Специфика школьного предмета «География» заключается в том, что он содержит большой объем материала. Поэтому задача каждого учителя – стремиться повысить познавательный интерес к предмету и активизировать деятельность учеников на уроке.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Использовать ИКТ в своей деятельности я начала с 2005 года, поняв, что именно в них заложены огромные возможности повышения эффективности и результативности учебного процесса. Компьютерные технологии имеют ряд преимуществ:
во-первых, они экономят время: становится излишним рисование на доске сложных схем, дети могут быстрее переключаться с одной формы обучения на другую, что позволяет усвоить на уроке больший объем материала;
во-вторых, дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний школьников. Все мультимедийные учебники содержат проверочные или тестовые задания. Выполнять компьютерные задачи намного интереснее, чем писать контрольные работы на бумаге. Проверка заданий при компьютерном обучении проводится автоматически, что также экономит время учителя;
в-третьих, у детей повышается мотивация обучения и формируется познавательный интерес к предмету;
в-четвертых, работая на компьютере, каждый ученик выбирает свой темп работы; сильные приступают сразу к выполнению самостоятельных заданий после изучения нового материала, а слабо успевающие по основным терминам и понятиям повторяют изученный материал и только после этого приступают к выполнению самостоятельной работы. Диалог ученика с компьютером происходит индивидуально, исходя из психологических особенностей.
Использование на уроке электронных учебных пособий мне позволяет повысить качество обучения, достичь наглядности, доступности, индивидуальности, самостоятельности и контроля. ИКТ делают уроки географии увлекательными, познавательными. Причем их можно применять на уроках различных типов: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, а также на уроках контроля и оценки знаний.
При изучении географии материков и океанов у учеников создаются представления о разных территориях земного шара. Компьютерные программы для 7-го класса содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Все это позволяет мне подобрать необходимые материалы к уроку, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. Многие изучаемые географические объекты – равнины и горные массивы, моря и океаны – не могут быть показаны ученикам непосредственно, для этого на уроке я использую демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), которые способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – географических понятий.
В кабинете собрана коллекция материалов на компакт-дисках, как для урочной, так и для внеклассной работы. На занятиях я использую и готовые программные материалы, и свои презентации, созданные в PowerPoint. Собственные разработки обычно стараюсь насытить иллюстрациями, чтобы помочь ученикам лучше запомнить изучаемый материал, повысить познавательный интерес к обучению и позволить активизировать внимание на уроке.
Компьютерные программы содержат новые карты, таблицы, схемы, слайды, что позволяет мне без труда продемонстрировать важнейшие объекты и явления природы. С их помощью можно легко совершенствовать общеучебные, специальные, практические знания, умения и навыки учеников и проводить их контроль. На таких уроках ребята работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют задания на компьютере, делают выводы и обобщают.
Электронные таблицы Excel помогают мне составить и диаграммы, а также организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков. Все это становится не только средством наглядности, но и источником географических знаний (рис. 1).
Я разработала и провела уроки с использованием электронных программ в виде презентаций в 7-м классе по темам «Австралия», «Африка», в 8-м классе по теме «Уникумы Дальнего Востока», в 9-м классе по теме «Поволжский экономический район», в 10-м классе по теме «Мировой транспорт».
Проведение таких уроков позволяет мне расширить кругозор учеников, активизировать их познавательную деятельность, изучить больше материала, а самое главное – научить их самостоятельно находить нужную информацию.
Для более эффективного проведения уроков я дифференцированно составляю задания, в зависимости от способностей школьников, тщательно отбираю учебный материал, представленный на электронных носителях, разрабатываю тесты, географические диктанты.
Приведу примеры своих работ.
Географический диктант по теме «Восточная Сибирь», 8-й класс
Задание: вставьте вместо точек пропущенные слова.
1. Дальний Восток омывает …… океан.
2. Рельеф Дальнего Востока ……, так как – это …… область.
3. Хребты Дальнего Востока вытянуты с ……. на ……. вдоль побережья Тихого океана.
4. Горообразование на Дальнем Востоке не завершилось, о чем свидетельствуют ……… , ……,……
5. Климат Дальнего Востока ……..
6. Самая крупная река Дальнего Востока…….
7. Она имеет крупные притоки – …… , ……
Тест по теме
«Северный Кавказ»,
Задание: найдите и подчеркните правильный ответ.
1. Самая высокая вершина Кавказа:
Эльбрус;
Базардюзю;
Казбек.
2. Кавказские горы – молодые горы, потому что:
они образовались в мезозойскую эру;
они образовались в кайнозойскую эру;
это горы высокие, здесь продолжается горообразование.
3. На Кавказе господствуют ветры:
фен;
бора;
сарма;
баргузин.
4. Реки Кавказа имеют питание:
смешанное;
дождевое;
ледниковое.
С появлением в нашей школе интерактивной доски я стала проводить презентации с использованием программного обеспечения Notebook, которое сопровождается картинками, анимационными Flash-файлами. Основные особенности этого изделия состоят в том, что, прикасаясь к интерактивному экрану, можно работать с интерактивными инструментами, писать по экрану электронными чернилами, передвигать виртуальные объекты.
Благодаря этому у учителя появляется возможность:
составлять схемы, изображения и вносить в них изменения;
находить связь между объектом и его описанием;
наносить значки отраслей специализации на исследованные районы;
составлять физические и политические карты мира и отдельных территорий;
наносить географические объекты;
размещать месторождения полезных ископаемых на материках и отдельных территориях и так далее.
Например, в 9-м классе при изучении темы «Экономические районы» ученикам дается задание нанести отрасли специализации промышленности на карту. Результат работы школьников – составленная карта.
Можно сделать вывод, что ИКТ способствуют успешному изучению моего предмета, позволяют разнообразить виды деятельности учеников в учебном процессе, а также расширяют базу наглядности и способы представления информации. Кроме того, они способствуют повышению эффективности обучения, делают урок более наглядным, живым. Именно такие уроки привлекают ребят, пробуждают у них интерес к предмету и активизируют познавательную деятельность.
Елена ТРУШИНА, учитель географии вечерней (сменной) школы Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю
Комментарии