search
main
0

География меняется вместе с Землей. Новые учебно-методические комплекты в «университетской» линии

Всем учителям, работающим в школе, известно, что преподавание географии в последнее десятилетие претерпело существенные изменения. В соответствии с измененным содержанием образования был принят новый образовательный стандарт по географии, по которому должно вестись преподавание предмета в средней школе. Вслед за изменением стандарта должно последовать и изменение содержания учебников и учебно-методических пособий, так как старые, традиционные учебники не полностью ему соответствуют как по содержанию, так и по форме подачи материала. Среди учебных линий, выпускаемых в рамках деятельности издательства «Дрофа», выделяется так называемая университетская линия, в создании которой наряду с методистами по географии принимали участие и сотрудники географического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Авторы учебников линии изначально создавали их под требования нового стандарта, так как его содержание давно находилось в стадии утверждения.

Первый учебник этой линии – «География России» для 8 и 9 классов, две части которого созданы коллективом авторов под руководством А.И. Алексеева. Этот учебник, сопровождаемый различными пособиями к нему, вышел в свет уже несколько лет назад, и по нему успешно ведется преподавание географии как в школах Москвы, так и в других российских регионах.

Однако до последнего времени отсутствовало начальное звено в этой линии – УМК по географии для 6-7 классов. Сейчас ситуация изменилась: осенью 2004 года вышел в свет учебник «Землеведение», затем в 2005 году – атласы к этому же учебнику и к следующему в этой серии «Страноведению»; издательством подготовлен к выходу учебник для 7 класса, находятся в работе рабочие тетради и пособия для учителя. Единство с уже вышедшими учебниками для 8-9 классов определяется в этих книгах как общенаучной, так и методической составляющей. Учебник «География. Землеведение» получил гриф «Допущено» Министерства образования Российской Федерации и уже прошел апробацию в школах Москвы.

Сначала коснемся того нового в плане содержания (в сравнении с традиционными учебниками), что нашло отражение в учебниках для 6 и 7 классов. Поскольку курс для шестого класса позиционируется авторами как землеведение, он целиком посвящен изучению компонентов и оболочек Земли. В связи с этим в этот класс был перенесен материал, который ранее изучался в 7 классе. В ответ на резонные возражения учителей о чрезмерной сложности перенесенного материала и для 7 класса можно заметить, что единственным путем, который позволит ребятам понять хотя бы основные изучаемые закономерности, является существенное облегчение их изложения.

Таким образом, с точки зрения комплексного обучения весь курс шестого класса охватывает последовательно изучение природных компонентов: горных пород и рельефа, воздушных масс, внутренних вод, растительности, животного мира и почв, а затем и природного комплекса в целом. В соответствии с современными геоэкологическими подходами в учебник добавлена тема «Природа и человек». При ее рассмотрении человек выступает не только как источник воздействий на природу, но и как жертва подобных воздействий и их последствий.

Отдельная тема выделена для изучения истории открытия и освоения Земли. Эта тема логически завершает раздел, связанный с развитием знаний о земной поверхности.

Еще одна особенность учебника в том, что его можно применять и при обучении по программе в 68 часов (она применяется в Москве), и в 34 часа. По сравнению с традиционными учебниками в нем меньше параграфов (всего их 52 вместо 60), в разработанном поурочном планировании предлагается, за счет каких из них можно произвести сокращение материала, если на изучение географии отводится один час в неделю.

Методический аппарат для учебника 6 класса, как и для других учебников линии, разработан одними и теми же авторами – методистами из Московского института открытого образования. Главное в нем – нацеленность на развивающее обучение. Именно поэтому внутри параграфа содержатся не пункты, а вопросы, ответ на которые и составляет содержание текста. Авторы стремились максимально облегчить эти вопросы и даже в какой-то степени приблизить к обыденной жизни, к тем вопросам, которые могут задавать дети своим родителям. Среди них есть и подобные: почему небо голубое? Чем мы дышим? Какие горы легче всего разрушаются?

Впервые в учебник включены уроки-практикумы. Они представляют собой практические задания для ребят, составленные в занимательной форме. Алгоритм их выполнения полностью прописан в тексте, что существенно облегчает работу учителя по объяснению. Содержательная суть практикумов состоит в том, что при помощи отрывков из произведений художественной литературы Р. Стивенсона, В. Каверина, Ж. Верна создаются реальные ситуации использования важнейших географических навыков определения координат, составления плана местности, наблюдений за погодой, работы с климатическими картами.

Вопросы для контроля знаний после параграфа, как и в остальных учебниках этой линии, разбиты на три уровня сложности: первый проверяет усвоение знаний, второй побуждает к выявлению взаимосвязей с другими явлениями и предметами, третий заставляет применять полученные знания в новой, часто жизненной ситуации.

Следующий учебник в линии предназначен для учащихся 7 класса и нацелен на изучение страноведения. Особо хочется остановиться на мотивах, заставивших авторов заняться разработкой и написанием подобного учебника. Неоднократно отмечалось как учителями-практиками, так и специалистами-психологами, что максимум интереса к нашему предмету приходится именно на время, когда учащиеся знакомятся с природой материков и стран земного шара. В то же время ранее при составлении школьной программы считалось, что основной задачей этого курса является изучение основных закономерностей природы материков как наиболее крупных природных комплексов планеты, получение базовых знаний об особенностях строения рельефа Земли, циркуляции атмосферы, структуре природной зональности. Очевидным в этой ситуации является расхождение имевшихся целей курса и ожиданий учащихся. Действительно, коль название курса звучало как «Физическая география материков и океанов», то и цели его не могли быть иными. В существующих учебниках одним из путей разрешения данного противоречия является включение в текст описания отдельных стран мира. Страны при этом выбираются, с одной стороны, по принципу размера территории (Китай, Индонезия, Бразилия и т.д.), с другой – типичности (по мнению авторов) страны для конкретного материка.

Недостаток подобного пути, на наш взгляд, в том, что теряется представление о разнообразии мира, о его целостности, то есть о том, что собственно и составляет основную, говоря высоким стилем, мировоззренческо-образовательную задачу географии. Взамен целостной картины мира у школьников складывается представление о типичных странах, в то время как их психофизиологические особенности этого возраста пока не позволяют провести обобщение полученной информации для всех стран данного типа (в случае если он вообще существует).

Причины этого противоречия еще глубже: ведь то, что хотят изучать дети – страны, относится к сфере страноведения – экономико-географической науки, а то, что предлагается – закономерности природы Земли, – к сфере физической географии. Поэтому решение этой проблемы состоит не только в том, чтобы включить в учебник и программу описание как можно большего числа стран, а в том, чтобы сместить акценты в преподавании. В подготовленном учебнике «Страноведение» для 7 класса это предлагается сделать на основе антропоцентрического подхода. В центре его рассмотрения – человек и человеческие общности, но не только как виновники воздействий на природную среду, но как жертвы последствий таких воздействий.

Важная цель курса заключается в формировании у учащихся целостных географических образов конкретных стран и регионов мира на основе анализа текста параграфа, литературных источников, визуального ряда. Целостный же образ всего мира формируется как путем изучения взаимосвязей и взаимодействий природных компонентов в пределах различных территорий, так и через изучение различных стран мира. Складывается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. Таким образом, в результате формируется более целостная картина мира, нежели при изучении физической географии материков. В центре содержания курса страноведения находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.

Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый и Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии как «родного» материка россиян. Основной материал курса подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, значительное разнообразие в природе, населении и хозяйстве). Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран.

Подобная подача материала нацелена на возможность использования индивидуальных подходов как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей.

Построение курса подразумевает отведение, как правило, одного урока на изучение различных регионов. В то же время на изучение географии США или Австралии отводится соответственно 3 и 2 часа. Небольшие разделы внутри параграфа имеют не только формальные подзаголовки, но и их емкую образную характеристику. После изучения стран и регионов одного материка идут уроки обобщения и выполнения практических работ, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов) формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии. Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительную характеристику двух стран, самостоятельную работу учащихся по изучению региона и т.п.

Общеизвестно, что изучение географии невозможно без картографического сопровождения. Это столь же очевидно, как и банально. Поэтому кажется, что в атласах сложно разработать что-то новое, тем более что их территориальные и тематические предпочтения заданы стандартом образования. В то же время важно, чтобы содержание атласа сочеталось и с учебником, вместе с которым он и образует единый учебно-методический комплекс. В случае с «университетской» книжной линией преемственность прослеживается очень четко. В соответствии с содержанием новых разделов учебника в атлас 6 класса «Землеведение» добавлены карты «Географические открытия» и «Стихийные бедствия», развороты, посвященные способам картографического изображения и тематическим картам. Значительно упрощено содержание многих карт, иллюстрирующих закономерности природы Земли. Дополнительно даны климатические карты, так как один из уроков-практикумов учит работать по ним. Завершают атлас справочные таблицы со сведениями о материках и природных феноменах Земли – горах, морях, заливах, пустынях и т.д.

Атлас по страноведению для 7 класса также призван помочь выполнить основную задачу данного курса – познакомить ребят с природой, хозяйством и населением стран мира. В него включен новый блок карт «Население и хозяйство мира», иллюстрирующих разнообразие населения планеты, его этнического, религиозного, языкового состава, особенностей размещения по материкам Земли. Изучение каждого из материков начинается с физической карты, где нанесены также государственные границы стран, что сразу наглядно позволяет увидеть особенности территории каждой из них. Небольшая врезка на физической карте позволяет увидеть место материка в общей системе литосферных плит планеты, что помогает сделать вывод об опасной близости сейсмических зон и возможных последствиях этого для жителей стран материка. Далее следуют серии карт по климату и природным зонам, использование которых необходимо при изучении природы. На картах населения и хозяйства показан характер размещения хозяйства, экономические центры и хозяйственное использование территории. Завершается изучение материка картами объектов природного и культурного наследия ЮНЕСКО, где помимо показа объектов дана также их краткая характеристика. Именно эти карты в наиболее концентрированном виде могут дать представление о природных и культурных богатствах стран, об их своеобразии.

Несмотря на устоявшееся представление о том, что ничего более инертного, чем физическая география и быть не может – «горы стоят на месте, озера и реки тоже, зачем тогда нужно учить по-новому», очевидно и то, что меняется и сама наша Земля под влиянием как человека, так и природных процессов, меняются и наши знания о ней. Еще десятки лет назад был так привычен образ Килиманджаро как «горы на экваторе в снежной шапке», а сейчас снега там уже почти нет (растаял за двадцатое столетие почти на 80%), и вода в усыхающем Арале начала прибывать. Так и в современной географии из числа новых тенденций перешли в повседневную реальность экологизация и гуманизация науки, а значит, пришло время воплотить их и в школьных учебниках. Что же касается той общенаучной основы, что объединяет все учебно-методические комплексы в новой линии, то ее можно сформулировать как триаду «пространство – комплексность – своеобразие», которая полностью соответствует традициям классической университетской географии.

Оксана КЛИМАНОВА, кадидат географических наук, научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте