовательской деятельностью может заниматься любой учащийся. Самая главная проблема – выбрать тему исследования, чтобы она «зацепила» ученика.И в этом помогут:1. Уроки с элементами исследования. Это предложение заняться научной деятельностью. На уроке-исследовании учащиеся учатся определенным способам действий, необходимым для проведения учебного исследования. Учащимся предлагается проблема, исследуя которую они понимают практическую значимость изучаемой темы.К таким урокам идет очень большая подготовительная работа учителя. Проводятся они нечасто – один-два во время изучения всей темы. Предлагаю примеры тем для таких уроков:    «Применение подобия в современном мире», 8‑й класс, где можно выйти на глобальное применение математики-фракталы. Учащиеся делятся на группы и прямо на уроке находят информацию и выступают по темам подобия в искусстве, оптике, химии, художественной литературе, природе.    «С математикой в путь» – это обобщение материала за курс 9‑го класса. Учащимся предлагается задача: «На семейном совете семья Ивановых, состоящая из четырех человек (два взрослых и два ребенка), решила отправиться в июле на отдых в Сочи. Была выделена сумма в размере 90000 рублей. Требуется выбрать оптимальный вид транспорта и составить экскурсионную программу для путешествия». Благодаря поиску нужной информации учащиеся изучают карту, таблицы, решают исследовательские задания.Чаще всего учащимся уже предлагается готовая гипотеза, а в ходе исследования они ее доказывают или опровергают. Работа ведется как индивидуально, так и в группах. Результатом таких уроков практически всегда являются выступления учащихся с аргументацией своих выводов.2. Исследовательские и проектные работы учащихся практико-ориентированной направленности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Примеры тем для исследовательских работ: «Математические задачи в художественных произведениях», «Создание справочника по математике для 5‑6‑х классов», «Провинциальная Вятка на уроках математики (взгляд в прошлое нашего города как шаг в будущее в изучении математики)», «Походная геометрия», «Геометрия горизонта», «Создание заданий для развития пространственного мышления», «Что нам стоит дом построить?», «Благоустройство Вятской набережной в г. Кирово-Чепецке», «Математика – это просто и интересно!».Учебно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное и полезное в данный момент для него самостоятельно, максимально используя свои возможности, это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач, когда результат этой деятельности интересен и значим для самих исследователей.Учебно-исследовательская деятельность, с точки зрения учителя, – это дидактическое средство, позволяющее обучать учащихся способам решения поставленных целей и задач.Благодаря таким работам учащиеся не только понимают значимость предмета математики в повседневной жизни, но и создают богатый дидактический материал для работы на уроке и во внеурочной деятельности.Уроки с элементами исследования и проектно-исследовательские работы не только позволяют расширить и углубить знания на уроке, но и способствуют развитию самостоятельности, самореализации, а следовательно, приближают обучение и воспитание к жизни. Ученик, который сумел справиться с работой, приобрел не только хорошие предметные знания по математике, но и достаточно большие надпредметные знания, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения.

Исследование может занимать часть урока, целый урок, охватывать несколько уроков, даже несколько предметов или длиться целый учебный год. Хотелось бы, чтобы исследование стало естественной частью учебной деятельности, было целесообразным и эффективным для достижения образовательных целей.

​Елена ПЕЧЕНКИНА, учитель математики гимназии №1, Кирово-Чепецк

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте