search
main
0

Гендерное равенство или… гарем? Что ожидает женщин России в XXI веке

В Государственной Думе весьма активно обсуждается законопроект, который должен расширить права женщины на участие в общественной жизни страны. Большинство социологических опросов в России подтверждают, что в стране существует дискриминация по признаку пола, причем чем выше уровень принятия решений, тем больше дискриминации. Например, среди губернаторов субъектов РФ сегодня только одна женщина – Валентина Матвиенко, в Госдуме одна вице-спикер – Любовь Слиска, в Правительстве РФ нет ни одного министра-женщины. Дело, конечно, не в том, чтобы автоматически занимать руководящие должности, а в том, что российские женщины пока что стесняются бороться за свои права. Для того, чтобы активизировать их деятельность, создана межпартийная Ассоциация «Женщины в политике», которая недавно провела «круглый стол» в московском Доме журналистов. В его работе приняли участие видные специалисты в области гендерной политики. Поскольку большинство российских учителей – представительницы прекрасного пола, думаем, нашим читателям дискуссия будет небезынтересна.

Лариса НИКОВСКАЯ, заместитель председателя Ассоциации «Женщины в политике»:

– Фракция ЛДПР Государственной Думы предлагает внести поправки в Семейный кодекс, чтобы узаконить в России многоженство. В Чеченской Республике уже в обязательном порядке введено изучение шариата и Корана. Председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вишняков всерьез полагает, что при выборах в Госдуму следует установить 30-процентную квоту для женщин. А Борис Гребенщиков в одном из своих последних интервью сказал, что главной тенденцией в жизни нашего общества можно назвать матриархат. То есть в умах царит полная путаница.

Женщины России пока еще не осознают те угрозы, которые стоят перед ними в нынешнем веке. С тем, что в стране процветает половая дискриминация, согласен каждый. Но тот факт, что существует угроза свободе женщины, свободе женского предпринимательства, осознают далеко не все. На самом деле то, что имеют нынче женщины скандинавских стран, – результат их многолетней организованной борьбы. Женщины России должны объединиться в общественное движение, и тогда мы будем представлять реальную силу, с которой будут считаться.

Иван ГРАЧЕВ, депутат Государственной Думы РФ:

– С идеей введения многоженства в России я впервые столкнулся еще в 1990 году в Верховном совете Татарстана, где был депутатом. Я был настолько удивлен этим предложением, что пошел по Верховному совету и стал опрашивать женщин-аппаратчиц: как они относятся к этому законопроекту? Был просто поражен тем, что подавляющее большинство высказались «за». Введение многоженства предлагают как способ борьбы с демографическим кризисом. Есть результаты социологических опросов, проведенных в Москве, которые показывают, что улучшение уровня жизни пока в России связано с увеличением уровня рождаемости. Это означает, что наша страна, в отличие от Франции, еще не пришла к демографической катастрофе, что ситуация пока еще управляемая и обратимая.

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ, руководитель Центра демографии и экологии человека:

– Наша страна пережила столетие модернизации, давшейся дорогой ценой, но продвинувшей вперед российское общество. Сейчас возникает опасность того, что результаты модернизации могут оказаться под вопросом и процесс пойдет вспять, начнется антимодернизация. Это касается и положения женщины в обществе. Сто лет назад ценности российских женщин были близки к тем, которые сейчас отстаивают некоторые исламские традиционалисты. До революции 1905 года женщина не имела никаких прав и на официальном уровне существовала только как придаток мужчины, была вписана в его паспорт и не могла сама ездить по стране и за границу. Вся ее жизнь была подчинена очень строгому и светскому, и религиозному канону. Многие русские женщины тогда были удовлетворены таким положением потому, что просто не представляли себе, что могут занимать другое место в обществе и в семье. Но за сто лет в стране произошли очень большие изменения, вызванные объективными – демографическими и экономическими – причинами.

Как демограф я обращаю внимание на то важнейшее изменение, которое было привнесено со снижением смертности. В России еще в начале XX века каждый третий ребенок умирал, не дожив до одного года, только половина детей доживала до 20 лет. Для того чтобы общество могло выжить, женщина должна была буквально всю свою жизнь производить на свет детей, в среднем в браке она рожала порядка 10-11 детей. Это было очень большим ограничением для участия женщины в других сторонах жизни, хотя не надо думать, что женщина не работала. Крестьянская женщина всегда работала очень тяжело, правда, в своем доме, в своем хозяйстве. Ее труд предопределял взгляд на положение женщины в обществе. Когда стала снижаться смертность, стала иной структура экономики, когда сельское население начало стремительно перетекать в города, все каноны коренным образом были подорваны. Сегодня выживает подавляющее большинство детей, у женщины расширяется жизненное пространство, которое она может использовать для образования, для работы, для занятий общественной деятельностью. Когда сейчас ценности ислама противопоставляют европейским, то забывают, что исламское общество – в основном крестьянское, а европейское, и российское в том числе, – городское, что мы живем по правилам, которые нам предписывает не религия, не какие-то политические соображения, а сама жизнь. В советское время занятость женщин практически равнялась занятости мужчин, чего не было ни в одной стране мира. Сейчас можно по-разному к этому относиться, но сказать, что мы должны крутить колесо истории назад, нельзя. Женщины сегодня стремятся работать во всех странах. Стандарт европейской жизни – работающие супруги. Просто нужно делать какие-то поправки на роль женщины-матери, а не сводить роль женщины исключительно к роли матери и домашней хозяйки. Это возможно только на словах, но это будет ложью, поскольку в жизни все не так. Наши женщины должны работать, заниматься бизнесом, потому что им нужно прокормить детей.

Когда происходят изменения в мусульманских странах, когда они становятся более городскими, более современными, то и они меняют свои взгляды. Например, в Иране очень активно при поддержке исламского духовенства развивается программа планирования семьи, хотя это противоречит обыденному представлению об исламских традициях. Рождаемость в Иране, как и во всем третьем мире, должна снижаться, и они не настаивают на том, что Коран запрещает ее ограничивать.

Другое дело, что в исламе есть люди, которые считают, что догма должна торжествовать над жизнью, но это невозможно. Поэтому мы должны соотносить свои представления о свободе женщины с теми реальными изменениями, которые происходят. В тех странах, где удается обеспечить оптимальное сочетание выполнения женщиной своих семейных и материнских обязанностей с участием в экономической и общественной жизни (например, во Франции), рождаемость выше, чем в России или в тех странах, где этому внимание не уделяется. Наши женщины недостаточно широко представлены в общественной жизни и в политике, слово «феминизм» стало почти ругательством.

В России женщины за свой труд получают меньше, чем мужчины. Они дискриминируются при приеме на работу: сама возможность того, что женщина может родить ребенка, делает ее нежелательным работником. Того, кто слаб, легко угнетать и дискриминировать. Женщины должны отстаивать свои права и не поддаваться на дешевые упреки и запугивания, ведь у нас в стране женщин на 10 миллионов больше, чем мужчин, а это сила.

Галина МИХАЛЕВА, председатель гендерной комиссии Российской демократической партии «Яблоко»:

– Кто слаб, того действительно легко угнетать. Мы слабые, потому что до сих пор не сумели отстоять свои места в политике, потеряли даже те формальные квоты, которые были у женщин в советское время. В правительстве нет ни одной женщины, в Государственной Думе женщин-депутатов меньше 10%. Губернатор-женщина у нас одна, в руководстве политических партий женщин мало.

Сама постановка вопроса – дескать, было бы неплохо, если президентом или премьер-министром России бы стала женщина, – встречает полное непонимание. Поэтому не случайно появляются «замечательные» идеи Владимира Жириновского, никто не стесняется говорить, что «надо заставить женщин рожать». Я удивляюсь, что пока никто не догадался предложить законодательный запрет на аборты.

Мы допускаем, что у нас и на телевидении, и на страницах прессы, и на уличных рекламных щитах женщины рекламируются как товар. Мы допускаем, что в объявлениях, приглашающих на работу, указываются размер груди или талии, длина ног или рост. Это очевидные проявления дискриминации, а мы это терпим. Большая часть женских организаций в России, к сожалению, занимается собой или деятельностью в каком-то узком ключе. Пока проблема равноправия не станет рассматриваться как политическая, женщины не будут представлены в органах власти. Между тем, по статистике, если в органах власти меньше 20% женщин, не решаются проблемы детей, если меньше 30% – не решаются проблемы женщин. Нужно меньше дискутировать, меньше доказывать друг другу очевидное и больше заниматься реальной работой.

Светлана АЙВАЗОВА, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН:

– На самом деле, когда мы говорим о проблеме женских прав, об эмансипации, речь идет вовсе не о противоречиях между разными культурными традициями, а о том, что происходит переход из традиционного общества в современное. Если в традиционном обществе человек живет для общества, для своего рода, выполняя его задачи, то в современном обществе главной ценностью становится сам человек, будь то мужчина или женщина. На передний план при этом выдвигается проблематика прав человека. Эмансипация в сущности – процесс отделения человека от рода, когда он становится главной ценностью. Она идет разными путями. Здесь и проблемы демографии, и проблемы общественного производства. Проблемы эти чрезвычайно важны в момент первоначального накопления капитала. Когда промышленнику необходимо снизить издержки производства, он начинает использовать дешевую женскую рабочую силу. Так и происходит переход от традиционного общества к современному, связанный вовсе не с испорченностью нравов, а с тем, что возникает новая объективная реальность – промышленное производство нуждается в дешевых рабочих руках.

У нас действительно идет тяжелый, мучительный процесс модернизации, но, в отличие от Запада, он растянулся на многие годы. К сожалению, наша политическая элита считает, что, если обновить технологии, то модернизация произойдет сама собой. Прислушайтесь к речам наших политиков: когда они говорят о модернизации, то прежде всего имеют в виду экономический процесс. Они начинают ускоренными темпами модернизировать экономику, но получается, что человек, которому при этом не дают свободы, не дают прав, в этой экономике работать не может. При этом происходит кризис, как в 1917 году, как в момент Перестройки. Пока вопрос о правах человека не поставят впереди проблемы экономической модернизации, ничего у нас не получится.

Права женщины не отделимы от прав человека. Первыми в середине XIX века это поняли российские мужчины. Среди живых пропагандистов и сторонников феминизма были такие известные люди, как хирург Пирогов, знаменитый критик Михайлов, тот же Бакунин. Абсолютно все понимали, что речь идет о том, чтобы человек стал выше государства, чтобы государство обслуживало человека, а не наоборот.

Недавно митрополит Кирилл заявил, что нашу Конституцию необходимо переписать, потому что главное в ней – первая статья о правах человека. Общество должно быть очень внимательным к подобным заявлениям. Изменения будут идти только в сторону ухудшения, потому что противники Конституции откровенно говорят: права человека слишком много дают личности.

Сегодня у нас происходит архаизация массового сознания, но она идет не снизу, а насаждается сверху. Наши 10-летние исследования показывают, что на самом деле глубинные процессы общественной и семейной жизни идут по пути демократической эволюции и утверждения норм равноправия. Сверху же нам насаждают идеологию консерватизма. Абсолютно все высшие чиновники утверждают, что Россия должна стать страной с либеральной экономикой и консервативными ценностями. Что такое консервативные ценности с точки зрения прав женщин?

На «круглом столе» в Государственной Думе, который накануне 8 марта проводил Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Екатерины Лаховой, обсуждался проект закона о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Когда документ готовился ко второму чтению, из текста закона изъяли два принципиальных понятия. Во-первых, вычеркнули государственные гарантии, потому что государство, которое строит либеральную экономику, не хочет отвечать за реализацию прав женщин.

Во-вторых, убрали понятие «гендер» – социальный пол. Оно означает, что нет никакой зависимости между природной заданностью, физиологией мужчин и женщин и их правами в социуме. На «круглом столе» шла ожесточенная битва в течение трех часов, и было совершенно ясно, что партия «Единая Россия», которая сегодня ведет этот закон, будет стоять на своем и никогда не согласится вернуть вычеркнутые пункты. Но на самом деле это тупик для развития современного российского общества.

Для архаизации массового сознания очень типично предложение о введении многоженства, с которым ЛДПР выступает якобы из уважения к исламским ценностям. Фонд «Общественное мнение» решил выяснить, сколько наших сограждан поддерживают эту идею, и провел социологическое исследование. Из каждых 10 опрошенных только один человек, независимо от вероисповедания, ее поддерживает. А нам эту идею насаждают сверху, как будто в обществе существует запрос на многоженство. Надо честно и откровенно говорить, что в обществе такого запроса нет, что все это предлагается в интересах эпатажной политики Жириновского. Кроме того, демографы обнаружили в его утверждениях существенную неточность: как раз в фертильном возрасте мужчины и женщины находятся в равных пропорциях. Противовес возникает только в старших возрастных группах, когда сам вопрос о деторождении уже отпадает.

На самом деле у нас замечательное законодательство. Конституция РФ гласит, что мужчины и женщины имеют в России равные права, свободы и возможности. В Законе «О политических партиях» утверждается, что при выдвижении списка кандидатов в депутаты партии обязаны учитывать этот конституционный принцип. В Уголовном кодексе РФ, принятом в 1996 году, существуют замечательные статьи. Одна из них – статья 136, где прямо говорится: дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы и национальности, наказывается штрафом либо исправительными работами на срок до 2 лет. То же деяние, совершенное с использованием служебного положения, – лишением свободы сроком до 5 лет. Это потрясающие нормы, которые нужно использовать.

Надежда ШВЕДОВА, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады:

– Совсем недавно в России лишь около 7% женщин имели доступ к финансово-экономическим ресурсам, при этом интересно, что около 7% женщин входили в законодательные органы и 7% из бюджетов шло на социальные нужды. Тут и можно сделать вывод о том, сколько женщин должно быть во властных органах, принимающих решения, чтобы на социальные нужды выделялись солидные финансовые средства. Сегодня мы тратим на социальные службы 4% ВВП – ровно столько, сколько тратилось во времена царствования Петра Первого.

Наше государство, политики и СМИ вспоминают о женщинах только в связи с демографическим кризисом. Такая постановка вопроса отводит женщине роль той самой родильной машины, которую она играла до революции. Но в неволе женщины не размножаются и не могут ликвидировать этот демографический кризис. Я понимаю, что выступления Жириновского – хлеб для нашей «желтой прессы». Но до каких пор пресса будет поддерживать политиков из разряда попов Гапонов? Ведь не в первый раз вопрос о многоженстве обсуждается в обществе. Спрашивается, зачем все это: зачем тратятся силы, зачем привлекается общественное мнение? Уважаемые налогоплательщики и налогоплательщицы вынуждены терпеть непрофессионализм. Если педагог начальной школы не знает таблицу умножения, признают ли его способным вести занятия в первом классе? Нет. Так почему же мы столько лет признаем профессионально адекватным человека, предлагающего совершенно неадекватные вещи?

Россия подписала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, и теперь наше законодательство должно соответствовать духу и букве Конвенции. Поэтому правительство не может ссылаться на обычаи и нравы, якобы сложившиеся исторически, для того чтобы закреплять дискриминацию по признаку пола.

Терминология

АНДРОЦЕНТРИЗМ – характерная для западной культуры норма считать мужчину тождественным человеку вообще, человеку как виду Ноmо Sapiens, а женщину – некоей специфической особенностью, подвидом «человека вообще».

ГЕНДЕР – социальный пол. В английском языке разграничиваются понятия социального пола (gender) и биологического (sex). Терминологически понятие гендер оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований (см. «Гендерные исследования»).

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – теория, методология и практика междисциплинарного изучения общества и культуры на основе гендерного подхода. Основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности, черты характера общество через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы предписывает исполнять женщинам и мужчинам, чтобы выстроить традиционную (патриархатную) иерархию власти.

ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО – характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае – мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции. Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ – социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов. В некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность – женская роль, а активность – мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ (sex discrimination) – практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим. В большинстве обществ это рассматривается как дискриминация, благоприятствующая мужчинам в ущерб женщинам. В обществах, характеризующихся патриархальными отношениями, женщины, как правило, подвергаются систематической дискриминации во всех областях социальной жизни.

ЖЕНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – возникшее под влиянием феминистской теории в 70-х годах ХХ в США направление в социальных и гуманитарных науках. Целью женских исследований было переосмысление культуры, общества и самой науки с точки зрения женщин («глазами женщин») – в отличие от предыдущей научной традиции все оценивать и анализировать с «мужской точки зрения». Исторически предшествовали гендерным исследованиям.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА (gender mainstreaming). Впервые концепция такого подхода появилась в различных международных документах после проведения III Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (Найроби, 1985). Gender mainstreaming означает необходимость включения критериев равенства между женщинами и мужчинами в общую систему организации общества, обозначаемую термином «mainstream». Позже эта концепция была одобрена в Программе действий, принятой на IV Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (Пекин, 1995). Комплексный подход к проблеме гендерного равенства понимается как «систематическая интеграция приоритетов и потребностей женщин и мужчин в программы по социальной политике для продвижения равенства между женщинами и мужчинами; развитие специальных мер социальной политики для достижения равенства, сопровождаемых учетом их эффекта в отношении женщин и мужчин уже на стадии планирования с последующим мониторингом и оценкой».

ПАТРИАРХАТ – в теоретических моделях феминизма – особая система контроля над производительными и репродуктивными способностями женщин (а также детей). Понятие патриархата анализируется посредством выявления исторических, социально-экономических и социокультурных форм и типов мужского доминирования, подчиненности (субординации) женщин, гендерного распределения власти и гендерно обусловленного насилия. С точки зрения права патриархат интерпретируется как гендерная дискриминация.

СЕКСИЗМ – дискриминация по признаку пола (от англ. sex – биологический пол).

ФЕМИНИЗМ

1. Целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам.

2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации.

3. Социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой.

4. Любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями.

По материалам Московского центра гендерных исследований

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте