Не секрет, что наиболее эффективный способ изучения языка – погружение в необходимую языковую среду. И если мы не можем выехать на определенную языковую территорию, то для максимального прогресса необходимо создать такую среду самому. Переключить компьютер и смартфон на изучаемый язык. Пользоваться сайтами, смотреть сериалы, кино, слушать радио, песни, аудиокниги на изучаемом языке. На все предметы дома повесить таблички с их названиями на иностранном языке и пр. Описанный выше способ натолкнул нас на мысль об организации предметной среды для максимального погружения и вживания в необходимую область знаний. Говоря конкретно о школьной географии, ученик должен привыкнуть к тому, что география его окружает везде, она доступна и разнообразна. Есть сложная география (непростые задания, углубленная информация, вопросы, требующие длительного времени для решения и т. д.), но есть и легкая, освоив которую школьник проявит интерес к усложненным заданиям.
Ситуация успехаСитуация успеха, реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии учащегося, мотивирует его желание включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие, она же организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего учебного труда.Какие же предметно-методические единицы (ценности) могут наполнить формирующуюся среду? Без сомнений, ядром будет урок, современный интерактивный и увлекательный. Второй немаловажной составляющей предметной среды будет внеурочная деятельность, в которую могут войти предметная неделя или декада в школе, предметные или межпредметные кружки, выпуск периодической газеты, организация и работа предметного уголка или музея, организация экскурсий, походов и экспедиций, участие в конкурсах, олимпиадах и чтениях, использование проектных и исследовательских технологий. И отдельно я выделил бы деятельность школьников в соцсетях.Хорошими помощниками в работе с детьми разного уровня интересов и способностей являются уже давно всем знакомые технология дифференцированного обучения и технология создания ситуации успеха.Слабо мотивированного школьника на неинтересном для него уроке или другом мероприятии заинтересовать можно только посильным и увлекательным заданием, которое он сможет решить. Пережив маленькую победу, он обязательно вернется за ней опять. А хорошо мотивированному школьнику нужны другие победы. Доступность предметной информации и умение с ней обращаться невольно толкают ученика к олимпиадам и конкурсам различных уровней. Но и тем и другим для осознания факта успеха нужно чуткое и внимательное отношение учителя.Начать хочется с той атмосферы общения учителя с учениками, без которой все методы и технологии потеряют значение, – атмосферы психологической, являющейся ключевой во всем образовательном процессе.Ни один ответ ребят нельзя оставлять без какой-либо, хотя бы краткой, рецензии, какого-либо оценочного суждения. Ибо без быстрой, объективной, точной, краткой, понятной и доброжелательной информации о результатах познавательных усилий детей процесс усвоения ими знаний, умений и навыков значительно затормаживается.Урок. Современный урок, с моей точки зрения, должен быть в первую очередь увлекательным, актуальным и интерактивным. Этот небольшой набор, безусловно, заставит школьника взглянуть на предмет с интересом. А получив к следующему уроку посильное творческое задание, ученик гарантированно отдаст предпочтение подготовке именно к нашему предмету. «Найди на карте географический объект по предложенным координатам и нарисуй его (объект) или создай слайд из нескольких видов (фото) этого объекта, будь то вулкан или водопад», – на наших глазах обычное и скучное задание превратилось в увлекательный методический прием, предопределенный на безусловный успех.Отдельно хочется выделить интерактивность урока как систему подходов, стимулирующих познавательный интерес, раскрепощающих личность ребенка, позволяющих проявить его творческие способности, помогающих установить тесный психологический контакт между учителем и учеником. Именно владение интерактивными методами ведения урока я выделяю для себя как умение, которое необходимо освоить в совершенстве. Технология мини-веб-квест (технология веб-квест, упрощенная с целью более доступного и экономичного ее использования), разработанная нами несколько лет назад, тоже относится к интерактивной и уже используется учителями географии в других регионах России.Неделя географииЭто вид предметной деятельности, погружающий школу в атмосферу географических знаний, путешествий и открытий, викторин и конкурсов. Решение даже несложного кроссворда на тему природы Медынского района или поиск пиратского клада с помощью компаса и карты, безусловно, принесут свои предметные дивиденды на дальнейших уроках географии.Любая предметная неделя в образовательном учреждении в первую очередь нацелена на привитие дополнительного интереса. Учитель располагает огромным ресурсом для использования самых разнообразных подходов, методов и технологий, способных выйти за рамки школьной программы и дать возможность посмотреть на предмет иным взглядом.Важной и даже стратегической особенностью предметной недели является привлечение к географии младших школьников. Ученики начальных классов еще слабо представляют особенности науки о Земле, но подружиться с предметом им предоставляется прекрасная возможность.Тот же школьный окружающий мир, но немного трансформированный и получивший географический окрас, помогает младшему школьнику потом воспринять новый школьный предмет как уже знакомый и увлекательный.У старшеклассников появляется возможность освежить перед итоговой аттестацией свои географические запасы. В роли руководителей этапов и конкурсов они получают прекрасный шанс потренировать свои способности.Предметные СМИВряд ли найдешь школу, в которой нет своего печатного или электронного издания, но далеко не в каждой школе есть предметные СМИ. В нашем образовательном учреждении с 2013 года издается школьная географическая газета «Западный перенос». Газета выходит в печатном варианте и в электронном – на школьном сайте. С помощью этого предметного издания мы решаем целую массу вопросов и задач. Редакторами являются те, кому география не безразлична, и им, вероятнее всего, сдавать по этому предмету ОГЭ и ЕГЭ.Каждый номер газеты – это отдельный творческий проект, направленный на поднятие престижа предмета, расширение и углубление знаний в области географии и реализацию познавательных и творческих способностей школьников.Туристские походы. В Кременской школе туристские походы являются давней традицией. Каждый поход решает целый комплекс целей и задач. Последние годы, как правило, поход является частью подготовки к областному туристскому слету.Невозможно даже представить более подходящего варианта использования деятельностного подхода, чем туристский поход. Он может быть протяженным по километражу и времени, а может просто пройти по экологической тропе около родного села, но результат будет зависеть от содержания.Для учителей географии и биологии самое время связать теорию с практикой. С первого и до последнего шага намеченного маршрута проверяются и совершенствуются топографические навыки. Где, как не в походе, проводить маршрутную и полярную съемку местности, которая одновременно пригодится и в отчете. Ведение календаря погоды. Определение и описание особенностей природы Центральной части России, включая изучение почвенных горизонтов и общего экологического состояния территории. Практические задания по темам о литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере в условиях похода не требуют спешки.В походах последних лет внедряемое новшество превратилось в четкую систему ненавязчивых заданий. Практико-ориентированные задания на фоне природной автономии подтверждают чрезвычайную эффективность. Именно выход из кабинетной обстановки в природу, повторяя и закрепляя изученный ранее материал, направлен на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности.Понимая, что поход нельзя превращать в бесконечные географические практикумы, зачеты, викторины и тестирования, практические работы следует проводить в вечернее время, перед ужином или в ходе маршрута, выполняя те или иные должностные походные обязанности (штурман, метеоролог, хронометрист, эколог, краевед).Географический музей (уголок) в классе – еще один интереснейший компонент школьной предметной среды. Тысячи предметов и экспонатов, в свое время обреченных на забытье и неактуальность, в кабинете географии вписаны в программу предмета. Школьники, изучая вулканы, могут в руках подержать фрагмент застывшей лавы вулкана Везувий, а упоминая уральский город Соликамск как лидер мировой добычи калийной соли, школьники в непосредственной близи рассматривают кусок сильвинита (важнейшее сырье для производства хлорида калия), поднятого самим учителем с глубины нескольких сот метров.Социальные сетиЭффективным и инновационным подходом на уроке географии можно назвать использование социальных сетей. На самом деле к уроку эта технология имеет не совсем прямое отношение. В представленном виде она нацелена на ликвидацию последствий школьных пропусков, которые уже непосредственно влияют на результативность урока.Существующая проблема пропусков уроков в сельской малочисленной школе по неуважительным причинам, так же как и по уважительным (не приехал школьный автобус, школьник заболел, участвует в соревнованиях, олимпиадах и пр.), актуальна и требует особых нестандартных приемов.В основу данного подхода положена идея дистанционной коммуникации. Коммуникация на случай пропуска занятий, в основе которой стоит использование социальной сети, то есть с помощью социальной сети ведется работа с теми, кто по разным причинам не был на занятиях в школе. Оптимальная социальная сеть для такого рода коммуникации – ВКонтакте, так как ею пользуются практически все школьники.Всем ученикам, изучающим данный предмет в школе, было предложено вступить в предметную группу (паблик) в социальной сети.Результатом используемого подхода являются минимальный отрицательный эффект от пропусков школьниками уроков, повышение мотивации к предмету, стимул к развитию творческих способностей и познавательного интереса.Школьник изучает и проверяет материал в спокойной домашней обстановке, в то время когда он привык готовиться к завтрашним урокам. Когда ученик придет в школу, его предметной задолженности уже не будет. Для учителя готова оптимальная рабочая обстановка, при которой не нужно переживать за школьников, отсутствовавших на предыдущем уроке и пропустивших целый информационный блок.Кроме этого, в группе регулярно пополняется географическая информация. Она публикуется как учителем, так и самими школьниками. Проводятся тематические интернет-марафоны, тесты и опросы, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, конкурсам и итоговым аттестациям.В заключение хочется еще раз подчеркнуть важность формирования и совершенствования подобной среды для каждого предмета в образовательном учреждении.
Комментарии