search
main
0

Геннадий ЯГОДИН: Образование всегда индивидуально

Министр, ректор, ученый. Но в первую очередь, по его собственному ощущению – учитель. Бесконечно увлеченный, отчаянно заинтересованный. Пылкий ученик жизни и мудрый наставник, внимательный к деталям профессионал и человек, щедрый на уважение к окружающим. Геннадий ЯГОДИН удивляется, что ему на пути попадаются только хорошие люди. Но он сам притягивает их, потому что с ним интересно, комфортно, нестрашно – придумывать, создавать новое. Работать в Московском музее образования, а до этого… о богатейшей регалиями и событиями судьбе российского трубадура педагогики читайте в «Учительской газете-Москва» №24 от 12 июня 2012 года. В сегодняшнюю нашу встречу газету интересовало мнение Геннадия Алексеевича о современном мире как академика, воспитавшего плеяду своих последователей в области охраны окружающей среды и экологического образования для устойчивого развития.

– Геннадий Алексеевич, почему такое повышенное внимание сегодня уделяется вопросам экологического просвещения?- Самый главный вопрос современности – это сейчас, наверное, изменение общемирового положения. Раньше вопрос о возможной гибели цивилизации, о конце света был фактически идеологической или религиозной спекуляцией. Сейчас уже не до казуистики. Количество людей на Земле в настоящее время более семи миллиардов человек. Возможность удовлетворить их потребности несоизмерима с восстановимостью природных запасов. А это вообще достаточно медленный процесс. Такая ситуация приближает худший вариант развития цивилизации. Если раньше говорили, точка бифуркации произойдет через триста с лишним лет, сейчас футурологи, даже оптимисты, дают на это сто лет, а пессимисты и вовсе пятьдесят. А что это за срок? Не мы, так наши дети могут застать время, когда иссякнут недра… Поэтому наша главная цель – сохранение цивилизации. Даже если вероятность краха мала, не думать о ней homo sapiens не может! А это требует изучения экологии и понимания проблемы.- Вы рассматриваете экологию как комплексную науку?- Безусловно. Более того, как науку идеологическую. Даже если минимальный шанс потери цивилизации существует, то мы должны об этом думать. Страшно не за себя, за своих детей.- Во многих школах делают упор на экологическое воспитание…- Я рад этому факту! К моему величайшему удовлетворению, экология, хотя и с большими ограничениями, внесена в ряд предметов, изучаемых в школе. Потому что экология – наука о доме. О доме живых форм организмов, связанных крепко-накрепко друг с другом и с окружающей средой. И для нас экология человека – это в первую очередь взаимодействие человека разумного, не нарушающего законы природы.- Возможно ли жить и не навредить природе?- К сожалению, мы действительно законы природы нарушаем, да еще как! Нарушаем всей своей практикой. В результате почвы становятся менее производительными, океаны и реки теряют места рыбных угодий, атмосфера становится хуже, климат более неустойчивым… Очевидные признаки этого явления проступают на глазах. Помните, Павел Корчагин, в котором Островский изображал себя, говорил: «Самое дорогое у человека – это жизнь . Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Сейчас светлое будущее, о котором он так мечтал, может наступить только тогда, когда мы сделаем все, чтобы сохранить цивилизацию!- Что для этого нужно?- Объединение усилий людей в разных странах, укрепление роли Организации Объединенных Наций, Совета безопасности, исключение войны в качестве возможности решать ту или иную проблему силовыми методами. В этом плане школьный курс истории должен быть, с моей точки зрения, изменен кардинально. Это должна быть не столько история становления различных государств и побед их друг над другом в борьбе за территории и какие-то другие блага. А история культуры, науки, куда входит история открытия пенициллина, картины Леонардо да Винчи, развитие различных форм религий.- Но, говорят, именно война – двигатель прогресса…- Если, не дай бог, современная термоядерная война сократит количество живущих на Земле, она отбросит человечество в доисторические времена. Придется начинать все сначала. Но я бы не хотел, чтобы мои правнуки увидели это.- А сколько у вас правнуков?- Двое. Три внучки и один внук…- Значит, у вас все еще впереди!- Посмотрим. Но, как опытный отец-дед-прадед, скажу: обучение должно быть более интересным. Насильно знания не привить. Интерес же появляется только тогда, когда появляется желание узнать. Это требует особого мастерства педагога. И требует индивидуальной работы. То, что подходит для одного, не годится другому. Для одного переход от двойки к тройке – прогресс, для другого путь от четверки к пятерке – не столь значительное событие. Массовое образование все больше и больше будет индивидуализироваться. Когда Ян Амос Коменский предложил классную систему уроков – это был большой прогресс. Сейчас она превратилась в систему «забивания гвоздей»: «Миша, не вертись!», «Маша, замолчи!» Для меня стандарт – это что-то страшное: «он получил стандартное образование», «он человек стандартный» – кошмар! Обидная характеристика. Образование всегда индивидуально. И никогда не стандартно. Думаю, экологический стержень взаимодействия человека с природой, ответственность человека за сохранение природы и объяснение изучаемых законов в реальных условиях жизни очень важное обстоятельство. Ведь как можно вычислить высоту дерева? Надо определить угол, измерить расстояние до дерева и, зная тангенс угла, а это табличная величина, вычислить. Как можно узнать скорость автомобиля? А это эффект Доплера, с которым мы сталкиваемся каждый день. Если источник звука приближается, меняется высота тона, удаляется – проявляются басовые тона… Практицизм, полезность образования должны быть подчеркнуты. И образование, конечно, должно быть вынесено из класса в значительной степени на природу, в музеи, просто в город. Я видел, как американские школьники, сидя на полу в музее, рисовали Мадонну. Хихикали, вертелись, заглядывали друг другу в листочки и создавали свои шедевры. Их никто не одергивал. А до этого они час не дыша ее созерцали. Они ее запомнили на всю жизнь!- В вашем музее тоже дети рассматривают, обсуждают, ведут себя непосредственно. Что запомнят они?- В нашем музее посетитель может найти ответы на многие волнующие его вопросы, связанные с образованием и воспитанием подрастающего поколения. Поход по залам музея – это увлекательное путешествие к знанию, которое может продолжаться всю жизнь. Дети могут самостоятельно заниматься исследованием заинтересовавших их тем, ставить эксперименты, делать наблюдения и выводы, что служит им мощным импульсом к серьезному занятию наукой.Думаю, они запомнят и дворцовую школу князя Владимира, которую тот открыл в начале XI века в Киеве, и школу, основанную Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Грамоту, служившую ребенку школьной тетрадкой, «азбуковники» – толковые словари для учащихся, первые учебники риторики и логики. В Школьном музее увлекательной науки у нас размещена экспозиция физических приборов, созданных школьниками в рамках проектной деятельности. Экспозиция построена на трех ключевых принципах: увлекательности для детей и взрослых; наглядности – раскрытия закономерного в явлениях и облегчения понимания науки через непосредственный эмоционально окрашенный опыт; участия – возможности поставить опыт своими руками, увидеть, услышать, почувствовать и здесь же попытаться «открыть» и понять законы природы. Предоставляя детям возможность непосредственно соприкоснуться с интереснейшим миром физических явлений, самостоятельно осуществить эксперимент и получить научное знание. А с 2006 года на базе этого зала со спектакля «Кафе физических чудес» начал работать театр занимательной науки.Проходит выставка, посвященная 120-летию со дня рождения Антона Макаренко. Особый интерес вызывают у всех документы современного макаренковедения, деятельность международной Макаренковской ассоциации по возрождению и развитию в России педагогики дела. На базе этой выставки проводятся семинары, мастер-классы, практические занятия студентов и преподавателей школ и колледжей – слушателей курсов повышения квалификации Московского института открытого образования (кстати, наш музей входит в структуру МИОО).У нас действительно есть много интересного. И работают потрясающие люди – экскурсоводы. На прощание мы своим маленьким посетителям предлагаем оставить отклики, что им запомнилось, и они это с удовольствием делают, даже рисуют! А гости постарше пишут о своих впечатлениях в книге отзывов, но пишут, на эмоции не скупясь.- У вас есть зал «Такие разные и такие непохожие».- Здесь представлены макеты ландшафтов, предметы быта. Значительная часть экспонатов изготовлена школьниками в ходе выполнения исследовательских проектов. Три «корзины» рассказывают о происхождении продуктов, привычных вещей, слов. Мы даем возможность по-другому взглянуть на мир вокруг. Удивиться. Задуматься. Ведь все, что живет под солнцем, для чего-то нужно.Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте