search
main
0

Генпрокуратура обнаружила коррупциогенные факторы в порядке формирования федерального перечня учебников

Генеральная прокуратура РФ выявила коррупциогенные факторы в Порядке формирования федерального перечня учебников. В Минпросвещения России утверждают об отсутствии противоречий в документе.

Генпрокуратура провела антикоррупционную экспертизу приказа Минобрнауки России от 18.07.2016 № 870 \”Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования\”. По результатам экспертизы выявили ряд коррупциогенных факторов, сообщает пресс-служба надзорного ведомства. Так, в соответствии с Порядком дополнительная экспертиза учебника проводится на основании решения Научно-методического совета по учебникам той же экспертной организацией или другой экспертной организацией при возникновении вопросов в отношении выводов и обоснования выводов экспертной организации. При этом условия выбора Советом той же или иной экспертной организации Порядком не определены.Согласно Порядку, при проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника, в противном случае Совет принимает решение не рекомендовать включение учебника в федеральный перечень. Однако понятие конфликта интересов между экспертом и заказчиком экспертизы, а также способы его предотвращения в Порядке не определены, что предоставляет возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению должностных лиц.Как следует из отдельных положений Порядка, учебник не может быть рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, если он по решению Совета направлен на дополнительную или повторную экспертизу. Однако одновременно в Порядке закреплены противоречивые положения, согласно которым учебник исключается из федерального перечня при непредставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения по результатам дополнительной или повторной экспертизы учебников.Кроме того, учебник исключается из федерального перечня учебников при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника. Вместе с тем порядок пересмотра экспертных заключений после включения учебника в федеральный перечень учебников не определен.\”Указанные нормативные коллизии, а также неполнота административных процедур являются коррупциогенными факторами\”, — подытожили в ведомстве.Генпрокуратура РФ направила министру просвещения РФ информацию об исключении коррупциогенных факторов из нормативного правового акта. В настоящее время информация находится на рассмотрении.В Минпросвещения России утверждают об отсутствии противоречий в порядке формирования федерального перечня учебников.\”В своей нормативной деятельности министерство всегда опирается на строгие законодательные нормы, и указанный порядок проходил все необходимые инстанции, включая правовую, антикоррупционную и иные экспертизы. Вся дальнейшая работа проходила в соответствии с утвержденным документом в рамках правового поля\”, – цитирует ТАСС представителя пресс-службы министерства.В пресс-службе добавили, что министерство ведет масштабную работу над новым порядком формирования федерального перечня учебников и \”учтет в этой работе предписания Генеральной прокуратуры\”. Напомним, в конце 2018 года был утвержден новый федеральный перечень учебников. Ранее в него входило более тысячи наименований, однако после проведения дополнительной экспертизы было исключено порядка трети учебников. Проведение и результаты дополнительной экспертизы вызвали большие вопросы у экспертов. По мнению академика Российской академии образования Александра Асмолова, сокращение перечня учебников является нарушением конституционного права на выбор качественного образования, которое обеспечивается именно за счет вариативности. В Российской академии образования признали критерии дополнительной экспертизы несовершенными. Эксперты \”Учительской газеты\”, подводя итоги уходящего 2018-го, назвали дополнительную экспертизу Федерального перечня учебников \”Скандалом года\”.

Так, в соответствии с Порядком дополнительная экспертиза учебника проводится на основании решения Научно-методического совета по учебникам той же экспертной организацией или другой экспертной организацией при возникновении вопросов в отношении выводов и обоснования выводов экспертной организации. При этом условия выбора Советом той же или иной экспертной организации Порядком не определены.

Согласно Порядку, при проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника, в противном случае Совет принимает решение не рекомендовать включение учебника в федеральный перечень. Однако понятие конфликта интересов между экспертом и заказчиком экспертизы, а также способы его предотвращения в Порядке не определены, что предоставляет возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению должностных лиц.

Как следует из отдельных положений Порядка, учебник не может быть рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, если он по решению Совета направлен на дополнительную или повторную экспертизу. Однако одновременно в Порядке закреплены противоречивые положения, согласно которым учебник исключается из федерального перечня при непредставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения по результатам дополнительной или повторной экспертизы учебников.

Кроме того, учебник исключается из федерального перечня учебников при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника. Вместе с тем порядок пересмотра экспертных заключений после включения учебника в федеральный перечень учебников не определен.

\”Указанные нормативные коллизии, а также неполнота административных процедур являются коррупциогенными факторами\”, — подытожили в ведомстве.

Генпрокуратура РФ направила министру просвещения РФ информацию об исключении коррупциогенных факторов из нормативного правового акта. В настоящее время информация находится на рассмотрении.

В Минпросвещения России утверждают об отсутствии противоречий в порядке формирования федерального перечня учебников.

\”В своей нормативной деятельности министерство всегда опирается на строгие законодательные нормы, и указанный порядок проходил все необходимые инстанции, включая правовую, антикоррупционную и иные экспертизы. Вся дальнейшая работа проходила в соответствии с утвержденным документом в рамках правового поля\”, – цитирует ТАСС представителя пресс-службы министерства.

В пресс-службе добавили, что министерство ведет масштабную работу над новым порядком формирования федерального перечня учебников и \”учтет в этой работе предписания Генеральной прокуратуры\”.

Напомним, в конце 2018 года был утвержден новый федеральный перечень учебников. Ранее в него входило более тысячи наименований, однако после проведения дополнительной экспертизы было исключено порядка трети учебников. Проведение и результаты дополнительной экспертизы вызвали большие вопросы у экспертов. По мнению академика Российской академии образования Александра Асмолова, сокращение перечня учебников является нарушением конституционного права на выбор качественного образования, которое обеспечивается именно за счет вариативности. В Российской академии образования признали критерии дополнительной экспертизы несовершенными. Эксперты \”Учительской газеты\”, подводя итоги уходящего 2018-го, назвали дополнительную экспертизу Федерального перечня учебников \”Скандалом года\”.

По информации genproc.gov.ru, tass.ru

Фото из архива \”УГ\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте