search
main
0

География

После того как появился физико-технический лицей, было решено объединить гуманитарные предметы в общий курс “Природа. Человек. Общество”. В рамках общего курса для 10-го класса создали программу “Страноведение”.

“Страноведение” интегрирует два предмета: экономическую и социальную географию зарубежных стран и новейшую историю. Программой предусмотрено формирование основных политологических знаний, которые будут подготовительным этапом изучения курса “Человек. Общество” в 11-м классе.

Основная цель курса для 10-го класса – формирование знаний школьников о территориальном разнообразии мира в природном, хозяйственном, социальном, этническом и иных отношениях. Программа раскрывает целостную картину взаимосвязанного, взаимозависимого мира.

С темы “Политическая карта мира” начинается изучение “Страноведения”. “Политическая карта мира” – самая сложная и, пожалуй, самая интересная тема. Предмет изучения: формы правления, формы государственного устройства, типы государств, группировки стран, т.е. те категории, которые находятся в постоянном движении.

Предлагаемая методика позволяет структурировать изучаемый материал, подготовить учеников к вузовской системе обучения (лекции-семинары-зачет). Предполагаются увеличение доли самостоятельной работы учеников, широкое применение компьютерной техники.

Урок 1.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВ

Цели: сформировать знания понятий формы правления, формы государственного устройства, политический режим; размещения форм правления.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: лекция.

Оборудование: политическая карта мира, карта Европы, атласы.

Возникновение на определенной ступени развития общества частной собственности и экономического неравенства вызвало общественные противоречия, с которыми не могла справиться родовая организация. Общественные противоречия привели к возникновению государства. Государство – результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

Понятие формы государства охватывает форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок образования, их взаимоотношения). Форма государственного устройства зависит от характера взаимоотношений между государством как единым целым и его составными частями, между центральными и местными органами власти. Политический режим – совокупность приемов и методов государственного руководства обществом.

Формы правления

РЕСПУБЛИКА – форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат всем дееспособным гражданам. Республиканская форма принята в большинстве государств – 75%.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления, в которой, согласно конституции, верховная власть принадлежит президенту. После избрания президент получает значительную политическую самостоятельность (не может быть отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных конституцией; пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента при соблюдении определенных процедур; правом законодательной инициативы; доминирующего участия в формировании правительства и в подборе его главы – премьер-министра. Примеры: США, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Коста-Рика.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления, в которой, согласно конституции, верховная власть принадлежит парламенту. Последний самостоятельно формирует кабинет министров, избирает премьера, назначает органы конституционного надзора и другие государственные институты. Как правило, парламент избирает и президента, выполняющего в основном представительские и консультативные функции. Примеры: Италия, ФРГ, Австрия, Ирландия, Индия.

СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА, С ЧЕРТАМИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ: Франция, Португалия, Финляндия.

ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ (от греч. theos – бог, kratos – власть) РЕСПУБЛИКА – форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства. Единственная теократическая республика – Исламская Республика Иран.

МОНАРХИЯ (от греч. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передается по наследству. На современной политической карте мира – 30 монархий.

В Европе 12 – Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Лихтенштейн, Монако, Ватикан, Андорра, Испания. В Африке 3 – Марокко, Лесото, Свазиленд.

В Азии 14 – Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт, Иордания, Непал, Бутан, Малайзия, Таиланд, Камбоджа, Бруней, Япония.

В Океании 1 – Тонга.

ГОСУДАРСТВА В СОСТАВЕ СОДРУЖЕСТВА НАЦИЙ. Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 году. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы – Канада, Австралия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После второй мировой войны и крушения Британской колониальной империи в составе Содружества осталось большинство бывших владений Великобритании. Это 50 стран с общей территорией более 30 млн. кв. км и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света. Содружество наций – сложный конгломерат стран, различных по многим параметрам: по политической структуре, уровню социально-экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям. Все государства равны, понятия о главенстве Великобритании официально нет. Содружество не имеет ни единой конституции, ни договорных соглашений, ни официальных атрибутов. Члены Содружества имеют право выхода из него. Все государства обладают полным суверенитетом во внутренних и внешних делах. Свои общие проблемы страны решают на конференциях. Решения конференций недействительны для страны, если ее представители проголосовали против. Страны Содружества могут быть республиками (Индия, Нигерия, Гана, Замбия, Зимбабве, Бангладеш), монархиями (Великобритания, Малайзия, Бруней, Свазиленд). По конституции 17 стран являются не монархиями, не республиками: государства в составе Содружества (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ямайка, Тувалу, Сент-Люсия). Члены Содружества ориентируются на политику, законы, традиции Великобритании. Все страны в качестве верховной власти признают власть королевы Великобритании.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА. Существуют единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире – подавляющее большинство.

ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА. Наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют и другие государственные образования – республики, штаты, провинции, земли и др., располагающие собственными законами и органами власти. В конце 1994 года в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В Европе 6: Россия, Австрия, Бельгия, ФРГ, Швейцария, Югославия (Сербия и Черногория). В Азии 5: Индия, Малайзия, Мьянма, ОАЭ, Пакистан. В Африке 3: Нигерия, ЮАР, Коморские острова. В Америке 5: Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США. В Австралии и Океании 2: Австралия, Микронезия.

Конфедерация – союз суверенных государств. Единственная в мире конфедерация – Швейцария (союз независимых кантонов, объединившихся для проведения единой политики нейтралитета и защиты страны от внешних врагов). Центральные органы имеют право только рекомендовать кантональным властям какие-то общие акции. Разумеется, страна имеет единые управление, валюту, вооруженные силы и др., но суверенитет кантонов весьма существен. Швейцария де-юре конфедерация, но де-факто федеративное государство.

Домашнее задание: на контурной карте найти все упоминавшиеся на уроке государства.

Урок 2.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

Цели: сформировать знание классификации стран по уровню социально-экономического развития; показателей, на основе которых проводится классификация.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: лекция.

Оборудование: политическая карта мира, карта Европы, атласы.

Критерии типологии государств по уровню социально-экономического развития: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, отраслевая структура хозяйства, “качество жизни” (обеспеченность жильем, число врачей на 1000 человек населения, уровень образования, калорийность питания, структура расходов населения и т.д.).

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ – стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежат находящиеся на ее территории предприятия.

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей.

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА. Под воздействием НТР растет доля непроизводственной сферы (в наиболее развитых странах более 50% работающих заняты в сфере услуг). В структуре производственной сферы снижается доля сельского хозяйства. В структуре мировой промышленности происходят постепенное уменьшение доли добывающих и возрастание доли обрабатывающих отраслей. Если перед второй мировой войной соотношение между ними составляло 15:85, то в 70-х годах – 13:87, а к началу 90-х годов – 8:92. Это объясняется, с одной стороны, снижением материалоемкости производства, а с другой – растущей заменой минерального сырья искусственным. На первый план все больше выходят новейшие наукоемкие отрасли – производство электронно-вычислительной техники, средств автоматизации, аэрокосмической, лазерной техники, оборудования для атомной промышленности, выпуск микробиологических препаратов. Все они выполняют роль “катализаторов” научно-технического прогресса.

Наиболее универсальным показателем уровня развития страны является ВНП. В качестве обобщающего, синтетического показателя чаще всего применяется показатель ВВП или ВНП из расчета на душу населения.

ТИПОЛОГИЯ СТРАН ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ. Всего 31 страна.

В Европе – 24. В Америке – 2 (США, Канада). В Африке – 1 (ЮАР).

В Азии – 2 (Япония, Израиль). В Океании – 2 (Австралия, Новая Зеландия).

ВЫСОКОРАЗВИТЫЕ. К высокоразвитым можно отнести 27 стран. Прежде всего это страны – члены “большой семерки” (США, Канада, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия).

СТРАНЫ СРЕДНЕГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ. Таких 4: Испания, Португалия, Греция, Ирландия. Конечно, “средний уровень развития” – достаточно условное понятие. Так, ВВП Испании превышает ВВП всей Африки, за исключением ЮАР.

Вопрос классу: каковы наиболее существенные признаки наиболее развитых стран? Почему Великобритания относится к таковым, а Дания – нет?

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ. Более 130 государств. Понятно, что такая обширная группа очень неоднородна.

НЕФТЕЭКСПОРТИРУЮЩИЕ СТРАНЫ. Прежде всего страны – члены ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти): Венесуэла, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, ОАЭ, Катар, Индонезия.

НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ (НИС). Эти страны и территории характеризуются очень высокими темпами индустриализации, ведущей ролью обрабатывающей промышленности, значительными показателями ВВП на душу населения, активным участием в международном географическом разделении труда. На их долю приходится более 50% совокупного экспорта всех развивающихся стран и свыше 70% экспорта изделий обрабатывающей промышленности. К числу НИС чаще всего относят Южную Корею, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Малайзию, Индию, Бразилию, Мексику и Аргентину. К НИС “второй волны” обычно относят Таиланд, Индонезию и Филиппины, а иногда и некоторые другие страны.

СРЕДИННАЯ ГРУППА. Например, Иордания, Гондурас, Гана.

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ. Например, Афганистан, Эфиопия, Мали, Гаити, Бангладеш, Непал, Чад, Нигер.

СТРАНЫ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА. Это бывшие социалистические государства с централизованной системой управления. В настоящее время проводятся реформы, направленные на создание рыночной экономики. К этому типу можно отнести государства, возникшие на территории бывшего СССР, восточноевропейские страны, Китай, Монголию, Вьетнам.

Домашнее задание: знать понятия формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Знать классификации государств по уровню развития и формам правления.

УРОК 3.

ЗАЧЕТ: ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВ

Цели: контроль знаний, подготовка к итоговому зачету.

Тип урока: закрепление знаний.

Метод обучения: письменный зачет.

Ученики выполняют письменную работу по вариантам.

1-й вариант

1. Понятия: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

2. Типы государств.

2-й вариант

1. Понятия: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

2. Формы правления.

Домашнее задание: знать расположение всех изученных стран.

УРОК 4.

ГРУППИРОВКИ СТРАН

Цели: сформировать знания особенностей интеграционных процессов в различных регионах мира, состава наиболее значимых группировок.

Тип: проблемный урок.

Метод: проблемное обучение.

Оборудование: политические карты мира и Европы, атласы.

В настоящее время создано и работает большое количество самых различных группировок – экономических, военных, политических. Наиболее оптимальным вариантом изучения этой темы будут сообщения учеников о наиболее значимых союзах стран (ЕС, ОПЕК, НАТО) с последующим обсуждением.

План сообщения:

1. История создания.

2. Цели и задачи.

3. Структура организаций.

4. Современные проблемы, с которыми сталкиваются группировки.

Основная задача урока: выявить причины и следствия региональной экономической интеграции, проследить ход интеграционных процессов на территории бывшего СССР.

В 50-е годы интеграционные процессы проявились в Западной Европе. Помимо начавшейся в то время НТР, они стимулировались узостью внутренних рынков большинства отдельных стран, постепенной потерей колониальных рынков при одновременном увеличении зависимости от внешней торговли. Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) был подписан в Риме в 1957 году. Первоначально в него вошли 6 стран – ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. В 1973 году к ним присоединились Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981-м – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия. В 1986 году страны ЕЭС сделали новый важный шаг на пути к дальнейшей экономической и политической консолидации. Была поставлена задача достижения к 1993 году “единого пространства” без внутренних границ для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и населения. Сообщество постепенно трансформировалось в Европейский союз с эффективно действующими наднациональными структурами законодательной и исполнительной власти. Все это означает возникновение своего рода “Соединенных Штатов Европы” с населением 345 млн. человек. Сделаны соответствующие расчеты, показывающие, что такое объединение должно дать немалый экономический эффект – от устранения торговых и производственных барьеров, более полного использования экономического потенциала и т.д. О своем желании вступить в ЕС уже заявляли Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Турция и ряд других государств. В 1995 году новыми членами ЕС стали Австрия, Швеция, Финляндия.

Вторая крупная интеграционная группировка западного мира сформировалась в 1992 году. НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) включает США, Канаду и Мексику. Такое объединение выглядит вполне естественным. Ведь в США направляется до 80% канадского экспорта, 2/3 экспорта Мексики. Для США канадский рынок – самый большой за рубежом, на нем реализуется 20-25% всего экспорта США. На США же приходится 2/3 мексиканского импорта. Стоимость рабочей силы в Мексике в 6 раз меньше, чем в США, да и экологические стандарты не столь высоки. НАФТА объединяет 370 млн. человек, превосходя в этом отношении ЕС, а по годовому объему производства (8 трлн. долларов) по крайней мере не уступает ему. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации движения товаров, услуг и капиталов через границы, разделяющие три страны. Однако в отличие от ЕС в Северной Америке не предполагаются создание единой валюты, координация внешней политики и политики безопасности.

Немало различного рода интеграционных группировок возникло в последние десятилетия и в развивающихся странах. В большинстве своем это обычные группировки, которым до интеграции европейского и американского типа еще очень далеко. Однако некоторые из них стали приобретать более отчетливые интеграционные черты. В первую очередь это относится к Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин, Брунея и Вьетнама. Хотя внутрирегиональная торговля между ними невелика, они имеют некоторые наднациональные органы. К тому же в 1991 году страны АСЕАН заявили о создании в течение пятнадцати лет своей зоны свободной торговли. Предполагается, что за это время внутренний рынок расширится до 400 млн. потребителей.

В результате сообщений и дискуссии учитель должен подвести учеников к пониманию того, что в наше время здание мирового хозяйства все более складывается из крупных интегрированных блоков. Учитель также кратко сообщает о некоторых других союзах стран (Лига арабских государств, Латиноамериканская ассоциация интеграции и т.д.).

Домашнее задание: знать состав ЕС, ОПЕК, НАТО, АСЕАН.

УРОК 5.

ТРЕНИНГ

Цели: формирование знаний расположения государств на политической карте мира, знакомство с компьютерными программами по географии.

Тип урока: закрепление материала.

Метод: программированное обучение.

Оборудование: компьютеры.

В качестве тренинга ученикам предлагаются компьютерные программы ГЕОФИКС и PCGLOBE.

ГЕОФИКС. Программа позволяет сформировать знания расположения стран, столицы и государственного флага. Она разработана как игра, с различными уровнями сложности.

PCGLOBE. Дает возможность ознакомиться с составом различных международных организаций и союзов. Позволяет получить статистические данные о населении (численность, половозрастная структура, национальный состав); экономике (добыча и запасы минеральных ресурсов, производство основной промышленной и сельскохозяйственной продукции, структура импорта и экспорта).

Домашнее задание: уметь показывать на настенной карте все изученные государства.

УРОК 6.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА

Цели: сформировать понимание политической карты мира как постоянно развивающейся картины; продолжить изучение географического положения государств.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: лекция.

Оборудование: карты мира и Европы, атласы.

Рассмотрим формирование политической карты мира только на протяжении ХХ века. К началу ХХ столетия весь мир был поделен на сферы влияния между крупнейшими державами. В 1900 году существовало лишь 55 суверенных государств. Остальные территории имели статус колоний.

Можно выделить следующие этапы формирования политической карты мира.

1-й ЭТАП. С начала ХХ века до 1917 года. Характеризуется существованием лишь небольшого числа суверенных стран. Наиболее мощные государства разделили сферы влияния. Из территориальных изменений можно выделить захват Японией южной части Сахалина по итогам русско-японской войны 1904-1905 гг. На данном этапе началась 1-я мировая война (1914 г.), последствия которой сказались уже на следующем, 2-м этапе.

2-й ЭТАП. 1917-1950 гг. Революция 17-го года привела к возникновению первого в мире социалистического государства и распаду Российской империи. Перестали существовать также Германская, Австро-Венгерская империи. На их месте появились республики: Германия, Австрия, Польша, Финляндия, Чехословакия, Венгрия. В 1919 году был подписан мирный (Версальский) договор с Германией. По этому договору Франции возвращались Эльзас и Лотарингия. Германия признала независимость Польши и отказалась в ее пользу от Познани, части Померании и части Западной Пруссии. Управление Саарской областью на 15 лет передавалось Лиге Наций. Лига Наций – прообраз ООН, была создана в 1919 году. Для юридического оформления раздела германских колоний и владений Османской империи Лига Наций учредила мандатную систему – установление опеки в отношении тех народов, которые якобы не были способны к самостоятельному управлению. Так, Британия получила мандат на управление Ираком, Палестиной, части Того и Камеруна. Франция – на Сирию, Ливан, оставшиеся части Того и Камеруна. ЮАР – на Намибию, Япония – на Марианские, Маршалловы, Каролинские острова.

Накануне Второй мировой войны в мире насчитывалось 71 суверенное государство. В начале Второй мировой, согласно пакту Молотова – Риббентропа о разделе сфер влияния в Восточной Европе, Советский Союз присоединяет Западную Украину, Западную Белоруссию, Бессарабию и Прибалтику. В результате советско-финского конфликта граница СССР была продвинута на запад (к СССР отошли: Карельский перешеек, западное и северное побережье Ладожского озера, острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачьего и Среднего). Мировым сообществом Советский Союз был признан агрессором и исключен из Лиги Наций (вступил в 1934 году). Как итог Второй мировой войны можно считать создание системы социализма. 13 стран строили социализм – Восточная Европа, Китай, Монголия.

3-й ЭТАП. 1950-1985 гг. Происходит распад колониальной системы. Так, Ливия в 1951, Марокко, Тунис, Судан в 1956, Гана в 1957, Гвинея в 1958, Мальта в 1964 гг. получают независимость. 1960 год вообще вошел в историю как “год Африки”. Практически все африканские страны в этот год стали суверенными.

4-й ЭТАП. С 1985 года. Характеризуется крахом идеи социализма. В результате дезинтеграционных процессов происходит распад СССР, Югославии, Чехословакии. Воссоединяется Германия, перестают существовать ГДР, Восточный и Западный Берлин (как особая политическая единица). Прекращение деятельности Варшавского Договора и СЭВ.

На март 1995 года ООН насчитывает 185 членов. Андорра, Монако, Ватикан, Сан-Марино, Тувалу, Тонга, Науру не вступают по финансовым причинам. Швейцария – по политическим мотивам. Наряду с суверенными государствами на современной политической карте мира насчитывается около четырех десятков зависимых территорий. Эти территории официально имеют статус “заморских департаментов”, “свободно ассоциированных государств”. Это Гибралтар, Макао (до 2000 г. перейдет к Китаю), Французская Гвиана, Пуэрто-Рико и т.д.

Домашнее задание: знать этапы формирования политической карты мира, расположение изученных стран и территорий.

УРОК 7.

РЕГИОНЫ МИРА

Цели: выявить региональное деление мира, существование идеологического подхода к изучаемому вопросу, продолжить изучение политической карты мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: лекция.

Оборудование: карты мира и отдельных регионов, атласы.

Ученики конспектируют новый материал и наносят регионы, субрегионы на контурные карты.

Домашнее задание: уметь показывать по карте все упоминавшиеся государства.

УРОК 8.

ЗАЧЕТ: ФОРМЫ, ТИПЫ,

ГРУППИРОВКИ ГОСУДАРСТВ

Цели: контроль знаний, подготовка к итоговому зачету.

Тип урока: закрепление знаний.

Метод обучения: самостоятельная работа.

Оборудование: контурные карты.

На этом уроке ученикам предлагается найти те или иные государства на контурной карте без помощи атласа. На теоретическом зачете закреплялись знания форм и типов государств, задача зачета – определение географического положения стран. Зачет проводится по вариантам. Примерные вопросы предлагаются.

1-й вариант:

1. Монархии Азии

2. ЕС (Европейский Союз)

3. НИС (Новые индустриальные страны)

2-й вариант:

1. НАТО (Организация Североатлантического договора)

2. ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти)

3. АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)

УРОК 9.

ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВ

Цели: продолжить формирование умений работать с различными источниками информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: самостоятельная работа.

Оборудование: карты мира и Европы, учебные атласы, справочник “Страны мира”, краткий политический словарь.

Работа строится по группам (5-6 человек). Наиболее подготовленные ребята организуют деятельность одноклассников с использованием справочников, атласов и конспектов. Отличительная особенность данной работы: ученики должны владеть информацией о последних событиях в мире (территориальных проблемах, вооруженных столкновениях и т.д.), использовать сообщения средств массовой информации. План характеристики политико-географического положения страны (региона):

1. Регион, субрегион.

2. Уровень экономического развития соседних стран, их принадлежность к политическим, экономическим, военным группировкам.

3. Возможность использования морского и речного транспорта, торговые отношения с соседними странами.

4. Отношение страны к региональным конфликтам.

5. Вывод о благоприятности или неблагоприятности политико-географического положения.

Завершив работу, каждая группа “защищает” характеристику политико-географического положения доставшейся страны или региона. Пример: ФРГ, Болгария, Швейцария или Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка. Предпочтительно, чтобы одну страну (регион) характеризовали 2 группы учеников. Учитель руководит работой всех групп, оказывает консультирующую помощь. В ходе дискуссии необходимо подвести учеников к пониманию возможности изменения политико-географического положения с течением времени. Как это, например, происходит после окончания “холодной войны”.

Домашнее задание: анализируя географическое положение страны, следует учитывать, имеет государство прямой выход к морю или нет. Определить страны, лишенные прямого выхода к морю. Нанести их на контурные карты.

УРОК 10.

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ ЗАЧЕТУ

Тип урока: закрепление изученного материала.

Метод обучения: самостоятельная работа.

Оборудование: настенные карты мира и Европы, атласы.

Проверка домашнего задания

Страны мира, не имеющие выхода к открытому морю.

Ближнее зарубежье: Армения, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Молдавия.

Зарубежная Европа: Андорра, Австрия, Венгрия, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Словения, Чехия, Словакия, Швейцария.

Зарубежная Азия: Афганистан, Бутан, Лаос, Монголия, Непал.

Африка: Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мали, Нигер, Руанда, Свазиленд, Уганда, ЦАР, Чад, Эфиопия, Эритрея.

Латинская Америка: Боливия, Парагвай.

Подготовка к зачету

Ученикам предлагается выполнить ментальные карты (нарисовать схематические контуры материков и стран на чистых листах бумаги). Такие карты позволяют анализировать и оценивать знание не только географической номенклатуры, но и расположение географических объектов по отношению друг к другу. Сравнивая множество схематических карт мира, убеждаешься, что непременно надо фиксировать внимание ребят на положении континентов по отношению к экватору, тропикам, основным меридианам, часовым поясам. Если этого не делалось, рисунки передают контуры материков весьма произвольно. При помощи ментальных карт можно оценивать и знание отдельных стран, своего города и самых различных известных ребятам географических объектов.

Домашнее задание: подготовка к итоговому зачету.

УРОК 11.

ЗАЧЕТ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Цели: итоговый контроль по теме урока.

Тип урока: контроль знаний.

Оборудование: карты мира и Европы, атласы, компьютеры.

Вопросы к зачету:

1. Формы государств. Монархии Европы (12), Африки (3), Азии (14), Океании (1). Государства в составе Содружества Наций. Президентские и парламентские республики.

2. Типы государств. Развитые (высокоразвитые, среднего уровня развития), развивающиеся, переходного типа.

3. Группировки стран. НАТО (19), ЕС (15), ОПЕК (12), АСЕАН (7), НАФТА (3).

4. Регионы и субрегионы.

5. Страны, не имеющие выхода к морю.

Зачет принимает учитель. Ученики в это же время проходят тестирование. Возможно использование теста как подготовка к зачету с использованием конспектов и атласов или как составляющая зачета с оценкой за эту работу. За основу при составлении теста можно взять “Пособие по географии” для поступающих в вузы.

Сергей КАРАСЕВ,

учитель географии физико-технического лицея # 1

Саратов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте