search
main
0

Гений места работает. Директор музея-заповедника «Ясная Поляна» уверена, что образ Толстого способен изменить каждого

Понятие «музейная педагогика» сегодня уже никого не удивляет. Не только познавательные экскурсии, но и интерактивные занятия в музее существенно расширили арсенал образовательных средств, используемых современной школой. Но экскурсиями и занятиями роль заповедного пространства не ограничивается. Территории, хранящие память о выдающихся личностях, подобны святым местам – они воздействуют на человека гораздо тоньше и глубже. Можно сказать, что они в большей или меньшей степени преображают каждого из посетителей. Беседу с Екатериной Александровной Толстой, директором музея «Ясная Поляна», мы начинаем именно с преобразующей (или, если хотите, воспитывающей) роли музея.

– Екатерина Александровна, вы возглавляете «Ясную Поляну» с 2012 года, а до этого были научным сотрудником музея, причем долгое время работали именно с детьми. Были ли на ваших глазах случаи преображения юной личности под воздействием образа Толстого? Возможно, вспомните конкретные примеры.- Да, есть примеры. Долгое время я работала в детском саду, который входит в структуру нашего музея. Вся воспитательная система Яснополянского садика базируется на принципах педагогики Толстого. Когда мы открывали детсад в 2001 году, у нас была мечта сделать уютный дом – особое пространство, в котором бы дети росли в окружении красоты и по-иному ощущали себя. Так вот в детском саду в первые годы его работы были ребята из не очень благополучных семей. В одной группе были мальчик и девочка – близнецы, семья которых жила в достаточно сложных условиях: отец пил, нередко поднимал руку на мать и детей. Во многом благодаря садику брат с сестрой выросли благополучными, встали на хорошую дорогу. – То есть гений места работает?- Несомненно. Все дети, которые приезжают к нам, попадают в новую, необычную для многих из них атмосферу. Конечно, одно посещение даст толчок не каждому, а лишь избранным, но если за первым посещением следуют второе и третье, то подросток не может не подпасть под влияние Толстого. Мы замечаем, что у ребят, посещающих наш музей по абонементу, становятся шире образовательные потребности, они более ответственно относятся к себе, внимательнее к окружающим.- Расскажите подробнее об абонементе.- У нас есть большой комплекс образовательных программ, причем эти программы рассчитаны на детей разного возраста, в том числе совсем маленьких. Дошкольники часто бывают в усадьбе, они проводят здесь очень много времени. Воспитанники нашего детского сада хорошо знают историю и географию усадьбы – на ее территории проводятся различные занятия.  Для младших школьников у нас очень хорошая и пользующаяся огромным спросом программа «Свет Ясной Поляны», рассчитанная на 9 месяцев, то есть на весь учебный год. С детьми проводятся занятия по разным направлениям. Программа разработана нашими сотрудниками отдела музейной педагогики. В ней принимают участие ежегодно 120 человек. Для учащихся 10-11-х классов ежегодно проводится конкурс научно-исследовательских работ «Юность думает о будущем». Дети размышляют на заданные темы, занимаются краеведением, самостоятельно изучают произведения, не входящие в школьную программу. – Да, это очень интересно. Но насколько я поняла, в ваших конференциях принимают участие дети ближайших районов Тульской области, а если кто-то издалека, прочитав наше интервью, захочет принять участие?- В прошлом году очень удачно прошла программа «Ясная Поляна – детям России» – это был проект Министерства культуры, очень яркий и серьезный. Он был посвящен организации детского образовательного туризма. В Ясной Поляне по этой программе побывали 1500 человек из самых разных регионов. Всего было охвачено 74 региона. Для подростков проводились экскурсии и интерактивные занятия. Дети жили в усадьбе три дня и уезжали совсем с другими знаниями и ощущениями. Было очень интересно. Министерство культуры хочет продолжить этот проект, и если бюджет позволит, направление будет развиваться. – У вас двое сыновей. Один из них уже студент. Они в свое время тоже участвовали в музейных программах?- Мои дети прошли практически все этапы. Они ходили в наш детский сад и потом, придя в школу, участвовали во многих музейных образовательных проектах.- Все ли возможности музейной педагогики реализованы, на ваш взгляд? И что бы вы могли еще предложить со своей стороны в части интерактива, если бы бюджет вас не ограничивал?- У нас дело не в бюджете, а в том, что не хватает времени в году и места, чтобы принять большее количество детей. Мечты, конечно же, есть. Когда мы построим свое фондохранилище – мы давно мечтаем вывести фонды: библиотеку, архив и архивные службы из мемориальных домов, – у нас освободится дом Волконского (деда Льва Толстого по матери. – В.К.). В нем можно будет создать хороший детский образовательный центр. Тогда у нас появятся новые возможности и мы сможем принять большее количество детей, больше работать с группами, приезжающими из других городов. Я очень надеюсь, что это осуществится к 2018 году, когда будет отмечаться 200-летие со дня рождения Толстого. Уже сейчас мы разрабатываем концепцию будущего образовательного центра.Что еще хотелось бы сделать в ближайшее время (и я надеюсь, мы сделаем это) – мобилизовать учителей. Я считаю, что, когда в школе начинается изучение произведений Толстого, нужно проводить уроки в музее – разумеется, тем, у кого есть такая возможность. – В некоторых музеях, в частности в Мелихове, для учителей открывают летние школы. На занятиях сотрудники музея знакомят учителей с новыми материалами, так сказать, вносят коррективы в сложившийся хрестоматийный образ. Это делается для того, чтобы учителя не скатывались к шаблонному восприятию, ставили на уроках, посвященных творчеству Чехова, верные акценты. Это своеобразные курсы, учеба для педагогов.- Мы тоже об этом думали. В этом году хотели в период летних каникул на неделю собрать в Ясной Поляне учителей и ознакомить их с нашими материалами. Но в силу разных причин организовать это оказалось достаточно сложно. Но мы не оставим этой идеи, будем продолжать. Возможно, мы сами вырастим таких учителей – у нас очень тесные связи и серьезные взаимоотношения с Тульским государственным педагогическим университетом, с кафедрой филологии, русского языка и лингвистики. Студенты приезжают к нам, мы с ними делимся опытом. – В ряде музеев-заповедников проводятся конкурсы для учителей. Конкурс на лучший урок, на лучшую разработку тематической программы, посвященной изучению творчества того или иного писателя. Авторов лучших разработок приглашают потом в музей.- Хотя идея соревновательности органически чужда Толстому, мы тоже провели конкурс для учителей на лучший Толстовский урок. Лучший из представленных на конкурс прошел 9 сентября – в день рождения Льва Николаевича в нашей Яснополянской школе. Но мы хотим поделиться этим опытом – выпустить методичку, чтобы разработкой Толстовского урока смогли воспользоваться все учителя литературы. И хотим, чтобы толстовские уроки стали региональным компонентом.- Да, это многим учителям было бы по душе. А теперь задам вопрос немного не по теме: какие произведения вы бы не включили в школьную программу, если бы выбор оставался за вами?- Мне кажется, изучать «Войну и мир» в 10-м классе рановато. Или нужно изучать ее не целиком, а, например, взять отдельную линию. Или выбрать одну тему – один угол зрения. По своим сыновьям я вижу, что даже для подготовленных и читающих школьников осилить 4 тома достаточно тяжело. Кончается это нередко кратким пересказом, на мой взгляд, это ужас. Я видела комиксы по «Анне Карениной», видела «Войну и мир» в сжатом пересказе. По-моему, лучше никак не изучать, чем по комиксам. – А можно и вовсе взять что-то попроще – «Казаки», например…- Согласна. Там герой молодой, он старшеклассникам гораздо ближе по возрасту, его переживания также им близки: неразделенная любовь, поиск своего места в жизни. Мой сын, к слову, когда поступал во ВГИК, выбирал отрывок для чтения на отборочных турах. Остановил свой выбор именно на отрывке из «Казаков», поскольку там мысли и переживания, созвучные его собственным. Признался нам, что в будущем хотел бы снять фильм по «Казакам».Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте