Генпрокуратура обнаружила многочисленные нарушения при проверке российской системы образования. В среду ведомство внесло в адрес главы Минобрнауки России Андрея Фурсенко представление об устранении выявленных нарушений.
Прежде всего, сотрудников прокуратуры обеспокоил факт сокращения количества школ в России. «Прокуратурой установлено, что с 2008 по 2010 учебные годы число образовательных учреждений в стране уменьшилось с 57 до 50 тысяч. Только в Омской области ликвидировано 79 учреждений и 160 их обособленных структурных учреждений. А в Ульяновской области отменены постановления о ликвидации пяти школ общей численностью более 1,7 тысяч учащихся», – сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры.
«В первую очередь страдают малокомплектные и небольшие школы: чем меньше школа, тем больше шансов у нее быть закрытой, – прокомментировал ситуацию заместитель комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. – Вслед за школой исчезает село и образуются пустые территории при перенаселенных соседях. Рано или поздно это кончится плохо».
Еще одна претензия прокуратуры касается нарушения прав инвалидов-школьников. В ходе проверки было выявлено, что сеть специальных школ для детей с ограниченными возможностями сокращается: по итогам проверки было выявлено, что за последние три года их количество сократилось на сто учреждений. Имеющиеся школы не оборудованы пандусами, поручнями, подъемниками и не имеют специальных учебных пособий.
Кроме того, как заявили в Генпрокуратуре, «при приеме детей в школы нарушается принцип доступности общего образования, закрепленный в статье 43 Конституции и законом «Об образовании». В частности, «проводятся непредусмотренные законом конкурсы и отборы по результатам тестирования, от родителей учащихся требуют предоставление излишних документов», – говорится в сообщении ведомства.
Представители школ подтверждают наличие таких злоупотреблений. «Такие нарушения встречаются сплошь и рядом, причем уровень заданий для тестирования, как правило, не соответствует уровню заведения», – рассказал учитель лицея 1525 «Воробьевы горы» Леонид Перлов. При этом он пояснил, что если ребенок поступает в первый класс и прописан в районе, где находится эта школа, то тестирование является незаконным, но даже если он не прописан, то при наличии свободных мест должен быть принят без каких-то ни было экзаменов. Исключение составляют школы, имеющие статус гимназии или лицея, – там отбор учеников законом допускается.
Еще одно системное нарушение, которое обнаружила Генпрокуратура – денежные поборы с родителей под видом благотворительного добровольного взноса или помощи школе, которые на самом деле носят принудительный и обязательный характер. «…Но Минфин финансирует образование в лучшем случае наполовину от минимальных потребностей, – считает Олег Смолин. – Встает выбор: или собирать деньги или оставаться в нищенском состоянии. Если мы хотим качественное бесплатное образование, нужно увеличить финансирование вдвое, а если мы хотим играть в популизм, тогда запрещаем любые поборы и переваливаем ответственность на учителей и директора».
В ряде образовательных учреждений проверка выявила, что школьники имеют свободный доступ с интернет-контенту «недетского» характера, содержащему экстремистские, эротические и даже порнографические материалы.
Такое бесконтрольное отношение администрации школ к пользованию интернетом было выявлено в ряде регионов России. «Московские школы раньше других регионов приобщились к интернету и имеют приличный опыт в этом вопросе. Когда в рамках нацпроекта по образованию шла информатизация всей страны, мы пытались объяснить министерству, что информатизация образовательных учреждений – это не только компьютеры. Мы предлагали делать разработки обучающих программ для учителей по безопасности, по пользованию контентом, но наше предложение не было воспринято, и отсюда мы имеем те проблемы, на которые указывает Генпрокуратура», – уверен уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.
В итоге Генпрокуратура предложила министерству образования и науки разработать единый порядок проведения экспертной оценки последствий всех нарушений, связанных с реорганизацией и реконструкцией школ, разработать порядок приема как в обычные школы, так и в гимназии и лицеи, и прекратить практику поборов со стороны администраций школ.
На все эти мероприятия согласно действующему законодательству у министра есть ровно месяц.
«Сроки по представлениям прописаны в статье 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений и о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме», – сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры.
В пресс-службе Минобрнауки России пока ситуацию никак не прокомментировали.
По материалам сайта www.gazeta.ru Фото Татьяны Ефлаевой
Комментарии