search
main
Топ 10
В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Минпросвещения России выяснило, как россияне относятся к введению школьной формы Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии В школах Улан-Удэ классы закрываются на карантин Зачем нужны психолого-педагогические классы: о принципах их организации рассказала Елена Казакова «Ректором года» премии Российского профессорского собрания стал руководитель Воронежского педвуза 80% учителей в России умеют обращаться с интерактивным оборудованием
0

Ген агрессивности . Окружающая среда и лечит, и калечит

Несколько лет назад прошла дискуссия о том, передается ли ген агрессивности по наследству. Большинство участников спора пришли к выводу, что дело здесь не в наследственности, а в воспитании. Вот что говорит об этом ведущий сотрудник ВНИИ МВД, полковник милиции, кандидат медицинских наук Алексей СКРИПНИКОВ.

– Алексей Иванович, вам, видимо, тоже приходилось наблюдать, как подросток из благополучной, интеллигентной в нескольких поколениях семьи вырастал преступником?

– Кроме семьи, есть улица, которая занимается «просвещением» детей очень активно. Есть телевидение, которое подчас играет решающую роль в формировании личности. Когда ребенку еще не ясно: кто я? что я? зачем я? – он начинает искать способы самоутверждения: «Я должен быть сильным, красивым, меня должны бояться». Это заложено внутри каждого человека.

В зависимости от социальной среды формируются установки. Скажем, в фильме «Тимур и его команда» Мишку Квакина победили, но никто его не бил. Это воспитывало у маленького зрителя положительную психику. Другое дело, когда он попадает в агрессивную нынешнюю среду. Ребенок старается подражать тому, что он видит. В детском возрасте он еще не может отличить хорошее от плохого, добро от зла. В отрицательном персонаже он часто видит пример для подражания.

– Как вы считаете, существует ли ген агрессивности, и если да, можно ли его обнаружить в раннем детстве?

– Существует такое понятие, как «биологическая память». Однако есть у человека такой ген или нет, недопустима даже мысль о попытке его изъятия.

– Тогда что вызывает агрессивность у подростков?

– Здесь многое идет от семьи, влияние которой, конечно, значительнее, нежели влияние школы, а также среды, которая затягивает особенно тех детей, которые дома не находят взаимопонимания. Люмпен знает, что не может дать ребенку то, что есть у других детей. И тогда подросток уходит в свои переживания, которые глушит алкоголем, наркотиками.

– Сегодня наркоманами становятся не только дети необеспеченных, но и богатых родителей…

– Употребление наркотиков говорит о социальной запущенности ребенка. Например, папа дает сыну сто долларов, потому что у него нет времени куда-то сходить с мальчиком. А ему хочется побывать с отцом в зоопарке или на футбольный матче. И вот чтобы как-то себя занять, подросток эти деньги проигрывает в автоматах или с друзьями в карты.

Ребенок становится сиротой при живых родителях. Его начинает социализировать улица.

– К сожалению, дети настолько привыкают «жить» на улице, что их бывает трудно вернуть в семью или детдом.

– Дело в том, что все хорошее, что прививается ребенку дома, усваивается им через усилие. Результаты в учебе, спорте, игре на музыкальном инструменте достигаются упорным трудом.

Дурной же пример усилий не требует. «Ты что, слабак, не можешь сигарету выкурить? Это же настоящий кайф», – говорит парень 8-10-летнему ребенку. Это легко и доступно, к тому же ему хочется быть взрослее, не выделяться среди других ребят.

А токсикомания начинается еще раньше, чуть ли не в детсадовском возрасте. Родителям следует проверять детей: не пахнет ли от них клеем или другим токсичным веществом.

– Изменяется ли при этом поведение ребенка?

– В таких случаях глаза у него либо неестественно блестят, либо зрачки сильно расширены, либо сужены. Бывает, и язык заплетается. Дети, принимающие наркотики, имеют неустойчивую походку.

– Но ведь не только улица растлевает детей?

– Что сегодня показывают на голубом экране? Фильмы для взрослых «крутят» и днем. И подросток, будучи один, тоже смотрит то, что не предназначено для детских глаз, и в мультиках, особенно американских, полно сцен насилия. Скажем, насилие над Котом в мультфильме «Том и Джерри». Его и утюжат, и динамитом взрывают, и плющат. Ребенок видит, что кого-то можно бить, над кем-то можно издеваться. Просто так, для потехи. С трех лет он начинает осознавать, что насилие, издевательство над другими позволительно, что это даже смешно. У какой-то части детей появляется интерес к тому, что, скажем, будет с Котом, если ему в самом деле поджечь хвост или стукнуть по голове.

– В последнее время общественность уже не только больших городов, но и малых обеспокоена тем, что так называемые скинхеды нападают на людей других национальностей. Их бьют и даже убивают. Почему такая организация стала возможна в стране, пострадавшей в годы войны от фашизма?

– В эпоху кризиса многие люди не понимают, что с ними происходит. В своих бедах они нередко винят не только правительство, но и людей другой национальности. Им кажется, что если бы не было приезжих, коренное население жило бы лучше и кризиса никакого не было бы. Так называемые вожди толпы, тонко понимающие ее психологию, легко управляют ею, подчиняют своей воле, своим корыстным целям.

В итоге исчезает ответственность за свои поступки, способность реально оценивать обстановку. Умственный уровень толпы всегда намного ниже умственного уровня любого ее представителя. Она подвержена только эмоциям.

– Как все-таки уберечь наших детей от подобных организаций?

– Дело в том, что мы сами в какой-то мере способствовали их возникновению. У нас издавна культивируется образ врага. Всегда у нас кто-то, а не мы сами, виноват в наших бедах. Нашим ребятам нужны нормальные молодежные и детские организации, которые исповедовали бы здоровый образ жизни, учили толерантности и гуманизму.

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте