search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ
0

Гении из началки

Проблема развития личности одаренного ребенка – одна из актуальных на современном этапе развития психолого-педагогической теории и практики. Наиболее остро она проявляется в школе по отношению к детям с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение.

В современной психолого-педагогической литературе нет однозначного определения понятия «одаренность». Она рассматривается как многогранное многофакторное явление. В определении одаренности мы опираемся на формулировку, данную в «Рабочей концепции одаренности» (под ред. Д.Богоявленской и В.Шадрикова), в которой это понятие трактуют как системное развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Они отличаются широтой восприятия, остро чувствуют все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет, для них характерна способность воспринимать связь между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы. У одаренных детей отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию, что помогает им накапливать большой объем информации, они обладают большим словарным запасом, наконец, у них продолжительная концентрация внимания. Не секрет, что креативно одаренные дети обладают широким кругозором, дифференцированными специальными знаниями, развитыми умственными способностями и гибкостью мышления, высоким уровнем понимания проблем и удовлетворения от их решения.В психосоциальной сфере одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости, предъявляют высокие требования к себе и окружающим, для них характерны живое воображение, богатая фантазия, изобретательность, обладание чувством юмора и эгоцентризмом, наряду с этими качествами возникают трудности в общении со сверстниками. Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предметам, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием учиться. Чтобы не потерять и без того малочисленное количество одаренных детей, необходимо предоставить возможность таким детям проявлять свои способности. Для этого надо включить ребенка в исследовательскую деятельность, использовать индивидуальные задания для его развития.Для обучения одаренных детей используется ускорение обучения и обогащение его содержания. Наиболее эффективно обучение, где проявляется творчество учащихся. В общеобразовательной школе основной формой обучения считается классно-урочная, которая не в полной мере соответствует индивидуализации обучения. Организация исследовательской и творческой деятельности – это структура, в которую входит индивидуальная работа. Такая форма полностью соответствует единству личностных и индивидуальных интересов, так как, во-первых, творческое обучение создает наиболее естественную форму для детей, которые отличаются высокой продуктивностью, самостоятельностью мышления, настойчивостью в достижении цели, во-вторых, развивает креативность, в-третьих, творческое обучение – хороший путь обогащения программ обучения для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями.Есть категория одаренных детей, которых интересуют точные науки. Они с интересом их изучают и делают большие успехи, а естественные науки оставляют без внимания, они просто не вызывают у этих детей живого интереса. Таких учащихся возможно заинтересовать заданиями, где они могут проявить свое творчество, это могут быть подготовка докладов, сообщений, проектов, проведение опытов и исследований.При воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность. Одаренным детям свойственно стремление к познанию, они не терпят ограничений, это свойство их отличительная черта. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, могут отталкивать окружающих своими замечаниями. У ребенка с ранним умственным расцветом возникают специфические трудности во взаимоотношениях с соучениками. Нередко одноклассники отторгают от себя такого ученика, дают ему неприятные прозвища. Это приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть «как все» – избегает показывать себя самым знающим не только потому, что некоторые одноклассники агрессивны, но и потому, что ему самому хочется быть вместе с другими. Дополнительные переживания для такого ребенка выпадают, если ему не даются занятия по труду, физкультуре.Сложности у одаренного ребенка могут возникать из-за неприязни к школе – такое отношение часто появляется потому, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей, а нарушения в поведении – потому что учебный план не соответствует их способностям. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники, вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Для одаренных детей характерно погружение в философские проблемы, они могут задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Как правило, у одаренных детей наблюдается несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, они часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста, из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Одаренные дети стремятся к совершенству, для них характерна внутренняя потребность совершенства, отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Взрослые, обращая повышенное внимание на развитие способностей ребенка, часто не замечают его личностных трудностей, характер которых определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности осложняются в случаях формирования у одаренного ребенка заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности.Оказание помощи детям, имеющим высокий интеллект, часто требует работы с родителями и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенкуНаталья ПИВОВАРОВА, учитель начальных классов высшей категории школы №619

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте