search
main
0

Гении из началки

Проблема развития личности одаренного ребенка – одна из актуальных на современном этапе развития психолого-педагогической теории и практики. Наиболее остро она проявляется в школе по отношению к детям с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение.

В современной психолого-педагогической литературе нет однозначного определения понятия «одаренность». Она рассматривается как многогранное многофакторное явление. В определении одаренности мы опираемся на формулировку, данную в «Рабочей концепции одаренности» (под ред. Д.Богоявленской и В.Шадрикова), в которой это понятие трактуют как системное развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Они отличаются широтой восприятия, остро чувствуют все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет, для них характерна способность воспринимать связь между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы. У одаренных детей отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию, что помогает им накапливать большой объем информации, они обладают большим словарным запасом, наконец, у них продолжительная концентрация внимания. Не секрет, что креативно одаренные дети обладают широким кругозором, дифференцированными специальными знаниями, развитыми умственными способностями и гибкостью мышления, высоким уровнем понимания проблем и удовлетворения от их решения.В психосоциальной сфере одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости, предъявляют высокие требования к себе и окружающим, для них характерны живое воображение, богатая фантазия, изобретательность, обладание чувством юмора и эгоцентризмом, наряду с этими качествами возникают трудности в общении со сверстниками. Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предметам, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием учиться. Чтобы не потерять и без того малочисленное количество одаренных детей, необходимо предоставить возможность таким детям проявлять свои способности. Для этого надо включить ребенка в исследовательскую деятельность, использовать индивидуальные задания для его развития.Для обучения одаренных детей используется ускорение обучения и обогащение его содержания. Наиболее эффективно обучение, где проявляется творчество учащихся. В общеобразовательной школе основной формой обучения считается классно-урочная, которая не в полной мере соответствует индивидуализации обучения. Организация исследовательской и творческой деятельности – это структура, в которую входит индивидуальная работа. Такая форма полностью соответствует единству личностных и индивидуальных интересов, так как, во-первых, творческое обучение создает наиболее естественную форму для детей, которые отличаются высокой продуктивностью, самостоятельностью мышления, настойчивостью в достижении цели, во-вторых, развивает креативность, в-третьих, творческое обучение – хороший путь обогащения программ обучения для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями.Есть категория одаренных детей, которых интересуют точные науки. Они с интересом их изучают и делают большие успехи, а естественные науки оставляют без внимания, они просто не вызывают у этих детей живого интереса. Таких учащихся возможно заинтересовать заданиями, где они могут проявить свое творчество, это могут быть подготовка докладов, сообщений, проектов, проведение опытов и исследований.При воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность. Одаренным детям свойственно стремление к познанию, они не терпят ограничений, это свойство их отличительная черта. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, могут отталкивать окружающих своими замечаниями. У ребенка с ранним умственным расцветом возникают специфические трудности во взаимоотношениях с соучениками. Нередко одноклассники отторгают от себя такого ученика, дают ему неприятные прозвища. Это приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть «как все» – избегает показывать себя самым знающим не только потому, что некоторые одноклассники агрессивны, но и потому, что ему самому хочется быть вместе с другими. Дополнительные переживания для такого ребенка выпадают, если ему не даются занятия по труду, физкультуре.Сложности у одаренного ребенка могут возникать из-за неприязни к школе – такое отношение часто появляется потому, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей, а нарушения в поведении – потому что учебный план не соответствует их способностям. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники, вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Для одаренных детей характерно погружение в философские проблемы, они могут задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Как правило, у одаренных детей наблюдается несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, они часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста, из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Одаренные дети стремятся к совершенству, для них характерна внутренняя потребность совершенства, отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Взрослые, обращая повышенное внимание на развитие способностей ребенка, часто не замечают его личностных трудностей, характер которых определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности осложняются в случаях формирования у одаренного ребенка заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности.Оказание помощи детям, имеющим высокий интеллект, часто требует работы с родителями и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенкуНаталья ПИВОВАРОВА, учитель начальных классов высшей категории школы №619

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте