search
main
0

Генератор увлеченности

Четырехдневка для старшеклассников – это нормально

Лицей №22 «Надежда Сибири» – старейшее образовательное учреждение Новосибирска. Уже век назад школа была передовой для своего времени, сейчас это учреждение, которое ведет за собой других. О жизни лицея сегодня рассказала его директор Лариса ПОТЕРЯЕВА.

Лариса ПОТЕРЯЕВА
Лариса ПОТЕРЯЕВА

– В 2009 году в лицее «Надежда Сибири» появились специализированные классы для выявления и поддержки способных и одаренных детей. Сейчас у нас их несколько по четырем направлениям: инженерно-биологическое, инженерно-технологическое, медико-технологическое, естественно-научное. Требования проекта очень высокие и к результатам освоения программ, и к специалистам, мы привлекаем профильных профессионалов, людей науки. Вместе с дополнительным финансированием открылись новые возможности: мы смогли развернуть инновационные процессы во всем лицее. Создаем высокотехнологичные мотивирующие пространства, среди которых лицейские инженерные открытые мастерские (ЛИОМ), представляющие мини-технопарк с современным оборудованием. Здесь проходят чемпионат «Ворлдскиллс», олимпиада Национальной технологической инициативы. Мы лидеры в этих направлениях: 22 лицеиста из 26 участников регионального этапа «Ворлдскиллс» в этом году стали призерами. В олимпиаде НТИ на первом месте по количеству победителей Новосибирская область, затем Москва и Петербург, а на четвертом – наш лицей. У нас развита система бонусов: дополнительные каникулы и баллы к контрольным работам, гранты на проекты.

Новые ФГОС в старшей школе предусматривают учебные планы, в которых часть предметов может отсутствовать, чтобы больше времени выделить профильным направлениям. Профильную пропедевтику начинаем с 1‑го класса. С 6‑го делим на профили, но уже в 5‑м погружаем детей в профильные предметы. Пять дней в неделю школьники занимаются уроками, а шестой – это внеурочные занятия в разных увлекательных форматах: встречи с интересными людьми, игры, квесты, викторины, хакатоны, предметные погружения. У каждого класса есть тьютор. С 5‑го по 9‑й класс создаем пространство пробы. Но в основном профильность создается за счет внеурочной деятельности: дети пробуют себя в разных направлениях. В течение года 15‑20 человек, меняя профиль, переходят в другой класс. Я считаю это правильным, ведь у ребенка есть выбор – число профилей равно числу классов. Учебные планы в параллелях похожи: где-то чуть больше математики, где-то – биологии, поэтому переход на качестве усвоения материала не сказывается. К старшим классам дети уже окончательно и, главное, осознанно выбирают нужный профиль.

Учебный процесс организован не по четвертям, а по триместрам: после 5‑6 недель учебы наступают недельные каникулы. Эта технология, использовавшаяся еще в 50‑х годах прошлого века, направлена на здоровьесбережение детей. Как утверждают ученые, после каждых 5‑6 недель у ребенка происходит спад энергии, возникает необходимость отдохнуть. Результат ощутимый – снизился процент заболеваемости детей, и многие школы уже перенимают наш опыт. Кроме того, у нас модульная система обучения и оценивания: предмет делится на блоки-модули, каждый из которых нужно сдать как промежуточную аттестацию. Отметки за модули приоритетнее текущих, которые обычно получают не столько за знания, сколько за прилежание. О темах модулей и сроках сдачи информируем обучающихся и родителей в начале учебного года через сайт лицея.

Старшеклассники учатся даже не на пяти-, а на четырехдневке. У каждого из них индивидуальный учебный план, как того требует стандарт. Основные предметы школьник изучает очно, а часть – заочно, с применением дистанционных технологий. Зачем ему углубленно изучать, например, обществознание, если сдавать этот предмет он не собирается, имея другие приоритеты. Он изучает его в нужном темпе, консультируясь с педагогом онлайн, а во время, которое освободилось, углубленно изучает предметы, необходимые для будущей профессии. Конечно, таким образом можно изучить только базу, но это тоже создает возможность выбора. Дети и родители поддерживают идею такой формы обучения. Один день в неделю у старшеклас­сника самоподготовка, еще один – погружение в профиль: внеурочная деятельность в школе или на курсах в университетах города, занятиях в Академгородке. В итоге образовательное пространство расширяется. Педагоги отмечают, что уровень стресса у детей снизился, количество пропусков уменьшилось в 4 раза, а это важный показатель в нашей работе.

Если есть свободные места, принимаем желающих, тогда выбираем больше семью. Искренне считаем, что не ребенок должен быть подготовлен к школе, а школа должна быть подготовлена к каждому, кто в ней учится. Но нужно, чтобы семья была с нами в одной воспитательной и образовательной парадигме. Мы делаем ставку не только на академические знания, которые сейчас при желании очень легко получить, опираемся на внеурочную деятельность, которая может стать основой выбора профессии. Если количество уроков в неделю в лицее около 1400, то вне­урочной деятельности – более 500 часов. Причем 99 процентов – бесплатные занятия. Именно здесь проявляется субъектность ребенка. Он голосует сначала руками, потом ногами – ходит или не ходит к тому или иному преподавателю. Тут уже задача педагога – заинтересовать, и это для нас очень важно: ребенок занят нужным делом. Занятость в лицее персонифицирована. Мы активно мотивируем детей принимать участие в конкурсах, фестивалях, проектах, олимпиадах. Не обязательно быть победителем, призером, но обязательно стать участником. А как иначе проверить результат внеурочной деятельности? В лицее создан генератор вовлеченности, карты вовлеченности, где ведется учет, чем занят каждый, в каких треках участвует, в лицее их шесть. В специально созданном электронном приложении видно, чем во внеурочной деятельности занимается большинство класса. Если выявляется ребенок, который не занят или, наоборот, перегружен, психолог и классный руководитель составляют план индивидуальной работы, помогая сориентироваться.

Довольно много детей у нас активно используют очно-заочную форму обучения: кто-то в командировке с родителями, кто-то часто болеет, кто-то серьезно занимается спортом, танцами. Обучение организовано на платформах Zoom или Skype. Создана и своя платформа Моodle, есть возможность проводить онлайн-уроки, вебинары, консультации. Когда школьники всей страны были переведены на дистанционное обучение, мы проанализировали, какие еще платформы можно использовать, как совершенствовать свою. Но главным стал вопрос: как организовать обратную связь, чтобы понимать, правильно ли мы действуем? Специалистов нашего центра по работе с родителями, педагогов, у которых нет классного руководства, назначили кураторами параллелей, присоединили их к родительским группам во всех мессенджерах. Их задачей стала оперативная связь с учениками, родителями и педагогами. Вопросов было достаточно много, но именно такая организация работы дала возможность максимально исключить стрессовые ситуации, быстро решать проблемы. В условиях самоизоляции нагрузка на ребенка возросла в несколько раз, увеличился объем именно самостоятельной работы. На первом же педсовете подняли тему противоречия: электронные способы обучения рассчитаны на индивидуальное обучение, применимы ли здесь классно-урочные методы и формы? При классно-урочной системе нагрузка распределяется между 30 детьми, а при дистанционном обучении ее должен выдерживать один человек. Для учителя вместо 30 человек в одном классе 30 классов по одному человеку. И мы выделили основные предметы: обязательные – русский язык, математика плюс 1‑2 профильных, свои для каждого класса. Остальные перевели в режим ускоренного обучения, уроки по ним организовали методом погружения. То есть не 5‑6 разных уроков ежедневно, а в один день обязательный предмет и 4‑6 «ускоренных». Ребенок получает задание на дом по одному основному и одному «ускоренному», тем самым снижается объем самостоятельной работы.

С подачи нашей методической службы мы подумали, как оптимизировать работу учителей. Нагрузка возросла многократно. В обычном режиме ребенок выполняет задание на уроке, а проверка тетрадей случается несколько раз в неделю, теперь же родителю и ребенку нужно, чтобы учитель проверил каждое задание. Поэтому мы разбили их на тренировочные и контрольные: одни для самоподготовки, которые не обязательно высылать на проверку, другие для учительского контроля. Если ребенок хочет получить консультацию, исправить отметку, может отправить, но это необязательно. Некоторые сложные темы, которые требуют непосредственного диалога с учителем, мы перенесли на следующий год, программа это позволяет, если класс не выпускной, конечно.

Мы регулярно информируем родителей, рассказывая о нашей системе работы, используя видео- и аудио­обращения, где подробно разъясняем, как организовать работу детей в самоизоляции, какие риски возникнут, как решать проблемы. Дистанционно провели три общешкольных родительских собрания, акцентируя внимание на том, что в этой ситуации есть и хорошее – дети приобретают новые компетенции. Стандарты требуют предметных, личностных и метапредметных результатов. Если в традиционном формате упор делается в основном на предметных результатах, а личностные уходят в воспитательную работу, то дистанционный формат позволяет сосредоточиться как раз на метапредметных и личностных компетенциях – умении самостоятельно добывать знания, проявлять волю, характер. Постарались быстро решить вопрос с недостаточным количеством техники в некоторых семьях, передав во временное пользование школьные ноутбуки по договорам материальной ответственности.

К 30 апреля дети у нас прошли «ускоренные» предметы, получили отметки за год. На май у них остались основные предметы плюс внеурочная деятельность, которая реализуется через несколько форматов. Кружки, секции, подготовку к ОГЭ, ЕГЭ перевели в онлайн, используем курсы, предложенные учреждениями дополнительного образования на разных платформах. Около 300 учеников лицея подключились к образовательной платформе центра «Сириус», дистанционно участвуют в олимпиадах, конкурсах, им помогают и наши наставники. Часть профильных смен, которыми в июне обычно заняты около 1000 детей, перенесли на август в надежде, что ситуация изменится. Тем не менее планируем вести работу в дистанционном формате.

Наши родители написали письмо на имя мэра города со словами благодарности, что доказывает важность единства всех участников образовательных отношений. Но заменять традиционное образование дистанционным нельзя! Далеко не каждый ребенок готов к отсутствию прямого общения. Школа в традиционной форме важна как центр получения мягких компетенций – умения общаться, представлять себя, учиться на своих ошибках. Конечно, изменение условий привычной среды всегда дает толчок к саморазвитию, но, мне кажется, мы все сегодня осознали, как важны при общении тепло и энергия собеседника, возможность взять за руку и просто почувствовать поддержку единомышленников.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте