Школа генеральных конструкторов СЗАО – не еще одно учреждение дополнительного образования. Это новый тип элитарной практики, который может начать постепенно сдвигать всю сферу массового образования к тому, чтобы теоретическое мышление в его самых высоких образцах стало доступным всем детям.
Сегодня в Школе генеральных конструкторов работают три направления: «Проект построения ядерно-водородной энергетики в России» (при научной поддержке Института ядерного синтеза и Института водородной энергетики РНЦ «Курчатовский институт», а также при участии Шиллер-института (Германия); «Проект радикального преобразования отечественной микроэлектронной отрасли на основе создания крупносерийной нанотехнологии» (ООО «НТЦ Прибор», Санкт-Петербург); «Проект построения мусороперерабатывающей отрасли» (НПЦ «Поиск»), «Авиапроект» (МАИ, МАТИ).
Основные принципы, положенные в основу трех направлений деятельности, таковы.
Во-первых, учащиеся работают исходя из их интересов, связанных с будущим профессиональным самоопределением. При этом в качестве предмета работы выступает идея, которая действительно прорывная и в научном, и в промышленном плане.
Во-вторых, прорывной фронт научного знания держит ученый, за работу с мотивацией отвечает педагог, а связь между ними, форму их взаимодействия друг с другом, а также с учащимися выстраивает методолог. Таким образом, создана более сложная позиционная матрица образовательной работы недели – то, что обычно происходит на уроке.
В-третьих, проблема, которую решают дети, носит комплексный характер. Поэтому они работают, углубляя свои знания одновременно в разных предметных полях. Например, химия, физика, экономическая география, экономика, экология, как это происходит в рамках второго направления – в «Проекте построения ядерно-водородной энергетики в России». Или математика, информатика, экономика, как это происходит в рамках второго направления – в «Проекте радикального преобразования отечественной микроэлектронной отрасли на основе создания крупносерийной нанотехнологии». По каждому из направлений выстроены соответствующие интегральные курсы.
В-четвертых, в Школе генеральных конструкторов молодежь учится применять знания в новых, совершенно открытых ситуациях. Задания, которые даются учащимся, нацелены на то, чтобы дети сами поняли, что они знают, а что не знают, и в какой конкретно области. Выполняя задания, школьники учатся самостоятельно интегрировать разного типа знания. А также тому, чтобы не путать зоны их применения.
Наконец, в-пятых, в рамках курсов происходит обучение не только разным типам предметных знаний, но и разным типам деятельности: исследовательской, проектной, конструкторской. Ребятам показывают особенности механизма каждой из них, они учатся соединять разные типы деятельности в своей учебной практике, четко при этом понимая их различия.
Таким образом, в концентрированном виде используются те принципы, которые выделяются в качестве важнейших ведущими педагогами-экспериментаторами. При этом задаются такие условия применения знаний, которые должны вытолкнуть учащихся на порождение действительно новых открытий.
Комментарии